«Ненависть иссушает душу, черпаем же силы из любви»: интервью Блаженнейшего Святослава для «Радио НВ»

воскресенье, 13 марта 2022, 12:43
Какую роль играет Церковь в том, что сейчас происходит в Украине, в разговоре с Алексеем Тарасовым на «Радио НВ» 11 марта 2022 года рассказал Блаженнейший Святослав, Отец и Глава УГКЦ.

– Сутки назад вы опубликовали текст, в котором уверяете, что дипломатия может помочь в этой войне. Вы действительно верите, что дипломатия одержит победу? В разговорах с разными экспертами в нашем эфире звучало, что единственный способ победить орду – военный. Как вы считаете?

– Прежде всего, я верю, что мы победим! Я верю в победу Украины, глядя на то, как мы, украинцы, переживаем трагедию войны, как мы объединяемся и верим, что Бог – с нами, несправедливой жертвой агрессора. Я верю, что мы победим! Мы должны использовать все средства для победы. Когда речь идёт о Церкви, то понятно, что я не могу комментировать только вооружённую победу. Сегодня Церковь молится, пытается строить отношения, и она – на передовой дипломатической составляющей. Мы стараемся тоже действовать, служить нашим людям в гуманитарном плане. Церковь, по своей сути, несёт слово. Дипломатия – это тоже служение слова, возможно, немного другим образом это служение выполняется. После вооружённой фазы непременно наступит фаза переговоров. Война предполагает необходимость садиться за стол переговоров, что всем понятно. Даже то, что сегодня агрессор не готов слушать украинскую сторону, ещё не означает, что дипломатия не станет венцом нашей победы. Мы должны работать в этом направлении, иметь предложения, привлечь все каналы переговоров и отношений в пользу нашего государства.

– Мы понимаем, что Церковь не может призывать украинцев брать в руки оружие. Также понятно, что у Церкви другие функции и нарративы. Вчера был этап дипломатических переговоров, когда в Турции встретились Кулеба и Лавров. Мы слышали риторику Лаврова. Как вы оцениваете такие заявления со стороны агрессора?

– Как тот, кто действительно чувствует, как люди переживают события, потому что у нас прямой контакт с нашими верными в Мариуполе. Я понимаю, что это гибридная война, она ведётся на уровне лжи и большой дезинформации.

Мы информируем мир о правде. Мир знает правду, поэтому ни одна ложь со стороны агрессора не пройдёт. Ему придётся признать действительность, которая перед глазами всего мира.

Интерпретация агрессивных действий России, которую мы услышали из уст Лаврова, показывает, что Россия живёт в неправде и распространяет заблуждение на весь мир. Вместо этого мы, христиане, призваны свидетельствовать правду. Мы это делаем и будем делать. И уже чувствуем, что правда побеждает, что она имеет свою силу, и мы должны провозглашать её на весь мир.

– Какую роль может сыграть Ватикан в этой войне? Есть ли у Ватикана рычаги, чтобы помочь Украине? Как вы считаете, какими они могут быть?

– Бесспорно, у Ватикана как субъекта международного права такие рычаги есть. Ватиканская дипломатия – одна из старейших в мире.  Именно из неё родилась европейская дипломатия. В эти дни я несколько раз беседовал с Папой Франциском, и он меня заверил, что сделает всё возможное, чтобы остановить войну.

Мы видим, что есть определённые попытки. Вы упоминали о переговорах в Турции. Кроме того, несколько дней назад состоялись переговоры между Государственным секретарём Ватикана кардиналом Паролином и Лавровым.

Знаем, что кардинал Паролин вышел после этого разговора очень растерянным. Он почувствовал, что российская сторона не готова к честным переговорам. Более того, кардинал подтвердил, что Лавров повторяет заученные мантры российской пропаганды.

Но Ватикан старается привлекать свои связи. У Апостольской столицы есть свой посол в России, нунций в Украине и на своём уровне они начинают активно действовать. То, что мы пока не достигли успеха, не означает, что дипломатия бессильна или не нужна. Апостольская столица действительно использует рычаги, которые имеет в своих руках.

