Проповедь Блаженнейшего Святослава в воскресенье самарянки, во время Литургии в соборе Воскресения Христова

вторник, 19 мая 2020, 21:27
В сегодняшнем Евангелии мы видим Иисуса Христа у колодца. И вся беседа, которую Он ведёт с женщиной самарянкой, – это разговор об источнике, о жажде, о способности эту жажду утолить, о том, откуда взять эту живую воду, каким образом получить доступ к этой воде.

 

Проповедь Блаженнейшего Святослава,

Отца и Главы Украинской Греко-Католической Церкви,

в воскресенье самарянки, во время Литургии в соборе Воскресения Христова

Вода, что я дам, станет источником воды, бьющей в жизнь вечную.

В книгах Священного Писания мы часто видим образ Бога как источника. В разных частях Писания мы слышим благовест о том, что наш Бог является вечным источником жизни. Весь мир, все творения и мы с вами живём, существуем именно потому, что из этого источника следует нам жизнь. Когда человек теряет доступ к этому источнику, он начинает замирать, задыхаться, а когда невозможно из этого источника черпать, человек умирает.

И в сегодняшнем Евангелии мы видим Иисуса Христа у колодца. И вся беседа, которую Он ведёт с женщиной-самарянкой, это разговор об источнике, о жажде, о способности эту жажду утолить, о том, откуда взять эту живую воду, каким образом получить доступ к этой воде.

Интересно, что Христос приходит и садится у колодца Иакова. Мы хорошо знаем, что древние колодцы были плодом определённой личной встречи патриархов с живым Богом. Сооружая колодцы, они строили определённые памятники личного духовного опыта, возможности доступа к вечному источнику жизни, который на обетованной земле Господь Бог открыл своему народу.

У этого колодца Иакова Христос сегодня открывается нам и как настоящий единственный колодец. Он есть Сын Божий, в себе носит этот вечный источник жизни, которым является лицо Бога Отца. А живая вода, которая бьёт, даёт нам жизнь вечную, животворит всё и по которой у всех нас такая ​​жажда, – это Дух Святой, жизни Податель.

В сегодняшнем Евангелии мы слышим, что человек жаждет, так как он сотворён. Он не является источником самого себя, не является самодостаточным, не имеет в себе источников собственного бытия, но черпает его из колодца, которым есть Христос. Но интересно, что к этому жаждущему человеку тот колодец, тот источник сам пришёл. Бог делает первый шаг навстречу человеку.

Кажется, что женщина ищет колодец, потому что в полдень (в шесть часов, по тогдашнему расчётному времени), когда солнце стоит в зените, когда самая сильная жажда у человека, она приходит к колодцу в поиске воды. И там встречает самого Христа-Господа. Находит источник жизни, что вечно течёт, находит воду, что утоляет глубочайшую жажду человека – жажду по Богу.

Христос, первым начиная разговор с ней, как будто преодолевает все возможные преграды, границы, которые исторически возникли между человеком и Богом. Он ломает препоны, которые существуют как разделение между иудеями и жителями Самарии. Более того, он первый начинает разговор, ломая определённые стереотипы поведения тогдашнего Ближнего Востока, когда женщина не смела заговорить с незнакомым человеком.

Но Бог ищет человека, чтобы утолить его жажду по вечной жизни. В этой беседе мы чувствуем, как смещается акцент с нашей телесной жажды к жажде по смыслу жизни. Христос начинает говорить с самарянкой об её истории, о её супружеской ситуации, затрагивает её прошлое, настоящее и даже всё то, что касается её мечтаний о будущем.

И в определённый момент она начинает понимать, что перед ней тот Единственный, который может утолить не только её физическую жажду, но и её жажду по жизни вечной.

Она пришла к колодцу с кувшином, как каждая хорошая хозяйка, чтобы набрать воды. Но после разговора с Иисусом Христом оставляет кувшин и бежит назад в свой город, и сама превращается в носителя этой воды, которой она зачерпнула у самого Христа. Она ищет других людей и начинает делиться с ними опытом глотка живой воды.

Что дальше происходит? Весь город приходит. Потому что недостаточно только услышать об источнике, недостаточно только знать, что он существует. Нужно самому из него напиться. Как говорит псалмопевец Давид, "как олень стремится к источникам водным, так душа стремится к живому Богу". Пока я сам не напьюсь, никакие красивые свидетельства, рассказы, не могут утолить этой жажды. Её может утолить только сам Господь, что пришёл в качестве источника вечного ко мне, в мою жизнь, в мою жизненную ситуацию.

