Уровни христианской молитвы: созерцательная молитва
вторник, 25 августа 2020, 15:31 В 15-ом выпуске видеопроекта «Блаженнейший Святослав: #доступно_про_важливе» Глава УГКЦ размышлял над самым высоким уровнем христианской молитвы – созерцательной молитвой. Ниже предлагаем текстовую версию видеокатехизиса.-
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
- Глава УГКЦ: «Оккупант смотрит на нас тёмным глазом маммоны, о котором ещё наш Кобзарь писал»
- Глава УГКЦ в 130-й день войны: «В праздник Матери Божьей Неустанной Помощи поручаем Её помощи и защите наших моряков Военно-морского флота»
- Блаженнейший Святослав поздравил владыку Глеба Лончину с 45-летием рукоположения в священники
Дорогие во Христе братья и сёстры!
В сегодняшних раздумьях я приглашаю вас осознать высшую степень молитвы – ту, которой обозначалась молитва совершенных христиан, великих святых. Эта молитва, собственно, и является венцом совершенства и умения в совершенстве молиться. Называется она созерцательной, или контемплятивной.
Это молитва совершенного молитвенника, но одновременно она должна быть целью тех, кто только учатся молиться. Мы не можем понять, к чему идём, пока не поймём нашей цели.
Остаётся всматриваться в Божье лицо
Во время совершенной, контемплятивной, созерцательной молитвы я не просто всё переживаю своим общением с Богом, я не просто уже понимаю смысл, практикую разные степени, способы молитвы, но действительно чувствую, что уже всё сказал Богу, а Он уже почти всё сказал мне . Что же теперь остаётся? Остаётся вглядываться в лица друг друга. О созерцательной молитве лучше высказался святой Вианей, который был покровителем настоятелей всего мира, настоятелем из городка Арс, что во Франции: «Я смотрю на Него, а Он смотрит на меня. Я уже нечего не могу Богу сказать. Я уже всё сказал. И я чувствую, что Он меня услышал. Он мне говорит. А самое важное – Он меня видит, а я нахожусь в Его присутствии. Я смотрю на Него, а Он смотрит на меня».
Пример молитвы Моисея
В Священном Писании описано событие, когда Моисей на горе заступался в молитве за свой народ, попрал заповеди, отступил от Бога, которому только что поклялся в верности. Моисей молится Господу Богу, и библейский текст дословно говорит, что он будто ласкает, гладит лицо Бога.
Интересно, что такая молитва лицом к лицу, когда, как указано в книге Второзакония, Моисей говорил с Богом как товарищ с товарищем и искал Божьего лица, но увидел только славу, может быть также определённым приглашением для каждого из нас.
Последствия созерцательной молитвы
Такая молитва – молитва созерцания, пребывание даже без слов в Божьем присутствии, глубокого переживания, что Бог меня видит, смотрит и на меня, состояние, когда я до конца открыл всё свое существо перед Ним, – имеет глубокие последствия. Мы читаем в Священном Писании, что, когда Моисей сошёл с горы, то его лицо сияло. Он словно вобрал в себя эту Божью славу, на которую смотрел. Не мог понять, не мог словам уже её выразить, но она сияла на его лице так, что люди не могли на него смотреть, и он должен был, как говорит Священное Писание, положить покрывало, вуаль, на лицо.
Апостол Павел говорит, что в нашем общении с Богом, в нашей молитве мы меняемся, как преображаемся то славы к славе. И эта слава Божья потом сияет на лице того молящегося, который с Богом таким образом говорит в глубине всего своего существа.
Бог светит на молящегося Своим лицом и его оздоравливает
Интересно, что Святые Отцы говорили: когда я почувствую эту созерцательную молитву, тогда буду находиться перед Богом в полноте всего своей существа, открою пред Ним все потаённые уголки мои, как, например, открываем или выставляем на солнце наше тело, иногда израненное. Мы, может, не чувствуем, но солнце своими лучами изменяет кожу, исцеляет раны, убивая болезнетворные бактерии, излечивает болезни. Следовательно, такая молитва – это момент, когда я открываю себя в полноте, выставляю все мои раны перед светом Божьей славы. И Бог на них светит, силой Святого Духа озаряет, освещает не только мою внутреннюю темноту, но светит на мои раны, грехи и исцеляет их. Я чувствую, что из такой молитвы выхожу оздоровленным. От такой молитвы, которая часто заканчивается в тишине, выхожу преображённый. Эта молитва созерцания совершается в тишине, когда затихают слова, затихает всё, а я один на один во всей своей полноте стою пред лицом Бога, которым Он светит на меня.
***
Я приглашаю всех вас стремиться к такой молитве – молитве в тишине. Мы читаем о подобном призыве в нагорной проповеди Иисуса Христа, с которой начинался наш путь. Он говорит: «Не будьте многословны, как язычники, ибо они думают, что в своём многоязычии будут выслушаны». Мы с вами слышали, что не должны дополнительно информировать Бога о нас, о боли, о чём-то, чего, мол, Он ещё не знает. Именно в молитве созерцания мы в доверии открываем Ему нашу немощь, представляем то, кем мы на самом деле есть, и в тишине, тайны нашей комнаты, нашего сердца даём Богу возможность осветить нас Своим лицом. Мы говорим: «Боже, помилуй нас и благослови нас, просвети лице Твое на нас и помилуй нас! Аминь».
† Святослав
«УГКЦ, как добрая мама, провожает своих верных из Украины и встречает там, куда их забрасывает судьба», – владыка Степан Сус 29 июня
С начала полномасштабного вторжения миллионы людей в Украине получают тяжёлый опыт – что такое быть беженцем, оставить родной город или...