Проповедь Блаженнейшего Святослава во время Молебна в час войны

пятница, 18 марта 2022, 12:12
В эти дни мы много слышали, что война – это всегда безумие. И когда человеческий разум хочет как-то понять, как жить и действовать во время войны, мы сталкиваемся с тем, что невозможно рационально осознать то, что является безумием. О войне как безумии много раз в эти дни говорил Святей Отец Франциск. Война – это всегда поражение человечества. Кто начинает войну, всегда становится худшим человеком, унижающим и уничтожающим собственную человечность...

Всесветлейшие и всечестные отцы!

Дорогие братья и сёстры во Христе!

Молитва во время войны. Каждый день глядя в глаза смерти, с тех пор как в Украине началась эта ужасная война, которую уже многие называют тотальной, войной на уничтожение украинского народа, все молятся. Но что значит молиться во время войны? Что даёт эта молитва? О чём надо молиться? И во что надо верить, в частности, когда мы молимся за победу Украины над врагом?

В эти дни мы много слышали, что война – это всегда безумие. И когда человеческий разум хочет как-то понять, как жить и действовать во время войны, мы сталкиваемся с тем, что невозможно рационально осознать то, что является безумием. О войне как безумии много раз в эти дни говорил Святейший Отец Франциск. Война – это всегда поражение человечества. Кто начинает войну, всегда становится худшим человеком, унижающим и уничтожающим собственную человечность.

Что значит молиться в таких обстоятельствах? Возможно, на этот вопрос нам ежедневно нужно искать ответ. И полностью мы поймём смысл этой молитвы тогда, когда будем праздновать победу Украины, когда будем вспоминать о нашей молитве во время войны и об этом молебне, который мы ежедневно будем молиться вплоть до победы. Но важно хотя бы начать дорогу осознания, осмысления этой молитвы.

Хочу поделиться с вами одной пережитой историей. В январе 2014 года, когда мы видели первые убийства на Майдане, состоялось чрезвычайное заседание Всеукраинского совета Церквей и религиозных организаций. Вечером съехались руководители наших Церквей, чтобы вместе подумать, что делать, как действовать в этих обстоятельствах. Всех нас действительно наполнил ужас, потому что мы увидели страшное лицо смерти, которое разворачивалось на центральных улицах Киева. И тогда кто-то из братьев-протестантов вспомнил слова десятого псалма (Пс. 11 (10), 3-5). Возможно, эти слова в его устах звучали как отчаяние. Слова эти говорят так: «Когда рушатся основы, что может сделать праведник?» Что может сделать добрый человек перед лицом зла? Что можем сделать мы, как христиане, когда идёт война? Но я точно припоминаю, что кто-то из адвентистов седьмого дня сказал: «Ты вспомни продолжение этого псалма». А следующие слова того же псалма говорят: «Господь – во святом Своём храме. Господь – престол Его на небе. Глаза Его смотрят на вселенную, веки за людьми следят. Господь испытывает праведного и безбожного; кто насилие любить, того ненавидит Его душа».

Действительно, когда начинается война, появляется ощущение, что зашатались основы, то есть разрушился тот мир, в котором мы до сих пор жили, который знали. Вы себе представьте разрушение мира беженца войны, который должен покинуть всё, свою прежнюю историю, брать за руку своего ребенка и пускаться в неизвестное. Разрушаются основы осознания человеком главных основ добра и зла, правил жизни и смерти, любви и ненависти...

Но Слово Божье, слово этого псалма говорит, что есть нечто, чего человек не может уничтожить. Есть что-то, что остаётся всегда постоянным и незыблемым даже тогда, когда разрушаются основы человеческой жизни. И той неподвижной твердыней является Божий престол и Господь Бог на этом престоле. Он может дать всё то, на что человек может опереться. Когда мы молимся, когда служим этот Молебен во время войны, то обнаруживаем присутствие Бога на своём престоле среди нас. Когда человек молится во время войны, то делает присутствующим Бога в своей фигуре, в своей молитве, того Бога, который взирает на сердце человека, который является окончательным судьёй и будет судить живых и мёртвых, который дарит победу. Только опираясь на Него, мы можем восстановить основы человеческого существования, заново осознать, что является хорошим, а что – злым, можем осознать, что надо уважать жизнь, что возможно быть человеком даже в нечеловеческих обстоятельствах. И поэтому мы молимся сегодня: «Боже, Ты, что смотришь на беду Украины, есть среди нас. Ты наша сила, Ты наша надежда. И окончательно Твоя сила победит».

Вторая очень важная правда, проявляющаяся во время военного лихолетья. Это то, что именно человек начинает войну и его злая воля уничтожает мир вокруг. Человек всегда старается оправдать свои поступки, даже саму войну, которую развязывает. Но потом человек становится заложником и рабом этой убийственной логики войны и не способен её закончить. Грешное сердце человека становится источником зла и войны. Зато Бог, в которого мы верим, является источником мира. Человек начинает войны, а конец им положит Господь Бог.

Во время войны мы молимся о мире, потому что знаем, что только от Бога он придёт как освобождение, как дар жизни, – мир, который всегда победит войну. Война никогда не длится вечно, как буря на море, а тот мир, источником которого является Господь Бог, сильнее войны, и только он вечен. Поэтому мы верим в Бога, источника мира, и о нём молимся. Мы просим: «Боже, положи конец этому безумию». Святейший Отец Франциск сказал в эти дни очень глубокие и важные слова: «Тот Бог, в которого мы верим, является Богом мира. Кто хочет во имя Божие оправдать войну, тот богохульствует, тот презирает имя Божие, презирает Его лицо». Поэтому мы просим: «Господи, даруй нам мир».

И третье. Сегодня все украинцы должны стать воинами мира, каждый на своём жизненном месте. Наше войско, за которое мы ежедневно молимся непрерывной молитвой, защищает мир. Мы благодарим Господа Бога за героев, девушек и парней, которые имеют отвагу воевать, быть носителями мира. И мы знаем, чтобы победить врага, надо быть, прежде всего, духовно и морально сильнее его. Тот, кто защищает своё, не желает чужого, тот, кто воюет за мир, сильнее нападающего. И Господь Бог, который является Богом мира, усилит украинскую победу. Ибо мы знаем, что не от человека приходит победа и не оружие, а Божья сила решает всё.

Мы сегодня молимся за всех пострадавших от войны, за всех жертв этой войны. И мы, как Церковь, всегда были, есть и будем со своим народом, будем носителями Божьей правды, Божьего мира и знаком Божьего присутствия.

Дети и женщины сейчас спрашивают: «Где же Бог, когда на наши головы падают бомбы?» И порой во время этого безумия ты не можешь предложить другого ответа, как своего присутствия. Поэтому давайте помолимся за наше духовенство, за наше монашество, наших владык, которые сейчас находятся в Киеве и Харькове, Запорожье и Одессе и во всех других городах и сёлах Украины рядом со своим народом. Служение присутствия – один из видов молитвы и христианского свидетельства во время войны.

Боже, благослови наш народ. Боже, дай победы нашему войску. Боже, обними твоим присутствием детей Украины, страдающих от войны. Боже, великий, единый, нам Украину храни.

Слава Иисусу Христу!


ПУБЛИКАЦИИ

«УГКЦ, как добрая мама, провожает своих верных из Украины и встречает там, куда их забрасывает судьба», – владыка Степан Сус 29 июня

С начала полномасштабного вторжения миллионы людей в Украине получают тяжёлый опыт – что такое быть беженцем, оставить родной город или...