Проповедь Блаженнейшего Святослава в день Святого апостола Андрея Первозванного и по случаю 10-летия Ивано-Франковской митрополии

пятница, 17 декабря 2021, 16:11
Учитель, где находишься? На этот вопрос сегодня должны найти ответ все верные, не только священники, епископы или священники. Мы с вами выполним наше христианское свидетельство только тогда, когда будем знать, где пребывает Господь, более того, когда сможем познакомить с Богом тех, к кому Он нас посылает: мама и папа – своих детей, мы, как верующий Божий, – человека в современном непростом мире.

 

Учитель, где ты находишься?

Он говорил им: «Идите и посмотрите»

(Ин. 1, 38-39).

 

Высокопреосвященные и преосвященные владыки!

Всесветлейшие и всечестные отцы!

Высокопреподобные отцы и матери, настоятели монастырей и общин богопосвящённой жизни!

Преподобные сёстры и братья в монашестве, братья-семинаристы!

Достойные представители органов государственной власти разных уровней!

Дорогие во Христе братья и сёстры, гости и участники сегодняшнего торжества!

Слава Иисусу Христу!

Сегодня Христова Церковь отмечает память одного из апостолов – святого Андрея Первозванного. Имя Андрей означает «муж», «мужественный», «смелый». Но, как говорят исследователи, мы не много знаем об этом апостоле. Нам известно только его греческое имя, но мы не знаем, как называла его ранняя Церковь. Информация, которую можно получить об Андрее в Новом Завете, довольно скупа.

Мы знаем, что он родился в Витсаиде вместе со своим братом апостолом Симоном-Петром, а затем отправился на Иордан. Был учеником святого пророка, предтечи Иоанна Крестителя, который собирал вокруг себя народ и готовил людей к приходу Мессии. И там, над Иорданом, как говорит нам сегодня Божье слово в Евангелии от Иоанна, Андрей нашел Желаемого (так поёт в этот день Христова Церковь). Из уст Иоанна Крестителя он услышал, кто есть Христос. Предтеча указал на Господа, пришедшего креститься: «Вот Агнец Божий, принимающий на себя грехи мира» (ср. Иоан. 1, 36). Вероятно, Андрей был свидетелем этого величайшего Богоявления Нового Завета над Иорданом. Возможно, своим ближайшим ученикам Иоанн передал свое видение, что, крестя Иисуса, слышал голос Отца, который говорил о Сыне, стоявшем в Иордане, и что видел Духа Божия, сходящего на нашего Спасителя.

Вот Агнец Божий, берущий на себя грехи мира

И тогда вся жизнь Андрея меняется. Он покидает Иоанна Крестителя и следует за Христом. Описание этого призвания к христианской жизни и апостольскому служению звучит очень поучительно для современного человека. Предтеча, указывая на Господа, отпускает своего ученика. И вот два ученика Иоанна идут за Христом. Видя их, Спаситель задаёт глубокий для каждого человека вопрос: «Чего ищешь?» А в ответ слышит вопрос: «Учитель, где ты находишься?» Очевидно, что в последних словах речь идёт не об интересе, в каком доме Он живёт, где остановился. Это крик человека к Богу: «Где Ты?!» Это вечный поиск творения по своему Творцу, который является для человека конечной и вечной целью его существования. Современным языком, это вечные искания человека полноты жизни, счастья, лика Божия, из которого исходит всё то, что мы называем добром, правдой, истиной и всеми другими приметами, описывающими счастливого человека.

Евангелие продолжается. Ученики пошли и увидели, где находится Учитель, и в тот день остались у Него. А потом начинается беготня. Андрей ищет других людей, чтобы поделиться с ними своей находкой. Прежде всего, бежит к своему брату и говорит: «Мы нашли, мы нашли Мессию!» (Ин. 1, 41). Возможно, та ночь, которую он провёл тогда с Христом, и то, что он тогда увидел и пережил, дало ему сознание, что тот, о ком говорил Иоанн и ко встрече с кем готовил людей, крестя их в Иордане, вот Он пришёл и это именно Он. Мы нашли!

Чего ищете? Мы нашли!

Есть ещё другое место в Евангелии, где упоминается апостол Андрей в подобной функции и в особой примете его характера и апостольского служения... Помните, как Христос среди пустыни учил пять тысяч людей, когда они проголодались и нечего было есть? Состоялся разговор учеников с Христом: «Учитель, отпусти их, пусть пойдут и купят себе пищи». – «Нет нет, вы дайте им поесть». – «Да откуда мы наберём столько продовольствия?». Здесь выходит Андрей и говорит: «Я знаю одного мальчика, у которого пять хлебов и две рыбины» (ср. Иоан. 6, 8-9). Тогда Христос умножает хлеб и рыбу, благословляет их, преломляет хлеб, даёт своим ученикам, а те раздают людям.

Миссия, выполняемая Андреем, отличает его от других апостолов. Он как ученик Христов является посредником встречи. Возможно, поэтому он и не появляется на страницах Евангелия как выдающаяся фигура, а пытается быть как будто на заднем плане, хочет, чтобы все нашли того единственного и желанного, кого он нашёл. Апостол Андрей приводит других ко Христу, не к себе, не к собственному опыту. Он не рассказывает людям о собственных впечатлениях, но стремится, чтобы они сами нашли того, кого нашел и увидел он. Он выступает в роли служителя для встречи человека с живым Богом. Хочет, чтобы каждый христианин смог сказать так, как он – брату: «Я нашёл того, ради кого был сотворён, – нашёл, где Он пребывает».

