Святой папа Иоанн Павел II и Украина. Воспоминания и мысли Главы УГКЦ по случаю 100-летия со дня рождения святого

вторник, 19 мая 2020, 15:51
18 мая католический мир отмечает 100-летие со дня рождения святого папы Иоанна Павла II. Родившийся в 1920 году, он избран епископом Рима в 1978 году, умер в 2005 году и канонизирован в 2014-ом. Польское издательство «М» подготовило отдельное издание, в которое вошли воспоминания разных выдающихся личностей о святом папе Иоанне Павле II. О роли святого папы в личной жизни и для Украины рассказал Блаженнейший Святослав, Глава и Отец УГКЦ, в разговоре с Александрой Запоточной. Публикуем перевод интервью на украинский.

– Ваше Блаженство, во время понтификата Иоанна Павла II вы учились в «Анджеликуме» (Папском университете святого Фомы Аквинского в Риме. – Перев.), Где учился и Кароль Войтыла. Какие воспоминания остались в вашем сердце с тех времён?

– Действительно, мои воспоминания о личности Иоанна Павла II связаны с периодом моей учёбы в Папском университете святого Фомы Аквинского в Риме. Каждый год во время Адвента (Рождества) папа служил Литургии для студентов и произносил проповеди-поучения на темы, которые интересовали молодёжь. Затрагивал вопросы мудрости, веры, культуры, науки, христианской трактовки жизни. Я помню такую ​​ситуацию: Святейший Отец заходит в аудиторию, а польская группа восклицает: «Мы любим Святейшего Отца!». Иоанн Павел II останавливается и отвечает: «Вам, дети, только так кажется...» Я тогда подумал: святой среди нас... Он действительно умел оценить каждую реакцию людей, живя в глубоком познании Бога.

Когда моё обучение подходило к концу, больше всего я стремился ещё до возвращения в Украину встретиться с ним лично. Преодолев много трудностей, я получил билет на общую папскую аудиенцию, заняв одно из первых мест. Когда я, наконец, приблизился к папе, сказал: «Святой Отец, я завершаю своё обучение в "Анджеликуме" по нравственному богословию, возвращаюсь в Украину, прошу о благословении на время моей миссии на Родине». Он посмотрел на меня и спросил: «Ты из Львова или из Киева?» «Я из Львова», – отвечаю. «Но должен ехать в Киев, – продолжил Папа, – у тебя там будет много работы»... Эти слова удивили меня, я был тогда молодым священником, возвращался в свою епархию, домой. Лишь через несколько лет я понял, что его слова были пророческими. Я бы никогда не подумал, что возглавлю Церковь, двор (престол) которой вернётся в Киев; стану митрополитом Киевским и действительно будет много работы. И это сегодняшняя моя миссия. Каждый раз я вспоминаю слова Папы...

 

– Как украинский народ пережил смерть Иоанна Павла II?

– Сначала я кратко напомню те поступки, которые Иоанн Павел II совершил для Украины. Это покажет, что значил для нас уход этого папы... Когда в Советском Союзе мы услышали, что Кароль Войтыла, епископ Кракова, избран папой, то мы поняли, что приближается крах коммунизма. Мы поняли, что угнетатели не всемогущи. Это известие было для нас солнечным лучом в тёмном царстве. Мы пережили огромный страх во время покушения на Святейшего Отца, но он стал героем явления в Фатиме, в котором также фигурировала Россия, мы – христиане-католики Советского Союза. Это было залогом, что мы никогда не будем брошены, что Господь не забыл о нас... Должен отметить, что возрождение нашей Церкви подтверждает специальную миссию Иоанна Павла II, целью которой было уничтожение железного занавеса. Благодаря этому наша Церковь воскресла, вышла из подполья.

В прошлом году мы вспоминали встречу Иоанна Павла II с Михаилом Горбачёвым, исторический момент, 1 декабря 1989 года; регистрацию католических общин, то есть легализацию нашей Церкви, которая в ореоле славы вышла из катакомб. Тот самый коммунистический режим, который ликвидировал нашу Церковь в 1946 году, теперь подтвердил, что эта церковь не уничножена, что она продолжает существовать. Собственно, Иоанн Павел II своим мужеством защищал права католиков в Советском Союзе, был нашим защитником и освободителем, обеспечил возможность легализации нашего присутствия. Того, что это означало, я думаю, не понял и сам Горбачёв. Легализация означала конец авторитарной власти, это был не просто переход Перестройки на новый уровень, это был крах Советского Союза как тоталитарного государства. Последствия этого события быстро сказались – уже через год Украина провозгласила независимость. В марте 1991 года Блаженнейший Мирослав Иван Любачивский, предстоятель нашей Церкви в изгнании, вернулся в Украину. В августе парламент провозгласил независимость Украины. В конце концов, всенародный референдум подтвердил, что народ стремится создать суверенное государство. Советский Союз развалился, тюрьма народов распалась на наших глазах...

