«Слушать ушами сердца»: Папа Франциск на 56-й Всемирный день социальной коммуникации
среды, 26 января 2022, 21:35-
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
- «Позволим же Христову миру одержать победу!»: Пасхальное послание Папы Франциска
- Папа Франциск призвал не переставать молиться за мир в Украине
- Папа Франциск вместе с паломниками помолился за мир в Украине
В день литургического воспоминания Римско-Католической Церковью святого Франциска Сальского, Небесного покровителя журналистов, в Ватикане обнародовано послание Папы Франциска на 56-й Всемирный день социальной коммуникации.
Слушание как предпосылка хорошей коммуникации лежит в основе послания Папы Франциска на 56-й Всемирный день общественных коммуникаций, который Церковь отмечает в воскресенье перед Пятидесятницей (в этом году он приходится на 29 мая). Документ, согласно обычаю, был обнародован в понедельник, 24 января сего года, в день литургического воспоминания святого Франциска Сальского. После прошлогоднего послания, сосредоточенного на призыве «пойти и увидеть», в очередном послании Святейший Отец просит мир коммуникации заново научиться слушать, что «есть решающим в грамматике коммуникации и предпосылке аутентичного диалога».
Стремление быть выслушанными
Преемник святого Петра констатирует, что мы постепенно теряем способность слушать того, кто перед нами, как в повседневной жизни, так и во время общественных дебатов. С другой стороны, слушание развивается в коммуникационной сфере благодаря подкастам и аудиочатам, подтверждая, что слушание остаётся существенным элементом в человеческой коммуникации. Ссылаясь на слова «одного известного врача, лечившего раны души», утверждавшего, что наибольшей потребностью человека является «бесконечное стремление быть выслушанным», Папа заметил, что это стремление часто остаётся скрытым, но ставит вызов перед теми, кто призван быть воспитателями, или тем или иным способом участвуют в коммуникации.
Вера со слушания
Святейший Отец указывает, что на страницах Библии слушание означает не только акустическое восприятие, но «связанное с отношениями диалога между Богом и человечеством». Первая заповедь Торы начинается словами «Shema' Israel – Слушай, Израиль», а святой Павел утверждает, что «вера начинается со слушания» (Рм 10,17).
«Инициатива, в действительности, принадлежит Богу, Который говорит нам и Которому мы отвечаем, слушая Его; и это слушание, по сути, происходит из Его благодати, как это случается с младенцем, отвечающим на взгляд и голос мамы и папы. Между пятью чувствами этим привилегированным у Бога оказывается именно слух, возможно, потому, что он менее инвазионный, более деликатный, чем видение, оставляя человека более свободным», – пишет Папа, добавляя, что слушание «соответствует покорному стилю Бога», позволяя Ему являться «Тем, Кто говоря создаёт человека по Своему образу, а слушая – признаёт его Своим собеседником».
Считайте, как слушаете
Человек, по словам Преемника святого Петра, наоборот, склонен убегать от отношений и «закрывать уши». Часто отказ слушать заканчивается агрессивностью против другого. С одной стороны, есть Бог, «который всегда является, бескорыстно коммуникируя Себя», а с другой – человек, от которого требуется «принять фигуру слушания».
«Господь ясно зовёт человека к союзу любви, чтобы он мог полностью стать тем, кем он есть: образом и подобием Бога в Его способности слушать, принимать и давать пространство другому. Слушание, по сути, есть измерение любви», – пишет Святейший Отец, напоминая, что Иисус призвал Своих учеников проверять качество слушания: «Считайте, как слушаете», – предостерегал Он после притчи о сеятеле, давая понять, что не достаточно просто слушать, а нужно делать это хорошо. Итак, «будучи внимательными к тому, кого слушаем, что слушаем и как слушаем, сможем расти в искусстве коммуникации».
Слушать ушами сердца
«Все мы имеем уши, но очень часто даже имеющий совершенный слух не может выслушать другого. На самом деле, существует внутренняя глухота, которая значительно хуже физической», – отмечает далее Папа, подчёркивая, что «слушание, в действительности, не касается только слуха, но всей личности», ибо его «настоящим центром является сердце».
«Итак, первое слушание, которое нужно заново открыть, когда ищем настоящую коммуникацию, – это слушание себя самих, собственных наиболее подлинных потребностей, вписанных внутри каждого человека. И нельзя не начать с того, что делает нас уникальными среди созданий: со стремления находиться в отношениях с другими и с Другим. Мы не созданы, чтобы жить как атомы, но – вместе», – читаем в послании.
