Священство – это привилегия служить так, как служил Иисус Христос

воскресенье, 06 июня 2021, 21:44
53-й выпуск видеопроекта «Блаженнейший Святослав: #доступно_про_важливе» завершает серию размышлений Главы УГКЦ о Святых Таинствах Церкви Христовой. Последнее из семи Таинств – Священство – это Таинство служения, продолжение пастырской миссии Христа в общине Церкви: собирать народ Божий, учить, освящать его и уделять ему Святые Таинства. Предлагаем текстовую версию и видеозапись этого катехизиса.

Христос воскрес!

Дорогие во Христе братья и сёстры, сегодня мы завершаем, увенчиваем нашу дорогу духовных размышлений и размышлений над семью Святыми Таинствами Христовой Церкви. В прошлый раз мы размышляли над первым из двух таинств служения, которым является Таинство Брака. А сегодня мы с вами подумаем над Святым Таинством Священства.

Таинства причастности к миссии Иисуса Христа как Священника – Крещение и Священство

Мы уже упоминали, когда размышляли над членами «Символа веры», что Иисус Христос призвал двенадцать апостолов и поручил им особое задание, особую миссию – «Идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, научите соблюдать всё, что Он завещал».

Мы также упоминали, когда размышляли над Святым Таинством Крещения, что если кто-то крестится во имя Отца и Сына и Святого Духа, то становится членом Церкви, причастником тройной миссии Иисуса Христа – как Пророка, Царя и Священника. Так, силой Таинства Крещения все верные – и женщины, и мужчины – участвуют в так называемом общем священстве мирян. Содержание этого священства мы часто слышим во время литургической молитвы, когда диакон произносит слова: «Сами себя, друг друга и весь живот наш Христу-Богу предадим».

Но кроме этого всеобщего священства мирян, Иисус Христос установил в своей Церкви ещё и так называемое служебное священство. Он захотел лично, как добрый пастырь, заниматься своим народом, своими людьми. Говорит Христос: «Я добрый пастырь. Я знаю моих, а мои знают Меня». Этими словами Христос осуществляет пророчество Иеремии о том, что Господь лично заботится о своём народе Божием, лично ему служит.

Богослужебное священство и Таинство Рукоположения

Служебное священство, которое в себе несёт Иисус Христос, по чину Мелхиседека, для того чтобы собирать народ Божий, его учить и освящать, продолжается в сообществе Церкви и после окончания земной миссии самого Спасителя. Христос посылает апостолов и поручает им эту пастырскую миссию.

Мы также упоминали, что апостолы передали через рукоположение эту задачу – учить, освящать, организовывать народ Божий – своим преемникам, епископам. Это богослужебное священство – отдельный вид священнического служения в Христовой Церкви для лиц мужского пола, чтобы особым образом представлять самого Христа – нашего самого главного Первосвященника, продолжающего служить человеку всех времён и народов. Это богослужебное священство передаётся в Христовой Церкви через Таинство Рукоположения.

Служебное священство – дар Святого Духа и отдельное Таинство

Мы читаем, что ранняя Церковь с апостольских времён была построена определённым иерархическим способом, для того чтобы обеспечить соответствующий церковный строй; чтобы верные действительно могли расти в Божьем Слове, познавать Слово Христовой истины; чтобы они могли участвовать в Таинствах Церкви Христовой.

Апостолы совершали этот мандат Христа, основывая новые сообщества во вселенной, наставляли епископов, а затем и диаконов. Поэтому ранняя Церковь Христова была организована вокруг епископа, который позвал себе на помощь священников. Со временем развития Церкви священники получали от епископа определённый мандат – совершать Таинства. И тогда это Христово служение, или иерархическое священство, развилось в его трёх степенях – епископы, священники и диаконы.

Есть интересные свидетельства о том, что с апостольских времён это рукоположение, это служебное священство считалось отдельным даром Святого Духа Церкви, отдельным служением, отдельным Таинством. Читаем в Послании апостола Павла к Тимофею, в его первом письме, такие слова. Апостол, который оставляет молодого Тимофея как епископа в церковном сообществе, говорит ему: «Не запускай в себе дар, который дан тебе через пророчество с наложением рук собора пресвитеров. Об этом рассуждай, будь весь в том, чтобы продвижение твоё всем было очевидно».

Поэтому можно сказать, что епископ – это тот, кто ещё с апостольских времен, принимая это наследование, эту апостольскую традицию, был носителем полноты Христова священства. Как когда-то своим апостолам, Христос говорит и продолжает говорить епископам, священникам, диаконам: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал, призвал и поставил, чтобы вы шли и приносили плоды».

Епископ, священники и диаконы – иерархичность Христова священства

Задача епископа – освящать, учить и быть центром и строителем единства христианской общины.

Епископ может уделять все семь таинств Христовой Церкви, о которых мы в последнее время размышляли. Однако епископ делегирует задачи осуществлять Святые Таинства своим помощникам-священникам. Поскольку с развитием и ростом Церкви Христовой он не мог находиться лично в каждом приходе, в каждой общине и нуждался в помощи священнослужителей – священников, которые могут уделять шесть Святых Таинств, то есть все, кроме Таинства Священства.

Для того чтобы священник мог правомерно совершать Святые Таинства – своё сакраментальное, таинственное и пастырское служение, он должен быть рукоположён своим епископом. Так же должен быть призван и уполномочен диакон, который выполняет определённую функцию.

О такой иерархичности Христова священства с апостольских времен у нас есть уникальное свидетельство святого Игнатия Богоносца, епископа и мученика, который говорит: «Будьте бдительны, чтобы всё делать в гармонии с Богом, с епископом, что восседает на месте Бога, с пресвитерами – на месте Собора апостолов, и с диаконами, которые очень дороги мне и которым доверено служение Иисуса Христа… Без них – без епископов, пресвитеров и диаконов, нельзя говорить о Церкви».

Священство – привилегия служить так, как служил Иисус Христос

Самая большая особая привилегия или особое достоинство, тех, кого Христос призывает к богослужебному священству, – это привилегия служить. Это не какая-то особая почесть или отдельное эксклюзивное право – это привилегия служить так, как служил Христос.

На Тайной вечере наш Спаситель омыл ноги своим апостолам, говоря: «Вы меня называете Учителем и хорошо делаете, ибо Я им есть. Вот Я вам дал пример, чтобы и вы делали так, что Я сделал». То есть особое преимущество служить и задачу Христос оставляет призванным к служебному священству.

Мы сегодня особенно молимся за призвание к священническому состоянию. Нашей Церкви очень нужны святые ревностные дьяконы, священники и епископы. Ибо без их служения Христова Церковь не может развиваться.

Иисус Христос хочет через своего священника исцелять раны человека нашего времени, изливая на них лекарства тех семи Святых Таинств, о которых мы сегодня слышали; хочет говорить сердцу современного человека. Он хочет, чтобы через апостольское служение епископов слово Христова Евангелия распространялось до края земли.

Помолимся за наших священников, епископов, диаконов, братьев-семинаристов, которых Господь Бог призвал к этой великой должности. Ведь тот, кто становится причастником богослужебного Христова священства, получает отдельный знак на своей душе, как об этом учит нас Вселенская Церковь, становится причастником вечного Христова священства по чину Мелхиседека.

 

† Святослав

 

 

 


ПУБЛИКАЦИИ

«УГКЦ, как добрая мама, провожает своих верных из Украины и встречает там, куда их забрасывает судьба», – владыка Степан Сус 29 июня

С начала полномасштабного вторжения миллионы людей в Украине получают тяжёлый опыт – что такое быть беженцем, оставить родной город или...