Второй важный момент – это визит Иоанна Павла II в Украину в 2001 году. Наши верные, которые подверглись преследованиям, всегда боялись, что коммунизм вернётся. Люди размышляли: сдохла ли уже эта гадюка или ещё нападёт, – но старшие женщины говорили: «Если папа коснётся нашей земли, коммунизм уже не вернётся». Представьте себе эмоции этих людей, когда он приехал и поцеловал украинскую землю. Люди стояли по колено в грязи, чтобы его увидеть, чтобы пережить беатификацию мучеников коммунизма, которая была подтверждением воскресения Церкви, и тот, кто такое пережил, может сравнить это с днём, когда апостолы увидели тело воскресшего Христа. Должен признать, что это был удивительный момент. Перед Иоанном Павлом II мой предшественник, Блаженнейший Любомир Гузар, публично попросил прощения и провозгласил, что мы прощаем, в свою очередь, наших обидчиков. Я был свидетелем этого, потому что, отвечал за организацию события в качестве проректора семинарии. Папа услышал просьбу о прощении за всё зло, которое народ Украины нанёс своим соседям. Это было откровением силы христианского прощения.

Следующее событие, которой, возможно, до сих пор толком не осознают, состоялось в 2005 году, когда из Львова в Киев перенесли резиденцию Главы УГКЦ. Церковь вернулась к своей колыбели, откуда её выгнали. Львов был лишь пристанищем для Киевского митрополита, и, когда Украина стала суверенным государством, Иоанн Павел II поддержал это возвращение. Пророчество Иоанна Павла II, которое я услышал во время той встречи, свершилось: «Должен ехать в Киев, у тебя там будет много работы».

Поэтому смерть Иоанна Павла II была для нас моментом, когда мы действительно почувствовали себя сиротами. Мы потеряли кого-то, кто был фундаментальной фигурой в истории воскресения нашей Церкви. Сообщение о смерти Иоанна Павла II застало меня по пути в Рим. Когда я увидел эту толпу людей с детьми, которые день и ночь стояли в очереди, чтобы проститься с Иоанном Павлом II... Спасибо Богу, что и я мог с ними почтить его перед погребением в базилике Святого Петра. Уже как Предстоятель Украинской Греко-Католической Церкви я участвовал в его беатификации и канонизации. Это был глубокий религиозный опыт. Когда на Востоке Украины начался конфликт, я молился ему. До сих пор неизвестно, почему не было наступления. Сегодня я знаю, что это было настоящее чудо.

 

– 11 октября 2017 года вы провозгласили Иоанна Павла II покровителем «святого дела польско-украинского примирения». Что это значит?

– Всё дело примирения Украины с Польшей мы можем сегодня реконструировать благодаря источникам, а также благодаря свидетельствам кардинала Станислава Дзивиша или моего предшественника – Блаженнейшего Любомира Гузара. Этот вопрос примирения всегда был в сердце Иоанна Павла II. Святейший Отец сам объяснял, что его миссия – залечить раны Европы после Второй мировой войны, потому что каждый народ много страдал, а невозможно думать о восстановлении континента, о сообществе, о восстановлении христианских корней без заживления ран. Папа понимал, что это движение примирения, которое началось на Западе, должно завершиться на Востоке. Папа имел опыт примирения между Польшей и Германией, которое началось по инициативе обеих епископатов. Кароль Войтыла, уже будучи архиепископом Кракова, почувствовал дыхание Святого Духа. Напомним, что инициатором примирения с немецкой стороны был Йозеф Ратцингер. Иоанн Павел II знал, что польско-украинское примирение тоже станет вкладом в заживление ран в Европе. Чтобы обеспечить мир и уважение между народами, континент должен пройти через процесс примирения, и папа был инициатором польско-украинских встреч в поддержку этого процесса. Недавно мы обнаружили неизвестные документы со встречи Иоанна Павла II с польскими епископами на Ясной горе во время его первого визита в Польшу в 1979 году. В ходе встречи Папа вспомнил о нас, о Греко-Католической церкви в Украине, а также о встречах с моими предшественниками. Сразу после избрания папой Кароль Войтыла встретился с кардиналом Иосифом Слипым и разговаривал с ним о подготовке к великой годовщине Крещения Руси-Украины. Во время встречи на Ясной горе Иоанн Павел II говорил, что мы заслуживаем уважения, поскольку заплатили большую цену за свою верность Апостольскому Престолу. Поэтому процесс примирения прошёл благодаря признанию страданий Греко-Католической Церкви и её самоутверждению.

