«Символ веры»: каким будет наше воскресение и все ли воскреснут?

воскресенье, 21 марта 2021, 20:28
В 44-м выпуске видеопроекта «Блаженнейший Святослав: #доступно_про_важливе» Глава УГКЦ размышлял над одиннадцатым членом «Символа веры»: «Ожидаю воскресения мёртвых». Ниже предлагаем текстовую версию катехизиса.

Слава Иисусу Христу!

Дорогие во Христе братья и сёстры, продолжаем наши размышления над членами Никео-Константинопольского «Символа веры», который составляет сердцевину, собрание главных истин веры нашей Церкви. Сегодня мы поразмыслим над одиннадцатым членом «Символа веры»: «Ожидаю воскресения мёртвых».

Одним из центральных элементов веры Христовой Церкви от начала христианства стала вера в воскресение. Мы уже говорили о воскресении Иисуса Христа, о том, что вера в Его воскресение, собственно, является фундаментом христианского мировоззрения. «Если Христос не воскрес, то тщетна вера ваша», – говорит апостол Павел. Но своим человеческим прославленным телом Он словно показал, открыл правду о нашем воскресении. Поэтому мы, как христиане, верим в воскресение Христово и так же верим в воскресение каждого человека – в воскресение каждого Божьего сына и Божьей дочери.

Смерть не конец

Воскресение, прежде всего, означает, что христиане никогда не рассматривали смерть как окончательное событие, как конец. Смерть – это лишь некий этап в истории каждого человека. Смерть – это момент, когда душа человека расстаётся с телом, как этому учила ранняя Церковь. Человеческое тело мы кладём в могилу. Ранние учителя Церкви говорили о том, что христиане вкладывают тела своих усопших в землю, как хозяин засевает зерно в почву. Тела усопших христиан ожидают воскрешения, как ожидает весны, прорастания зерно, лежащее в плодородной земле.

Воскресение мёртвых в Ветхом Завете

О воскресении мёртвых мы читаем ещё в книгах Ветхого Завета. Пророк Иезекииль описывает сцену воскресения мёртвых очень интересныйм, даже драматическим образом. В 37-ой главе книги Иезекииля описывается такое видение: «Рука Господня была на мне, и вывел меня Господь в духе, и положил меня среди поля; долина же была полна костей. Обвёл Он меня вокруг них, и вот было их очень много по долине, и все они были пресухи. И сказал мне: сын Мужской, оживут эти кости? Я сказал: Господи Боже, Ты знаешь. Тогда сказал мне: изреки нам этими костями и скажи им: вы, сухие кости, слушайте слово Господне. Так говорит Господь Бог костям: вот я введу в вас дух, и вы снова оживёте. Я обложу вас жилами, вы прорастите телом, я закрою вас кожей, вкладу в вас дух, и снова оживёте и поймете, что Я – Господь» (Иез. 37, 1-8). И вот то, что пророк слышал, происходит. И в конце говорит Господь: «Прореки духу, изреки, сын человеческий, и скажи духу: так говорит Господь Бог – Из четырёх ветров приди, дух, и дихни на этих убитых, чтобы они ожили. И я изрёк, что Он завещал мне; и вошёл в них дух, и они ожили и стали на ноги и множество людей стало» (Иез. 37, 9-10).

Воскреснут все: одни – для жизни, другие – для суда

Воскресение мертвых – один из элементов, который мы все увидим в конце истории. Воскрешение – это действие Господа Бога, которым Он снова оживляет человека. Воскреснут все, не зависимо от того, верит кто-то в воскресенье или не верит, хочет кто-то воскреснуть или не хочет. Говорит Христос своим ученикам, что на голос ангела все воскреснут. Но одни воскреснут в воскресение жизни, а другие – в воскресение суда. Наши воскресшие тела будут несколько отличаться от тела, которое мы имеем сегодня, согласно с тем, что мы знаем о воскресшем теле самого Христа Спасителя.

Будущее воскресение – это не возвращение к жизни

То воскрешение, о котором мы сейчас размышляем, которого ожидаем, – это не просто оживление и возвращение к земной жизни. Оно отличается, например, от воскрешения мёртвого Лазаря (ведь он снова умер) или воскрешение дочери Иаира из евангельского чтения. Воскрешение каждого из нас, о котором сейчас слышим, – это как движение вперёд, к вечности. Тогда мы получим прославленное тело, которое уже не будет подлежать законам пространства и времени. Это прославленное тело впервые показал апостолам воскресший Христос, когда появился среди них.

Мы воскреснем в собственных телах. Ведь и прославленное тело Спасителя имело раны, знаки Его пыток и страданий. Однако это было тело одушевлённое, которое одолевало запертую дверь, которое одолевало ограничения времени и пространства. Поэтому воскрешение мёртвых – это то, чего мы ожидаем в последний день истории человечества. На вопрос, когда воскреснут мертвые, мы отвечаем: тогда, когда наш Господь Иисус Христос во второй раз придёт в славе и будет судить живых и мёртвых.

Святые Отцы о будущем воскресении

Об этом воскресшем теле нам говорит апостол Павел такими словами: «сеется в тлении, а становится нетленным, сеется в бесчестии, но становится в славе, сеется в немощи, а встаёт в силе, сеется тело животное, а выступает тело духовное. Ибо должно это бренное облечься в нетление, и это смертное облечься в бессмертие». Святой Григорий Нисский так говорит об этом особом действе: «Воскрешение мёртвых происходит силой Божией, силой Духа, который оживляет мёртвых». Воскресение происходит не силой человека или какого-то существа, как мы слышим из текста пророка Иезекииля. Говорит Григорий Нисский: «Бог сам воскрешает соединенного с Ним человека, сначала отделяя душу от тела, а затем соединив их снова. И так происходит общее спасение».

Евхаристия – предвкушение будущего воскресения

Человек как существо имеет своё видимое материальное измерение, своё тело, а также невидимое измерение, которое мы называем душой. Воскрешение – это будет восстановление целостности человека, объединение души и тела, тех частей, которые разъединились в момент смерти. Они снова объединятся в целостность – человека, который будет призван к участию в жизни вечной. Такое одухотворение тела мы уже можем переживать как некое предвкушение воскрешения в Таинстве Пресвятой Евхаристии. Прославление тела христианина уже совершается в святом Таинстве Причастия, когда он объединяется с прославленным Христом. Евхаристия, согласно древней вере христиан, – это лекарство бессмертия от того, чтобы умирать. И наши тела, как говорит Ириней Лионский, которые участвуют в Евхаристии, становятся нетленными, потому что надеются на воскрешение.

Слава Иисусу Христу!

 

† Святослав


ПУБЛИКАЦИИ

«УГКЦ, как добрая мама, провожает своих верных из Украины и встречает там, куда их забрасывает судьба», – владыка Степан Сус 29 июня

С начала полномасштабного вторжения миллионы людей в Украине получают тяжёлый опыт – что такое быть беженцем, оставить родной город или...