«Символ веры»: какое место занимает Крещение в жизни человека?

понедельник, 15 марта 2021, 12:23
В 43-ом выпуске видеопроекта «Блаженнейший Святослав: #доступно_про_важливе» Глава УГКЦ размышлял над десятым членом «Символа веры»: «Исповедую единое крещение во отпущение грехов». Ниже предлагаем текстовую версию катехизиса.

Слава Иисусу Христу!

Дорогие во Христе братья и сёстры, продолжаем наше духовное путешествие, изучая члены нашего «Символа веры». Сегодня рассмотрим его десятый член, который говорит, что мы верим в одно Крещение во отпущение грехов.

Здесь очень важно заметить, что в этом одном члене как будто две части. С одной стороны, Церковь нас учит, что мы верим в одно Крещение, не два, не несколько, а с другой – существует отпущение грехов. Вера в прощение, отпущение грехов Богом является очень важным элементом нашей христианской веры и нашей духовной жизни. Так что такое Крещение? Какое место оно занимает в жизни каждого человека? Что значит быть крещёным?

Задача учеников Христовых

Из святых Евангелий мы знаем, что Иисус Христос после своего воскресения, ещё перед вознесением на небо, даёт своим апостолам задание, направляет их на миссию. Слово «апостол» означает «посланник». Сердцевиной этой миссии является проповедь Слова Божьего: «Идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа». Такие слова читаем в Евангелии от Матфея (28, 19). Христос говорит, что мы, как ученики Христа, должны не только слушать слово Божие, но и его проповедовать и передавать.

Задача апостолов – уделять Таинство Крещения во имя трёх лиц Пресвятой Троицы. Евангелист Марк добавляет, что Христос говорит своим ученикам: «Тот, кто крестится, спасён будет, а тот, кто не крестится, будет осуждён» (16, 16). Итак, Крещение во имя Отца, и Сына, и Святого Духа – это первое определение, кто такой христианин, кто такой ученик Христов. Христианин – это крещённый во имя Отца, и Сына, и Святого Духа человек. Таинство Крещения является первым таинством, которое уделяет Христова Церковь своим детям. Его ещё называют Таинством посвящения, которое внедряет человека в жизнь Церкви Христовой, делает членом Церкви как Тела Христова.

Вера ведёт к Крещению

Мало поверить в Божье Слово, в того Бога, который мне в этом Слове открывается. Вера ведёт к Крещению. Вера – это действие человека. Мы верим, открываясь к Богу, а Крещение – это действие Бога. Бог действует через своих апостолов, учеников, а содержанием этого Божьего действия является участие человека в пасхальной тайне Иисуса Христа.

Крещение – новое рождение человека от Бога

В Евангелии от Иоанна Таинство Крещения называется Таинством рождения человека от Бога. В прологе этого Евангелия мы слышим такие слова: «Те, которые приняли Его [Христа. – Блаженнейший Святослав], Он дал им власть сыновьями Божьими произойти, которые ни от плоти, ни от крови, но от Бога родились» (1, 13). Итак, Крещение – это новое рождение человека от Бога.

В другом месте, в разговоре с Никодимом, Христос ясно учит: «Никто, кто не родился от воды и Духа, не войдёт в Царство Небесное» (Ин. 3, 3). Другими словами, чтобы быть христианином, недостаточно только стремиться к Богу, мало только человеческого усилия. Чтобы быть христианином, надо принять Божье действие. Господь должен меня родить от воды и Духа как своего сына или свою дочь.

Таинство нового сотворения человека

Апостол Павел называет Таинство Крещения Таинством нового сотворения человека. Святой Иоанн Златоуст о Крещении говорит символическим образом: если мы имеем золотую чашу, которая была загрязнена и помята, и хотим привести её в первоначальный вид, то мало её отмыть, необходимо её заново создать. Эту чашу нужно снова положить в огонь, расплавить и отлить. Тогда она будет иметь ту же форму, те же черты, будет изготовлена ​​из того же золота, но теперь новая. Вот такое новое создание происходит с нами, людьми, в Таинстве Крещения.

Таинства христианского посвящения

Согласно традиции нашей Церкви, Таинство Крещения мы уделяют вместе с Таинством Миропомазания, когда человек получает через помазание святым миром благодать Святого Духа. Крещение и Миропомазание дают нам возможность принимать Тело и Кровь Христа – Таинство Евхаристии. И эти три Таинства мы называем Таинствами христианского посвящения. Согласно древней традиции Церкви, их уделяют вместе.