Наша историческая память обременена Волынской трагедией, массовыми депортациями. Это глубокие раны, которые мы должны излечить христианским прощением. Иоанн Павел II во время своего посещения Перемышля и Львова всегда говорил о примирении, о взаимном прощении. Прощение не является сентиментом, это лекарство. Святейший Отец назвал это «бальзамом», который может исцелить наиболее чувствительные и болезненные раны в нашей памяти. По его словам, мы должны признать причинённые страдания и попросить прощения за причинённое зло. Это святой процесс, и для епископов Польши и Украины верность этой папской инициативе является обязанностью. Теперь мы снова переживаем сложный период отношений между Польшей и Украиной. Пробуждается национальный гонор, который напоминает крайний национализм. Он смотрит на соседа, как на цель для атаки, и видит только его прошлые грехи. Поэтому во время поездки в Краков Святейший Отец Франциск говорил об исторической памяти, говорил, что есть два вида этой памяти – положительная и отрицательная. Вторая всегда помнит худшие вещи, а первая – ищет в истории случаи сотрудничества и уважения, которые могут определять направления для построения общего будущего. К сожалению, мы не можем изменить прошлого, но можем создать лучшее будущее. Мы, украинские и польские епископы, поняли, что нуждаемся здесь в святом заступничестве перед Господом, ведь сами мы ничего не поделаем с аргументами людей, потому что всегда найдётся кто-то, кто будет инструментализировать историю, приплетать идеологию, создавать национальные мифы, чтобы подчеркнуть национальный гонор. Поэтому нам нужна святость, чтобы помочь проанализировать историю глазами веры, и это то, что мы не сможем осуществить только человеческими силами. Здесь нужно действие Святого Духа...

 

– Ваша специализация в области богословия – это нравственное богословие. Иоанн Павел II проповедовал любовь и ответственность...

– Богословие тела Иоанна Павла II и его учения, касающегося брака и семьи, – это большое сокровище не только с точки зрения доктрины, но и как пастырский метод, ведь здесь речь идёт не только о сухой науке, теории, но и о способе жизни. Вопросы свободы и ответственности находятся сегодня в центре пастырского служения Церкви. Современный человек должен научиться быть свободным, а это значит – быть ответственным. Если кто-то не свободен, то он не может любить, ведь любовь является высшим проявлением свободы. Церковь должна помочь своим детям любить, потому что сегодня слово «любовь» разрушают. Любовь – это дарение себя другому. Желая добра другому лицу, мы готовы принести жертву. Любовь не является сентиментом или чем-то, что должно дать выгоду.

Книга «Любовь и ответственность», которую, между прочим, вы прислали мне в Украину, где так сложно было найти польскую версию, была для меня настоящим учебником. Признаю – было сложно её прочитать, но в этой книге содержатся золотые правила, которые при изучении темы, а позже на практике я ввёл как инструмент для работы с парами, которые готовятся к супружеской жизни. Сегодня наша культура начинает заново открывать человеческое тело. Однако мы живём в эпоху кибернетики тела, которое становится машиной, а человек не трактует его с точки зрения полноты существования человеческой личности. Тело становится машиной, его можно обменять, одолжить, снять или трактовать как инструмент для зарабатывания денег – и это моральная эпидемия нашего времени. В богословии тела, которую проповедовал Иоанн Павел II, человек должен найти личное измерение, которое переживается через человеческую телесность. Тело является таинством присутствия в лице. Быть человеком – это иметь одухотворённое тело и воплощённую душу. Если мы разделим душу и тело, это приведёт к смерти человека. Поэтому теперь богословие тела, видение любви и ответственности Иоанна Павла II – это невероятное сокровище мудрости, чтобы помочь современному человеку любить.

 

Издательство «M» – Краков

Перевод с польского Секретариата Главы УГКЦ в Риме


ПУБЛИКАЦИИ

«УГКЦ, как добрая мама, провожает своих верных из Украины и встречает там, куда их забрасывает судьба», – владыка Степан Сус 29 июня

С начала полномасштабного вторжения миллионы людей в Украине получают тяжёлый опыт – что такое быть беженцем, оставить родной город или...