«Символ веры»: что такое Церковь?

вторник, 09 марта 2021, 13:13
В 42-ом выпуске видеопроекта «Блаженнейший Святослав: #доступно_про_важливе» Глава УГКЦ размышлял над девятым членом «Символа веры»: «Верую в единую, святую, соборную и апостольскую Церковь». Ниже предлагаем текстовую версию катехизиса.

Слава Иисусу Христу!

Дорогие во Христе братья и сёстры, в прошлый раз мы размышляли над восьмым членом «Символа веры», в котором исповедуют божество Святого Духа. Мы открывали Его освятительное действие в жизни человека, говорили о Его благодати.

Сегодня рассмотрим девятый член «Символа веры», который является как бы плодом действия Духа Святого в истории человечества и вселенной и который нам говорит: «Верую в единую, святую, соборную и апостольскую Церковь».

Церковь – плод действия Святого Духа

Церковь Христова является плодом Пятидесятницы, как об этом учит наш праведный митрополит Андрей Шептицкий. Церковь Христова – плод действия Святого Духа в истории человечества. Для того чтобы начать разговор о Церкви, я хотел бы процитировать слова святого Ефрема Сирина, который о признаках деятельности Святого Духа в истории человечества говорит: «Огонь и Дух были в лоне, что тебя носило, огонь и Дух были в реке, где тебя окрестили, огонь и Дух в Крещении, и в хлебе, и в чаше есть огонь и Дух. В твоём хлебе живёт Дух, которого нельзя употребить, в твоём вине горит огонь, который нельзя выпить. Дух в твоём хлебе, огонь в твоём вине – это великие чудеса, которые принимают наши уста». Святой Ефрем Сирин говорит об огне Святого Духа, который всё оживляет, даёт всему жизни. Однако лоно, которое нас носило, река, в которой мы крестились, огонь в хлебе и вине, который потребляем, – это Таинства Церкви Христовой, плод действия Святого Духа, который сегодня нам так глубоко описывает этот отец Церкви. Что же такое Церковь, в которой тот Дух горит? Что такое Церковь, на которой тот Дух покоится? Что этот Дух творит?

Церковь – народ Божий

Слово «церковь» («эклезия») означает собрание людей, которых Отец зовёт, Сын спасает, откупает, а Дух Святой освящает. Церковь – это сообщество созванных Богом, искуплённых Христовой Кровью и освящённых Духом Святым людей. Поэтому Церковь мы ещё называем Божиим народом, который Господь Бог себе собирает как таинство единства всего человеческого рода. Церковь – это сообщество искуплённых, призванных, спасённых, освящённых Святым Духом людей. Признаком, или видимым присутствием, видимой иконой Святого Духа есть единство Церкви. Каждый раз, когда мы собираемся, объединяемся, вместе причащаемся одного Тела и одной Крови, одной чаши и одного хлеба нашего Спасителя, мы тогда будто воспроизводим эту икону единства человеческого рода, который собирает Отец, а Дух Святой освящает, но сердечником есть Тело и Кровь нашего спасителя. Это происходит, когда мы видим образ той Церкви, которая собирается, во время Божественной Литургии. Ведь иногда, когда мы говорим, что идём в церковь, то прежде всего это означает, что идём творить сообщество, идём показать себя членами того народа Божия, которого созывает в определённый день, а особенно в воскресенье, наш Небесный Отец.

Церковь – Тело Христово

Церковь мы ещё называем Телом Христовым, потому что она является продолжением во времени и пространстве таинства воплощения Сына Божия. Зовем её и Невестой, Невестой Христовой – так говорит апостол Павел. Когда речь идёт о единстве и связи спасённого человечества с Пресвятой Троицей, то мы называем Церковь и таинством спасения, которое открывает и делает в истории человечества Отец через Сына в Духе Святом.

Церковь – единая

«Символ веры», который мы рассматриваем, перечисляет четыре признака такой Церкви: единая, святая, соборная и апостольская. Христос основал одну Церковь и, как слышим, она представляет собой единство, таинство объединения всего человеческого рода. Церковь едина, учитывая источник того единения, потому что есть «один Бог, одна вера и одно крещение», как говорит нам апостол Павел. Иногда мы видим Церковь в её историческом проявлении разделённой на разные конфессии. Но это признак греха человека к действию Святого Духа. Всякие разделения, расколы – это раны на Теле Христовом. Однако Церковь единая не из-за способности людей объединяться, а учитывая единого Отца, единого Сына, единого Духа Святого, который зовёт всех к единству в Христовой Церкви.

Церковь – святая

Церковь Христова святая не потому, что все, кто принадлежит к этому сообществу народа Божия, являются святыми, но потому, что в этом сообществе, в том Теле присутствует единый святой – Господь Бог. Мы читаем в книге пророка Осии: «Ибо Я Бог, не человек, святой среди тебя». И именно присутствие святого Бога среди сообщества Церкви является источником её святости. Поэтому Церковь святая. Святость Бога – источник святости Церкви. Апостол Павел говорит нам в Послании к Ефесянам: «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за неё, чтобы освятить её, очистив купелью воды со словом, чтобы явить себе Церковь славную, без пятна, морщинки или чего-то подобного, дабы она была святая и непорочная».