Настоящее и ложное слушание
Как отмечает Папа Франциск, существует также использование слуха, которое является противоположностью слушанию. Подразумевается «подслушивание». Постоянно существует, а в эпоху социальных сетей ещё более обострённым становится соблазн «подслушивать и шпионить, манипулируя другими ради собственных интересов». Но коммуникацию «доброй и полностью человеческой» делает слушание того, кого мы имеем перед собой, к кому подходим с честной и доверительной открытостью.
«Нехватка слушания, которую неоднократно испытываем в повседневной жизни, становится, к сожалению, очевидной и в общественной жизни, где вместо того, чтобы слушать друг друга, часто «упражняются в пустословии». Это симптом, что больше, чем истина и правда, ищут консенсус; больше чем на слушание, обращают внимание на аудиторию. Хорошая коммуникация не старается поразить публику эффектной фразой с целью высмеять собеседника, но посвящает внимание аргументам другого и старается понять сложность действительности», – пишет Святейший Отец, отмечая, что грустно наблюдать за тем, как и в Церкви формируются идеологизированные объединения, в которых слушание «уступает место бесплодному противостоянию».
Предпосылка диалога и хорошей журналистики
Преемник святого Петра подчёркивает, что во многих «диалогах» действительно не хватает коммуникации: мы ждём, чтобы другой закончил говорить, чтобы навязать свою точку зрения. Философ Абрахам Каплан такую ситуацию называл не «диалогом», а «дуологом», то есть «монологом в два голоса». Слушание же является «первой незаменимой составляющей диалога и хорошей коммуникации», и без способности выслушать «невозможная хорошая журналистика».
«Чтобы предложить основательную, взвешенную и полную информацию, нужно долго выслушивать. Чтобы рассказать о событии или описать действительность в репортаже, важно выслушать, а также с готовностью изменить идею, изменить собственную начальную гипотезу», – подчёркивает Папа, напоминая также о важности слушания различных источников, что является заверением вероятности и серьёзности транслируемой информации. В Церкви же слушание есть предпосылка искусства распознавания.
Терпеливость и изумление
Но зачем нужно прилагать усилия для слушания? Ища ответ на такой вопрос, Святейший Отец приводит слова кардинала Агостино Казароли, выдающегося дипломата Святого Престола, который говорил о «мученичестве терпения», необходимом для слушания в переговорах даже с самыми трудными собеседниками. Но добродетель терпения нужна и в менее трудных ситуациях, как и открытость к тому, чтобы правда становилась неожиданностью для нас, потому что «только изумление способствует познанию».
Слушание в обществе
По словам Папы, способность выслушать «как никогда ценна в это время, раненное длительной пандемией». Накопленное недоверие к «официальной информации», привело к «инфодемии», в рамках которой всё труднее сделать мир информации «вероятным и прозрачным». «Нужно наставить ухо и глубоко прислушиваться, прежде всего, к социальным нуждам, которые растут из-за замедления или прекращения экономической активности», – пишет он, напоминая также о сложной действительности вынужденной миграции, о том, что для преодоления предубеждения к мигрантам, нужно «попробовать выслушать их истории».
Слушать друг друга в Церкви
Свои размышления Святейший Отец подытоживает мыслями о необходимости слушания в Церкви. По его словам, слушание – это «самый ценный и животворный дар», который можем предложить друг другу. Следуя мнению богослова Дитриха Бонгеффера, который поучал, что мы должны «слушать Божьим ухом, если хотим говорить Его словом», Папа подчеркнул, что первым служением в сопричастии, которое следует предложить другим, есть готовность выслушать их, потому что тот, кто не умеет выслушать брата, быстро потеряет способность слушать Бога.
Преемник святого Петра призвал молиться, чтобы синодальный процесс стал «великим поводом для взаимного слушания». Ведь сопричастие – это «не результат стратегий и программ, оно строится на взаимном слушании между братьями и сёстрами».
Департамент информации УГКЦ
по материалам VaticanNews
«УГКЦ, как добрая мама, провожает своих верных из Украины и встречает там, куда их забрасывает судьба», – владыка Степан Сус 29 июня
С начала полномасштабного вторжения миллионы людей в Украине получают тяжёлый опыт – что такое быть беженцем, оставить родной город или...