Слово о живой воде, об источнике, о нашей жажде, думаю, особенно громко звучит в наших ушах в то время, когда мы переживаем карантин, когда не имеем возможности, как обычно, собираться в храме, когда сегодня сотни тысяч людей во всём мире имеют единую возможность в воскресенье молиться только с помощью онлайн-трансляций Божественной Литургии.

Общаясь с нашими людьми на карантине, со священниками в различных странах мира, слушая наших людей, мы чувствуем, что даже онлайн-трансляции возбуждают в каждом верующем человеке огромную жажду. Возбуждают духовный голод, потому что недостаточно только показать источник жизни по онлайн-трансляции. Можно пережить в жажде определённый период своей жизни. Даже очень важно иногда осознавать духовную жажду по Богу как фундаментальную потребность каждого человека, чтобы потом иметь возможность прийти, приблизиться, зачерпнуть, напиться из источника жизни, который бьёт из святого престола в каждом нашем храме.

По старинной традиции Церкви, освящённый престол в храме является источником живой воды, который установил Христос среди нас, чтобы дать нам возможность через причастие Святых Тайн получить доступ к источнику жизни, к той воде, которая бьёт и струится в жизнь вечную.

Мы знаем, что сегодня в разных странах мира, в том числе и в Украине, говорят о поэтапном выходе из карантина. Не конец карантина, а лишь ослабление этого болезненного опыта, который переживает всё человечество. Но на том этапе государственные мужи пытаются различить, что действительно жизненно необходимо для человека, а что, возможно, для него не является необходимым. В ослаблении карантина они стараются, прежде всего, удовлетворить жизненно важные потребности людей, без которых общество не может жить. В этом новом этапе борьбы с пандемией важно понять всем, что духовная жажда, духовный голод, духовные потребности человека являются фундаментальными потребностями человеческого существа.

И те фундаментальные потребности, и жажда по Богу являются основой фундаментального права человека на религиозную свободу. Поэтому мы обращаемся к государственным мужам с просьбой учитывать фундаментальную потребность человека, жажду человека по Богу, которую может утолить только момент его личной встречи и личного причастия Святых Тайн. Это тот момент, когда источник жизни даёт нам возможность осознать себя в новых обстоятельствах, найти смысл новой жизни в посткоронавирусном мире. Христос и сегодня хочет затронуть наши жизненно важные вопросы, фундаментальные жизненные потребности и стремления, чтобы мы поняли, как нам пережить эти трудности и проблемы, с которыми сегодня встречается человечество.

И поэтому сегодня Церковь провозглашает хорошую новость: светом надежды является то, что Господь Бог и сегодня первым приходит к нам, преодолевает все препятствия, которые возможно, человек, человеческая болезнь, наши правила расставляют, разделяют, дистанцируют. Он тот, что сегодня нам хочет дать живую воду, которая внутри нас станет источником воды, бьющей в жизнь вечную.

Содержание служения священника, диакона, а также свидетельства каждого христианина – это стать посредником встречи, подобно женщине-самарянке, которая привела ко встрече с Христом весь свой город Сихарь. Если я знаю, где есть источник жизни, если я знаю, где этот колодец, из которого бьёт живая вода, я должен к этому колодцу привести и других. Это сердце миссионерского дела Церкви.

Сегодня мы рукоположили четырёх новых диаконов. Пусть это будет свидетельством того, что даже во время карантина, пандемии Церковь живёт, жизнь продолжается, Господь Бог заботится о своём народе, посылает ему служителей и зовёт ко встрече с Собой.

Да поможет Он нам преодолеть страх перед другим человеком, потому что одним из побочных эффектов карантина является то, что люди начинают бояться друг друга. Видя другого человека, мы подсознательно считаем его носителем вируса и несущим опасность для нашей жизни.

Пусть милостивый Господь утолит нашу жажду, устранит страх и каждому из нас подарит радость встречи с Богом, с другим человеком. Пусть Господь поможет нам открыть другого человека как носителя Его живой воды.

 

† СВЯТОСЛАВ

 

Патриарший собор Воскресения Христова, 17 мая 2020 года Божьего


ПУБЛИКАЦИИ

«УГКЦ, как добрая мама, провожает своих верных из Украины и встречает там, куда их забрасывает судьба», – владыка Степан Сус 29 июня

С начала полномасштабного вторжения миллионы людей в Украине получают тяжёлый опыт – что такое быть беженцем, оставить родной город или...