Кто может уделять Таинство Крещения?

Таинство Крещения уделяет священнослужитель: епископ, священник, диакон. Но в опасности смерти Таинство Крещения может уделять каждый человек, каждый мирянин. Каждый из вас, кто слушает меня сегодня, в опасности смерти может окрестить. Следует либо опустить новоокрещённых в чистую воду, лучше святую, или полить этой водой голову и сказать слова «Крещается слуга Божий или слуга Божия (и здесь укажите имя этого лица) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа».

Последствия Крещения

Как следствие Таинства Крещения, человеку прощается первородный грех, а также все личные грехи, которые этот человек совершил перед Крещением за свою жизнь. Это Таинство отпускает нам грехи.

Таинство Крещения оставляет на душе христианина незатёртую печать сына или дочери Бога. Поэтому Таинство Крещения можно принимать в жизни только один раз. Если кого-то перекрещивает, то он презирает это Таинство, презирает благодать Духа Святого, презирает духовную, историческую традицию Церкви Христовой от её начал.

Не Крещением водой единым... Другие виды Крещения

Иногда мы различаем несколько видов Крещения. Кроме Крещения водой, которое обычно уделяют в Церкви священнослужители и которое мы только что рассмотрели, в истории Церкви мы слышим о Крещении желанием. Так происходило, в частности, в ранние времена христианства: если человек хотел стать христианином, его имя публично провозглашалось как имя лиц, вступающих в ряды катехуменов (т.е. готовящихся к Таинству Крещения). С той минуты, когда чьё-то имя было провозглашено как желающего принять Крещение, такой человек получал имя «оглашенный». В нашей Литургии есть отдельная ектения – молитва оглашенных. Иногда по разным причинам происходило так, что человек, который хотел принять Крещение и имя которого было провозглашено как таковое, что хочет этого Таинства, до самого момента Крещения не доживал. Ведь торжественные публичные Крещения происходили очень редко, в особые моменты литургического года. Тогда такого человека Христова Церковь считала христианином и хоронила его со всеми христианскими почестями и обрядами. Такого типа вхождение в таинственную жизнь Церкви, в частности в западной традиции, было названо «Крещение желанием».

Существовал ещё один вид Крещения в ранней Церкви – Крещение кровью. Это когда кто-то умирал мученической смертью за Христа, не будучи прежде крещённым обычным способом через уделение этого Таинства в Христовой Церкви епископом или священником. Мы знаем о таких случаях из актов мученичества.

Таинство Крещения – это первое и самое важное таинство вхождения человека в жизнь Христовой Церкви. Говорит апостол Павел: «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. В Таинстве Крещения, – продолжает апостол, – мы входим в Христову смерть, а вместе с Ним воскресаем и уже живём новой жизнью» (ср. Гал. 3, 27).

Отпущение грехов

«Символ веры» нам говорит также о том, что Таинство Крещения неразрывно связано с отпущением грехов. Мы уже говорили о новом рождении от воды и Духа, которое очищает человека, делает его новым существом, делает его сыном или дочерью Бога. Вера в прощение грехов – один из центральных месседжей, или элементов, христианской проповеди от начала Христовой Церкви. Был момент, что христиане считали, что после Крещения человек должен жить святой жизнью и не должен больше грешить. Но так происходило, что те, кто становились крещёными, впадали в различные, иногда даже тяжёлые, грехи. Тогда Церковь начала осознавать, что и после Крещения возможно осуществление веры человека в прощение грехов. После принятия Святого Таинства Крещения мы получаем отпущение и прощение грехов в Святом Таинстве Покаяния – Исповеди.

Итак, как говорит апостол Павел, «один Господь, одна вера, одно крещение» (Еф. 4, 5), которое делает нас Божьими детьми, причастными той жизни в воскрешении, которым Христос нас наделяет через таинственную жизнь Христовой Церкви. «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись», – поёт Церковь Христова.

 

† Святослав

 

 


ПУБЛИКАЦИИ

«УГКЦ, как добрая мама, провожает своих верных из Украины и встречает там, куда их забрасывает судьба», – владыка Степан Сус 29 июня

С начала полномасштабного вторжения миллионы людей в Украине получают тяжёлый опыт – что такое быть беженцем, оставить родной город или...