Уровни христианской молитвы: молитва ума и молитва сердца

среды, 19 августа 2020, 16:07
В 14-ом выпуске видеопроекта «Блаженнейший Святослав: #доступно_про_важливе» Глава УГКЦ размышлял над вторым уровнем христианской молитвы – молитвой ума и сердца. Ниже предлагаем текстовую версию видеокатехизиса.

Дорогие во Христе братья и сёстры!

Продолжаем наш путь роста – созревание в молитве. В прошлый раз мы начали размышления над тем, какие существуют уровни молитвы, как можно её углублять или как созревать в молитве. Мы говорили, что первый шаг, первая ступень – это молитва словесная, которая захватывает, прежде всего, наш голос, наше слово, наше тело. Мы говорили о важности научиться молиться с помощью псалмов, которые являются Божьим словом, что становится нашим личным словом. Говорили о необходимости читать написанные молитвы в наших молитвенниках, молитвословах, чтобы проникнуться той молитвой, которая до нас доходит в виде текстов, созданных святыми отцами как молитва Церкви.

Молитва ума – вхождение в глубину

собственного внутреннего мира

Сегодня я хотел бы остановиться над следующим этапом. Это так называемая разумная молитва, или молитва ума, которая осуществляется в молитве нашего сердца. Мы с вами говорили в своё время, что молитва должна из некоего действия, происходящего где-то, когда-то, спорадически, превратиться в состояние, в котором мы находимся постоянно.

Очевидно, такой рост в молитве (или переход на новый, лучший, совершенный её уровень) заключается в том, чтобы она пронизала все измерения и части моей личности. Итак, если мы словесной и телесной молитвой молимся только нашим телом, нашим голосом, то следующий шаг заключается в том, чтобы эта молитва вошла во всю глубину нашего внутреннего мира. Этой молитвой ума должно проникнуться всё существо моей личности. Итак, мой разум, мои чувства, моя воля должны быть пронизаны молитвой.

Необходимый шаг – концентрация внимания в молитве

и попытки понять её содержание

Как можно практически это сделать? Святые отцы, давая практические рекомендации, как научиться правильно молиться, говорят: «Когда ты молишься при помощи определённых текстов – молитв, псалмов, – тебе необходимо концентрировать внимание на том, о чём говорится в этих молитвах». Следовательно, концентрация нашего внимания в молитве и попытки понять её содержание – это необходимый второй шаг роста или созревания в молитве. Святой апостол Павел говорит: «Если я молюсь на каком-то языке, которого я не понимаю, дух мой молится, но мой разум не причастен. И молитва всего меня не затрагивает».

Поэтому, молясь умом, мы должны пытаться понять смысл, проникнуться духом, тем словом, которое содержится в словесной молитве. Это так же, когда мы с вами молились с помощью Священного Писания и пытались понять смысл Божьего слова, что оно нам говорит. Это вроде приёма пищи: существует определённый момент разжёвывания, чтобы позже лучше усвоить. О нашем физическом кормлении апостол Павел говорит: «Если вы ещё дети, я кормлю вас лёгкой пищей, пищей для младенцев. А если вы созреваете, я даю вам солидную, твёрдую пищу».

В молитве это выглядит так, что мы, размышляя над содержанием молитв, над содержанием псалмов, над содержанием Божьего слова, начинаем как будто процесс пережёвывания Божия слова. Апостол нам говорит, что мы должны исследовать Писание. Но дословно это означает, что мы должны пережёвывать то Слово Божее, то Писание, которое читаем, и пытаться его понять.

Переход от ума к сердцу

Святые отцы говорили, что следующий этап такого пережёвывания – посылание этих мыслей из разума в сердце. Как мы, разжёвывая земную пищу, посылаем её в желудок для переваривания, так и, заботясь о тех мыслях, идеях, должны послать их в наше сердце и заниматься их настроением, чувствами, настраивать своё сердце на волну Божьего слова или иных написаных или песенных словесной молитвой текстов молитв.

Молитва сердца, а затем молитва волей

И вот, когда наш внутренний мир, наше сердце настроятся на те чувства, проникнутся теми мыслями, когда наше сердце обратится в своей полноте к тому, о чём думаем и говорим с Богом в молитве, тогда молитва превратится из молитвы нашего размышления в молитву сердца. А затем из молитвы сердца – в молитву нашей воли, наших намерений. Мысль будет мыслью и состоянием сердца.

Давайте научимся этому второму уровню молитвы! Размышляйте ежедневно над Божьим словом! Мы это часто называем рассуждением, размышлением. Посылайте содержание нашей рефлексии, рассуждения в наше сердце и наполняйте этим содержанием нашу волю, свободу, повседневную жизнь.

Медитативная молитва – на чётках и Иисусова молитва

Для того чтобы наше сердце настроилось на чувства, чтобы искорка Божия слова, которая попадает в наше сердце, не угасла, есть различные виды или способы медитативной молитвы. В традиции нашей Церкви – молитва на чётках, или молитва Розария, так называемая молитва Иисуса.

Молитва Розария нас призывает к размышлению над определёнными событиями, таинствами нашей веры. Мы размышляем над таинством Благовещения, таинством ношения Богородицей Христа в Её лоне, таинством рождения, таинством Его обрезания и внесения в храм, таинством Его нахождения в храме во время нашей молитвы к Богородице. Это как раз тот момент, когда мы, молясь, повторяя непрерывно одни и те же слова, отрываемся от конкретных слов и концентрируем внимание на их содержании, а потом посылаем их смысл в своё сердце.

Иисусову молитву иногда так и называют – молитвой сердца. Ведь даже когда мы спим, наше сердце бьётся. Когда занимаемся другими видами деятельности, сердце бьётся. И вот христиане издавна хотели, чтобы это сердце в постоянном биении было наполнено неустанной молитвой. Неустанное повторение слов «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного» со временем превращается в биение нашего сердца.

Это тот следующий, более высокий этап молитвы, которая действительно захватывает всё моё существо и переходит в состояние души, образ жизни, неустанный диалог между мной и моим любящим Богом.

Попробуем так молиться! И пусть эта молитва действительно станет биением моего сердца, станет дыханием моей души!

 

† Святослав

 


ТЕГИ: глава
ПУБЛИКАЦИИ

«УГКЦ, как добрая мама, провожает своих верных из Украины и встречает там, куда их забрасывает судьба», – владыка Степан Сус 29 июня

С начала полномасштабного вторжения миллионы людей в Украине получают тяжёлый опыт – что такое быть беженцем, оставить родной город или...