Дорогие во Христе братья и сёстры! Эта особая история призвания апостола Андрея красноречива для христиан всех времён и народов. Более того, она намечает существенную черту миссии Христовой Церкви. Каждый, кто призван проповедовать Евангелие Христово, должен быть апостолом и посредником встречи человека с живым Богом. Ибо современный человек нуждается в ответе на вопрос не столько о том, что мы знаем о Боге, сколько о том, где можно Его встретить, увидеть.

Учитель, где ты пребываешь? На этот вопрос сегодня должны найти ответ все верующие, не только священники, епископы или монахи. Мы с вами выполним наше христианское свидетельство только тогда, когда будем знать, где пребывает Господь, более того, когда сможем познакомить с Богом тех, к кому Он нас посылает: мама и папа – своих детей, мы, как верующий Божий, – человека в современном непростом мире.

Апостол Андрей особым образом связан с историей нашей Киевской Церкви. Мы знаем, что после выхода апостолов на проповедь по всему миру именно этот апостол совершал свою миссию на берегах Чёрного моря. Из Галилеи он ушёл в Синоп, который тогда был самым большим городом на черноморском побережье. Основал общину Христовых учеников в не известном тогда маленьком городке Византия, который стал, однако, столицей целой империи.

Обошёл южный Кавказ, проповедовал Христово Евангелие в Крыму. «Повесть временных лет», наша старейшая летопись, говорит, что Андрей пришёл на Киевские горы, на украинский Иордан и увидел там Божью славу, которая воссияет на этом святом месте.

Глубока история завершения его земного пути. Акты мученичества апостола Андрея рассказывают, что он умер в городе Патра в Греции. Был распят на кресте, но не прибит, а привязан. Умирал три дня на виду у всего города, не прекращая проповедовать. Его последняя перед смертью проповедь обратила к Христу две тысячи людей, видевших таинство пасхи ученика, входившего в смерть, но с креста проповедующего воскресение.

Мы сегодня собрались в этом особенном кафедральном соборе, чтобы отпраздновать небольшую, но вместе с тем знаменательную дату. Спасибо Господу Богу за первое десятилетие служения молодой в нашей Церкви Ивано-Франковской митрополии.

Десять лет назад в Украине существовала лишь одна Киево-Галицкая митрополия, основанная её первыми киевскими митрополитами, это она под руководством митрополита Михаила Рогозы 425 лет назад возобновила сопричастие с Римским Апостольским престолом. Киево-Галицкая митрополия «родила» три новых, то есть нас стало вчетверо больше. Такого события в Украине не происходило за 1025 лет христианства.

Наша Церковь-мученица, прошедшая крестным путём Христа своё страдание, мученичество и воскрешение, выросла сейчас перед глазами всего мира. И здесь, в Ивано-Франковске, была установлена митрополичья кафедра, которая сегодня объединяет три епархии: Ивано-Франковскую архиепархию, Коломыйскую и Черновицкую епархии.

Те десять лет были периодом церковной постройки, развития, великих Божьих благословений. И мы благодарим Господа Бога за то, что миссия Христовой Церкви – познакомить с Богом каждого современного человека, по примеру Андрея Первозванного,                                           – успешно с Божьей помощью совершается теперь на этих землях. Апостол Андрей по-особому полюбил Ивано-Франковск. Тот, кто видел славу Христову на Киевских горах, по Божьему промыслу, стал покровителем Ивано-Франковской митрополии.

Хочу, прежде всего, поздравить первого в истории Ивано-Франковского митрополита, которого я имел честь ввести на этот престол десять лет назад – владыку Владимира. Думаю, в чертах его характера, в частности кротости, можно увидеть определённые черты апостола Андрея. Владыка никогда не ищет своей славы, выгоды. Он хочет познакомить современного человека не столько с собой, сколько с Христом, которого он нашёл во времена преследований нашей Церкви.

Мы сегодня видим, что эта епархия и митрополия родилась благодаря труду, свидетельству, даже исповедничеству и мученичеству великого сонма святых подвижников нашей Церкви. Как нам сегодня не назвать ещё одного Андрея – великого митрополита Шептицкого, который закладывал фундаменты, основы этой митрополии. Мы сегодня особенно чтим его память, андреевское апостольское служение и просим его об особом покровительстве христианам Прикарпатской и Буковинской земли.

Поздравляю всё духовенство и монашество Ивано-Франковской архиепархии, Коломыйской и Черновицкой епархий. Спасибо, что вы созываете Митрополичьи Синоды. Вы советуетесь, как воплощать в жизнь решения Синода Епископов нашей Церкви. Вы продолжаете апостольское служение в качестве преемников апостолов в наше время.

Всех вас, отцы, братья и сёстры, прошу: почувствуйте ответственность за свою митрополию. Это вас сегодня спрашивает Христос: чего и кого вы ищете в своей жизни, что ставите во главу угла в собственных поисках? О ком учите своих детей, о чём прежде заботитесь в земных делах? Желаю каждому из вас, чтобы сегодня вы молились Христу-Спасителю: «Учитель, где пребываешь?» – и чтобы услышали Его призыв: «Приди и посмотри!». Аминь.

 

† СВЯТОСЛАВ


ПУБЛИКАЦИИ

«УГКЦ, как добрая мама, провожает своих верных из Украины и встречает там, куда их забрасывает судьба», – владыка Степан Сус 29 июня

С начала полномасштабного вторжения миллионы людей в Украине получают тяжёлый опыт – что такое быть беженцем, оставить родной город или...