«Символ веры»: почему Христос пошёл на страдания, распятие и смерть?
среды, 03 февраля 2021, 12:52 В 37-ем выпуске видеопроекта «Блаженнейший Святослав: #доступно_про_важливе» Глава УГКЦ размышлял над четвёртым членом «Символа веры»: «И был распят, и страдал, и был похоронен». Ниже предлагаем текстовую версию катехизиса.-
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
- Глава УГКЦ: «Оккупант смотрит на нас тёмным глазом маммоны, о котором ещё наш Кобзарь писал»
- Глава УГКЦ в 130-й день войны: «В праздник Матери Божьей Неустанной Помощи поручаем Её помощи и защите наших моряков Военно-морского флота»
- Блаженнейший Святослав поздравил владыку Глеба Лончину с 45-летием рукоположения в священники
Христос родился!
Дорогие во Христе братья и сёстры, продолжаем наше духовное путешествие по дорогам «Символа веры», который мы поём как молитву «Верую» на каждой Божественной Литургии. Сегодня мы рассмотрим четвёртый член «Символа веры», говорит: «Он [Иисус Христос] был распят за нас при Понтии Пилате, и страдал, и был погребён».
Этот член «Символа веры» внедряет нас в первую часть так называемого пасхального таинства. «Пасха» в переводе с еврейского означает «переход». Это события, которые объединяют в себе страдания, смерть и воскрешение Иисуса Христа. Сегодня мы рассмотрим эту первую часть пасхального таинства, где увидим страдания, распятие, смерть и погребение Спасителя нашего.
Христос идёт на страдания, чтобы уничтожить наши страдания
Христос, став человеком, как мы об этом размышляли во время предыдущих встреч, взял на себя всю полноту человеческого опыта. Человек после грехопадения стал смертным и страдающим. Господь творил человека не для смерти и страдания, а для вечной и счастливой жизни в Боге. Но именно потому, что из-за греха человек отделился от Бога, Сын Божий, став человеком, добровольно взял на себя все последствия грехопадения человека. Он добровольно захотел разделить с человеком его боли и страдания. Он добровольно захотел лечь с человеком в его могилу. Своими страданиями захотел уничтожить наши страдания и смерть и открыть нам дорогу назад, путь к Богу, путь к вечной счастливой жизни. Это мы называем делом спасения, которое оказывает нам Бог наш, что есть не только Творцом, но и Спасителем человеческого рода и Вселенной.
Тайная вечеря
Мы знаем, что перед своими страданиями, непосредственно входя в это пасхальное таинство, Христос созвал своих апостолов на Тайную вечерю. Слово «тайна» мы употребляем не для того, чтобы сказать, что этот ужин был каким-то тайным, подпольным, а чтобы подчеркнуть, что вечеря открывает человеку глубокие тайны Божьего дела спасения. Тайная вечеря сделала участниками таинства искупления и спасения человеческого рода тех апостолов, которые со своим Учителем Иисусом Христом творили одну-единственную братскую трапезу.
Основание Святых Таинств Евхаристии и Священства
Мы знаем, что там, на Тайной вечере, Иисус Христос установил Таинство Евхаристии и Таинство Священства. Таинство Евхаристии – это таинство Тела и Крови. Поэтому, идя на страдания, Христос будто таинственным образом опережает ту кровную жертву, в которую Он себя принесёт на кресте, давая себя бескровным образом своим ученикам в виде хлеба и вина. Таинство Евхаристии – это таинство Тела и Крови Иисуса Христа под видом хлеба и вина.
Священные Евангелия нам говорят, что Христос на Тайной вечере взял хлеб, благословил, преломил, дал своим ученикам и апостолам, говоря: «Примите, ядите, сие есть Тело Моё, за вас ломимое во оставление грехов». Так же взял чашу, благословил и сказал: «Пейте из неё все, это есть Кровь Моя Нового Завета, за вас и за многих изливаемая во оставление грехов».
А потом говорит апостолам: «Сие творите в Моё воспоминание». Таким образом это таинство искупления, которое Христос совершит в смерти, страдании на кресте, Он передал как таинство спасения от смерти своим апостолам в их священстве через причастие Тела и Крови нашего Спасителя, которое доступно сегодня каждому из нас.
Страдания и распятия Спасителя
Христос идёт на страдания. Он молится в Гефсиманском саду. Даёт себя поймать, связать в Гефсимании. Его ведут на суд к первосвященнику, потом к Пилату. И Его, безгрешного, осуждают как преступника на смерть. Он приговорён к самому худшему и наиболее низкому виду казни смерти, который в то время практиковало человечество, – смерть через распятие на кресте. Но там, на кресте, Христос, умирая, победил нашу смерть.
Таинство креста в традиции Восточной Церкви описывается как насаждение на земле новозаветного райского древа жизни, к которому наши прародители Адам и Ева потеряли доступ некогда в раю. Таинство креста – это таинство рождения нового человечества. Там, на кресте, Христос умирает, чтобы своей смертью уничтожить грех.
Апостол Иоанн Богослов описывает кровавую смерть нашего Спасителя как заклание пасхального ягнёнка, которое практиковал израильский народ в память об освобождении из египетского рабства; как Пасху выхода из Египта; как Пасху освобождения от рабства и дорогу к свободе. Христос стал настоящим новозаветным Агнцем, кровью которого мы освобождены от греха и смерти и получаем возможность вернуться назад – в дом Небесного Отца. Христос умирает на кресте и таким образом умерщвляет грех. Он взял на себя грех всего мира, для того чтобы его разорвать, уничтожить на кресте.
Прокол копьём
Мы знаем, что уже мёртвое тело Спасителя сотник пронзил копьём, – проколол Его бок. Свидетели видели, как из Христова бока вытекли кровь и вода – человечеству открылся источник жизни. Вытекли кровь и вода, которые доныне животворят таинственную вечную жизнь Христовой Церкви, которую мы черпаем в Святых Таинствах.
Святые Отцы говорили, что в момент смерти, когда из ребра Христова вытекали кровь и вода, родилась Церковь, как новая Ева. И мы, верующие люди, стали единокровными, сотелесными с нашим Спасителем. Мы создаём Церковь как Тело Христово.
Похороны Иисуса Христа
Потом Христос был снят с креста и погребён. Он лёг в гроб для того, чтобы поднять всех умерших, которые в гробах ждали освобождения. Христос умер, чтобы уничтожить своей смертью нашу смерть. Он умер, чтобы в день воскресения мы могли спеть: «Христос воскресе из мёртвых, смертию смерть поправ, и тем, что в гробех, живот даровав».
Аминь.
† Святослав
«УГКЦ, как добрая мама, провожает своих верных из Украины и встречает там, куда их забрасывает судьба», – владыка Степан Сус 29 июня
С начала полномасштабного вторжения миллионы людей в Украине получают тяжёлый опыт – что такое быть беженцем, оставить родной город или...