Напомню также, что в эти дни в Украину прибыли два личных посланника Папы Франциска с гуманитарной целью. Это кардиналы Конрад Краевский и Майкл Черни. Первый вчера был во Львове, а кардинал Черни прибыл через Венгрию и находился на Закарпатье. Он сегодня возглавляет ещё одну структуру Римской курии, которая занимается вопросом всестороннего интегрального развития человеческой личности. Это был жест особого внимания и поддержки Папы для Украины, с точки зрения гуманитарной акции, поскольку огромное количество беженцев пересекает границы стран-соседей, в частности Польши и Венгрии. Здесь Ватикан мобилизует все гуманитарные ресурсы Католической Церкви в Европе, чтобы принять и послужить тем, кто бежит от войны в Украине.

– Если не ошибаюсь, 1 марта вы говорили о возможном авиаударе по Софии Киевской. Каков уровень угрозы для святынь в Украине?

– Мы получили такую информацию от наших государственных структур. Была просьба возвысить голос перед мировой общественностью, чтобы не допустить этой трагедии. Видим, что эта война ведётся, прежде всего, против мирного населения. В частности, вчера министр обороны Резников сказал, что гражданских лиц в Украине погибло больше, чем военных. Это вопиющий факт, который показывает, что агрессор полностью нарушает нормы ведения войны, гуманитарное право. К сожалению, наши святыни, храмы, священнослужители становятся первыми жертвами войны. Агрессор не смотрит, священник ли это или монах, монахиня или женщина, или ребёнок. Мы видим, как уничтожаются святыни, даже РПЦ и УПЦ МП. Думаю, что Святая София находится под угрозой. Любая бомбардировка центра Киева была бы очень опасной для этого уникального храма, для мозаик ХІ века. Мы решительно выступаем против такого возможного варварства. Надеемся, что совместными усилиями, в частности благодаря информационной защите, Святая София устоит и во время этого варварского нашествия.

– Среди декларируемых целей Путина есть открытая цель – уничтожение ПЦУ. Он не воспринимает ПЦУ, как и Украину как государство. Угрожает ли что-то УГКЦ в Украине?

– Очевидно, что мы есть в списке так же, как наши братья из ПЦУ. Мы знаем из истории, что всегда, когда Россия завоевывала наши земли, УГКЦ систематически уничтожалась. Так было во времена Российской империи, Советского Союза. Не дай Бог, чтобы это произошло теперь. Но мы на это не обращаем внимания, потому что имеем опыт смерти и воскресения, в частности в ХХ веке. Наша Церковь пережила сталинские репрессии и вышла победительницей. Её легализовала именно советская власть. Ведь Горбачёв разрешил регистрировать общины, и это стало знаком, что Церковь победила. Сегодня мы осознаём угрозу, которую несёт российская захватническая война, но, с другой стороны, стараемся не поддаваться чувствам страха, паники. Мы стараемся служить своему народу возможным для нас способом. У нас есть структуры на всей территории Украины и в целом мире. Сегодня наши общины есть в Западной Европе, Северной Америке, Бразилии, Аргентине, Австралии. В нашей диаспоре ежедневно слушают слово из Украины, их сердца бьются с нами в унисон и солидарны с нами, посылая собранную гуманитарную помощь для Украины в тех государствах, где они проживают. Таким образом мы вместе боремся за своё государство и приближаем день нашей победы.

– Как вы оцениваете роль РПЦ в этой войне? Ведь Патриарх Кирилл транслирует пропагандистские месседжи российского телевидения, фактически, благословляет на убийство. Есть ли это преступление? Является ли РПЦ соучастником преступления?

– В своё время суд над такими событиями вынесет сама история. В то же время хочу утвердить, что УПЦ МП в Украине поддерживает нашу государственность, мы видим чёткие месседжи, которые подаёт Блаженнейший Онуфрий.

Меня поражает позиция зарубежной РПЦ, её структур в Европе, которые совсем по-другому оценивают войну. В частности, поразила позиция представителей Мюнхенской иерархии, которые осудили агрессию России против Украины и обратились к своим верным, россиянам, чтобы те принимали беженцев из Украины. Они организуют сбор средств для наших беженцев, чтобы помочь нам.

