«Семья призвана стать колыбелью экологической культуры»: 14 важных мыслей из Обращения по поводу экологической ситуации
среды, 08 декабря 2021, 17:17 Именно в семье должны усвоить, как правильно использовать вещи, заботиться о чистоте и порядке, с уважением относиться к местной экосистеме, научиться азам энергоэффективности, устойчивого потребления и дружественного отношения к природе. Этим и другими ценными мыслями делятся владыки Архиерейского Синода УГКЦ в своём Обращении по поводу экологической ситуации в Украине.-
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
- Глава УГКЦ: «Оккупант смотрит на нас тёмным глазом маммоны, о котором ещё наш Кобзарь писал»
- Глава УГКЦ в 130-й день войны: «В праздник Матери Божьей Неустанной Помощи поручаем Её помощи и защите наших моряков Военно-морского флота»
- Блаженнейший Святослав поздравил владыку Глеба Лончину с 45-летием рукоположения в священники
1. Экологическая ситуация в Украине – это предмет особого беспокойства. И речь идёт не только о трагическом наследии Чернобыльской катастрофы, которая привела к широкомасштабному радиоактивному загрязнению, многомиллиардным экономическим потерям, многочисленным социально-экологическим и медицинским проблемам, что фокусируются в судьбах пострадавших.
2. Весомый вред природной окружающей среде наносит война на Востоке Украины. Бесчисленное количество снарядов, мин и гранат изуродовали землю и отравили её токсичными химическими веществами. Кроме загрязнения воздуха, земли и воды, к катастрофическим экологическим последствиям приводят лесные и степные пожары, вызванные артобстрелами и умышленными поджогами в тактических целях.
3. Около четверти всех заболеваний имеют экологическое происхождение. Дыша загрязнённым воздухом, потребляя загрязнённую воду и продукты питания, выращенные на такой земле, мы подвергаем опасности собственное здоровье, жизнь и добро наших ближних.
4. В корне экологического кризиса лежит кризис самого человека. Святейший Отец Франциск призывает нас в энциклике «Laudato Si» («Славен будь») заботиться о природной окружающей среде как об общем доме, дарованном человечеству Богом, и особым образом обращает внимание на этические и духовные причины экологических проблем, требующих от нас поиска возможных решений не только в области технологии, но, прежде всего, через изменения в человеке, иначе нам удастся избавиться разве что от симптомов проблемы.
5. Церковь Христова не может стоять в стороне от экологических вызовов. Вознося голос в защиту природы, она заботится также о благе человека, его достоинстве, здоровье и жизни, которые существенно зависят от качественного состояния окружающей среды (общего природного дома).
6. Экологический грех – это тяжкое преступление против жизни современной цивилизации и будущих поколений. В Катехизисе «Христос – наша Пасха» читаем: «Человек, который своей деятельностью вредит окружающей среде, разрушает Божье творение, неотъемлемой частью которого есть он сам. Он грешит не только в отношении творения, но и в отношении себя и Бога. В этом смысле речь идёт об экологическом грехе, который заключается в безответственном поведении человека по отношению к Божьему творению. Этот грех является тяжким преступлением против жизни современной цивилизации и жизни будущих поколений» (п. 995).
7. Призыв ко всем верным и всем людям доброй воли к глубокому экологическому обращению. Учитывая многочисленные, весомые и многогранные социально-экологические проблемы Украины, направленные на их решение усилия должны иметь комплексный и устойчивый характер всеобъемлющего устойчивого развития.
8. Важно наладить эффективную систему государственного мониторинга окружающей природной среды. А также усовершенствовать экологическое законодательство и обеспечить его действенность на общенациональном, региональном и локальном уровнях.
9. Каждый сознательный гражданин призван приобщиться к решению экологических проблем. Епископы просят органы местного самоуправления добросовестно исполнять свои важные обязанности. А каждый сознательный гражданин не имеет права остаться равнодушным к местным экологическим вызовам и проблемам, все призваны приобщиться к их решению.
10. Экологические знания, ценности и добродетели следует прививать уже с самых маленьких лет в детских садах, общеобразовательных школах, а затем в высших учебных заведениях. Всех ответственных за образовательный процесс владыки призывают уяснить важность обеспечения качественного образования и воспитания высокого экологического сознания и культуры поведения.
11. Средства массовой информации должны служить оперативному, действенному и максимальному распространению экологической информации. Ведь они влияют практически на всё население страны, формируя общественное мнение и личное отношение к окружающей среде.
12. Семья призвана стать колыбелью экологической культуры. Именно в семье следует усвоить, как правильно использовать вещи, заботиться о чистоте и порядке, с уважением относиться к местной экосистеме, научиться азам энергоэффективности, устойчивого потребления и дружественного отношения к природе.
13. Священники должны взращивать культуру христианской ответственности за Божье творение в рамках пастырской деятельности. Возрастая в молитве и добродетелях, мы становимся способными к обновлению и преображению мира силой Божьей животворной любви.
14. Действенно свидетельствовать о Боге в современном мире. Учёт экологических составляющих в рамках общей деятельности Церкви, включая экологическое строительство, повышение уровня энергоэффективности сакральных и других церковных зданий, привлечение возобновляемых источников энергии, внедрение системы раздельного сбора отходов и более устойчивой мобильности, могут стать действенным свидетельством о Боге в современном мире.
Подготовила Кристина Потерейко
«УГКЦ, как добрая мама, провожает своих верных из Украины и встречает там, куда их забрасывает судьба», – владыка Степан Сус 29 июня
С начала полномасштабного вторжения миллионы людей в Украине получают тяжёлый опыт – что такое быть беженцем, оставить родной город или...