Церковь – это также пространство, сообщество роста в святости каждого человека, становящегося членом этого сообщества. Ведь именно благодать Святого Духа, который покоится на этом сообществе, служит источником освящения каждого человека. Церковь, которая обнимает в своём лоне и грешников, является святой, но в то же время, сообществом людей, нуждающихся в очищении. Поэтому святость Церкви Христовой, святость святых Церкви Христовой – это сияние святости единого Бога.

Церковь – соборная

Церковь – соборная. Это означает, что она является Церковью для всех, Церковью вселенской, Церковью универсальной, которая призывает к этому таинству единства все народы, разные культуры и языки в различных частях земного шара. Соборность Церкви можно увидеть тогда, когда мы вместе собираемся вокруг Таинства Пресвятой Евхаристии, когда христиане вместе собираются на своих местных Соборах или когда епископы со всего мира собираются вместе на Вселенском Соборе.

Христос пожелал, чтобы апостол Пётр был служителем единства соборной Церкви. Поэтому миссия, роль апостола Петра и его преемников во вселенской Церкви (мы еще называем её Католической Церковью) является особенной. В своё время Христос сказал Петру: «Пётр, Пётр, дьявол захотел вас пересеять как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя, и чтобы, обратившись, ты утвердил, укрепил в вере братьев твоих». Поэтому особый дар, который оставил Господь Иисус Христос на служение Вселенской Церкви апостолу Петру, – это быть первым в обращении, быть «камнем веры», быть тем, который утверждает в апостольской вере каждого христианина всех времён и народов.

Церковь – апостольская

Церковь – апостольская. Это означает, что она не только хранит память об апостолах, их веру, то учение, которое они получили от Иисуса Христа, передаёт всё это невредимым, а не потерянным, не уменьшенным до сегодня и будет делать это до скончания века, но и собирает и хранит апостольское предание. Преемниками апостолов являются епископы, которые получили апостольское предание, апостольское рукоположение. Апостолы положили руки на первых епископов, а следовательно, это рукоположение, эта апостольская непрерывность сегодня присутствует в Христовой Церкви через епископов, преемников апостолов.

У каждого епископа три главные задачи. Первое – учить, то есть быть учителем истинной, православной веры, которую мы получили от апостолов, и быть главным проповедником и аутентичным интерпретатором Божественного Евангелия. Это он осуществляет благодаря благодати Святого Духа, которая почила на апостолах, но передаётся и сегодня в Христовой Церкви. Вторая задача – это освящать народ Божий. Сила Святого Духа через служение епископа осуществляется в семи Таинствах Церкви: крещение, миропомазание, Евхаристия, Покаяние, елеосвящение, священство и брак. Также епископ имеет задачу управлять Божьим народом, то есть быть служителем его единства в своей епархии, местной Церкви и одновременно быть служителем, что направляет к единому Богу, Творцу и Спасителю то сообщество, которое Христос вверил ему, как пастырю, и за которое он должен отчитаться на Христовом Страшном суде.

Миряне – самая большая часть Церкви

Как мы уже говорили, Церковь Христова – это не только иерархия, не только священнослужители. Церковь Христова – это сообщество, наибольшей частью которого являются миряне. Миряне – верующие люди, которые были крещены, приняли дар Святого Духа в Таинстве Миропомазания и которые своей миссией, своей жизнью призваны проповедовать слово Божие среди этого мира, там, где они живут, работают, выполняя свои профессиональные обязанности и различные служения.

Апостольское преемство, которое в себе несут преемники апостолов, епископы, – это не что иное, как служение для того, чтобы миряне могли наслаждаться полученной полнотой благодати Святого Духа. Каждый мирянин является лицом, участвующем в тройной миссии Иисуса Христа. Мы говорим, что Иисус Христос был одновременно священником, пророком и царём.

Как царь, Он принёс Царство Божие среди нас. В Нём и через Него Бог присутствует среди своего народа. Миряне участвуют в царском достоинстве и царском служении Иисуса Христа, потому что они делают присутствующим Бога среди людей, в том мире, в котором живут и работают.

Миряне принимают участие и в пророческой функции служения Иисуса Христа, ибо пророк – это тот, кто провозглашает Слово Божие и направляет его к человеку того времени, в котором живёт мирянин. Поэтому силой пророческой миссии каждый мирянин должен слушать и проповедовать своим словом и жизнью Слово Божественной истины, Божественного Евангелия.

Каждый крещёный тоже участвует в священнической миссии Иисуса Христа. Мы принимаем выражение «общее священство мирян», говорим, что Христос был священником, жертвой и престолом. В нашей Литургии есть такие слова: «Сами себя, и друг друга, и весь живот наш Христу-Богу предадим». Эти слова лучше всего определяют общее священство мирян. Ведь мирянин сам себя должен пожертвовать на служение Богу. Сам себя он жертвует для того, чтобы Божья правда, истина, Христова вера передавались в этом мире и чтобы таким образом распространялось на земле Царство Божие.

Пусть Христова Церковь, единая, святая, соборная и апостольская, в которую мы верим, будет источником нашего спасения. Святой Киприан учил: «Никто не может иметь Бога Отца, если не имеет Церковь за мать свою».

 

† Святослав

 


ПУБЛИКАЦИИ

«УГКЦ, как добрая мама, провожает своих верных из Украины и встречает там, куда их забрасывает судьба», – владыка Степан Сус 29 июня

С начала полномасштабного вторжения миллионы людей в Украине получают тяжёлый опыт – что такое быть беженцем, оставить родной город или...