Видим, что ведётся манипуляция правдой со стороны самой России, использование Церкви для своей военной пропаганды. Думаю, что это недопустимо. Но весь свободный мир – католический, православный и протестантский – решительно противостоит такой позиции. Знаю, что пишутся десятки писем патриарху Кириллу с требованием немедленно остановить войну.

– Может ли это привести к расколу, к тому, что что-то случится с РПЦ?

– Увидим. Однозначно, что тот, кто обманывает, вносит раскол. Мы знаем, что отцом лжи является дьявол. Значение слова «дьявол» – тот, кто разделяет, раскалывает. Я не хочу комментировать внутренние дела РПЦ, однако желаю поблагодарить всех, даже православных россиян, кто солидаризируется сегодня с Украиной.

– Можете ли с человеческой стороны объяснить, как русские деградировали до того, что у них появилась собственная свастика? Буква Z, собственный юген. Люди выстраиваются в букву Z. Какое может быть этому объяснение? Нация, утверждающая, что была на острие борьбы с нацистами, имеет собственную свастику...

– Любая война – это преступление. Это утверждают все христиане независимо от конфессий. Кто пытается к этому преступлению привлечь молодые поколения, ранит их души. Как оптимист я верю, что среди россиян есть люди со здравым смыслом. Возможно, у них нет нужного уровня свободы, чтобы заявить об этом. Но мы видим, что есть антивоенные протесты, которые жестоко наказываются. Люди выходят и противостоят пропаганде. Верю, что есть антитела в теле народа России. Государственная политика не будет иметь успеха. Мне жаль, что дошло до такой трагедии. Думаю, что каждый участник этого кровопролития, кто его оправдывает или распространяет, в своё время ответит перед историей своего народа и перед Божьим лицом.

– Россия всегда декларировала, что одним из столпов народа является духовность. Можем ли проследить, как мутировала эта духовность до того, что сейчас те же самые люди могут убивать людей соседней страны, которая ничего им не сделала?

– Если кто-то говорит, что его побуждает убивать духовность, то это выродившаяся духовность. Чтобы это всё глубоко оценить, нужно время. У нас его нет, каждый день гибнут люди. Это будущее осознание со стороны россиян оплачено кровью украинцев. Мы все вместе должны сделать всё возможное, чтобы немедленно остановить это безумие. Тогда будем думать, общаться, каяться, осуждать преступников, которые к этому привели. Прежде всего, нам нужно немедленно остановить массовые убийства гражданских людей в Украине.

– Сегодня известно, что социальные сети «Фейсбук» и «Твиттер» позволили пользователям использовать лексику ненависти в отношении Путина и Россиян. Как Церковь относится к тому, что миллионы людей хотят, чтобы Путин сдох, а русские катились в ад?

– Церковь никогда не одобряла проклятий и сквернословия. Это не может стать нормой нашей речи или нашего поведения. Я убеждён, что ненависть не родит ничего хорошего. Любовь к своей Родине может родить героев, которые способны победить врага. Если мы ненавидим, то уже побеждены нашим врагом. Не поддавайтесь эмоциям сквернословия, языку ненависти. Любите своё родное, потому что это нам даст силу победить. Ненависть иссушает душу, отнимает у нас силы, а любовь, наоборот, нас возрождает, пополняет наши возможности и дарит нам шанс на победу.

– Посоветуйте, пожалуйста, как не ненавидеть русских, приехавших к нам на танках? Есть ли практический совет, как ненависть превратить в любовь или в понимание?..

– Думаю, что, прежде всего, нам нужно понимать мотивацию нашего поведения. Мы стоим за правду, защищаем родное. Это наша здоровая истинная мотивация. Если мы исходим из того, что есть наше, а не чужое, нам будет легче позитивно пережить. Возможно, о каком-то позитиве сегодня трудно говорить, но давайте черпать силы из любви, а не из ненависти.

 

«Радио НВ»

11 марта 2022 года

 


ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
ПУБЛИКАЦИИ

«УГКЦ, как добрая мама, провожает своих верных из Украины и встречает там, куда их забрасывает судьба», – владыка Степан Сус 29 июня

С начала полномасштабного вторжения миллионы людей в Украине получают тяжёлый опыт – что такое быть беженцем, оставить родной город или...

МЕДИА
Prev Next