Проповедь Блаженнейшего Святослав в воскресенье Всепрощения
среды, 17 марта 2021, 12:05 Приглашаю вас перед началом Великого поста составить соответствующий маршрут своего духовного путешествия. Советую сделать это. В начале (а не в конце!) Великого поста приступите к исповеди. Поговорите со своим духовником о тех греховных узла, которые у вас появились, о ранах, которые вы в себе находите, возможно, о тех страстях, что вас угнетают, или грехах, которые вы чаще всего повторяете. Духовный врач подберёт вам индивидуальную программу лечения, победы грехов ваших, как избежать именно того, что вас больше всего беспокоит.-
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
- Глава УГКЦ: «Оккупант смотрит на нас тёмным глазом маммоны, о котором ещё наш Кобзарь писал»
- Глава УГКЦ в 130-й день войны: «В праздник Матери Божьей Неустанной Помощи поручаем Её помощи и защите наших моряков Военно-морского флота»
- Блаженнейший Святослав поздравил владыку Глеба Лончину с 45-летием рукоположения в священники
И Отец, видящий тайное, воздаст тебе...
Мф. 6, 18
Всечестные и преподобные отцы!
Преподобные сёстры и братья в монашестве!
Дорогие сыновья и дочери нашей Церкви в разных уголках Украины и мира молятся вместе с нами вживую с помощью этой трансляции!
Дорогие прихожане нашего Патриаршего собора,
дети и молодые люди!
Слава Иисусу Христу!
Сегодня в этом коротком, но очень глубоком евангельском чтении мы слышим истину о присутствии Бога. Христово Евангелие говорит нам, что важнейшим пространством, где присутствует Господь Бог, где Его можно найти, является внутренний мир человека. Священное Писание называет сердце главным пространством духовной жизни человека, пространством его общения с Богом.
Очевидно, речь идёт не о физическом органе, а о сердцевине человеческой личности. Речь идёт о том месте, где человек настоящий сам перед собой, где можно увидеть истинные мотивы его поступков. И именно там, на глубине своего сердца, человек стоит перед Богом и Его лицом, даже когда этого не понимает и не знает. Именно внутренний характер христианской жизни, пространство человеческого сердца есть тем способом осуществления настоящего христианского культа, о котором говорит Господь: «Истинные поклонники поклоняются Отцу в духе и истине» (ср. Ин. 4, 23). В глубине нашего сердца Господь Бог нас видит и слышит ещё до того, как мы чего-то хотим или что-то себе скажем.
Господь говорит, что из сердца человеческого, выходят добрые или злые поступки, – получается то, что человек освящает, очищает, и одновременно то, что его оскверняет (ср. Мк. 7, 21). Святой Августин так говорит в своём произведении «Исповедь» о глубинныйом способе присутствия Бога в человеке: «Боже, Ты глубже во мне, чем я сам в себе». А в другом месте читаем: «Боже, Ты так близко ко мне, а я был так далеко от себя и от Тебя». Итак, глубина человеческого сердца – это важнейшее место, где мы должны вести свою духовную жизнь.
В диалоге с Богом мы должны обдумывать все свои намерения и поступки и задать себе два фундаментальных вопроса: почему и для чего? Почему я делаю это и то? Для чего приступаю к какому-то делу? Ведь порой даже само дело может быть сфальсифицировано, осквернено недобрым умыслом. Поэтому Христос говорит словами пророка Исайи: «Этот народ устами почитает Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня» (Мк. 7, 6). Мы услышали сегодня в Евангелии о том, что, когда человек делает добрые дела: постится, молится только для отвода глаз, чтобы другие видели его набожность и аскетизм, – то он поступает лицемерно. Он не знает подлинного религиозного содержания, а мы скажем – настоящей христианской жизни.
Мы сегодня начинаем Великий пост. Это Сыропустное воскресенье внедряет нас в великопостное духовное путешествие, во время которой мы призваны делать дела покаяния, сосредоточиться не на внешний действительности. Поэтому в этот период мы всегда стараемся отвлечь своё внимание от того, что ворует нас у самих себя, забирает наше время, возможно, мы отказываемся от развлечений и удовольствия с одной целью – сосредоточиться на духовной жизни, на встрече с Богом.
Это путешествие святой Августин описывает следующим образом: «От внешнего – к внутреннему, от нижнего – к горнему». Кто никогда не постился, кто не совершал того путешествия внутрь себя, кто не сумел в глубине своего сердца подняться от нижнего к высшему мотиву, смыслу своей жизни, тот живёт в мире иллюзий, не знает тайны не только о Божьем присутствии, но и о самом себе.
Поэтому мы сегодня приглашаем всех верующих нашей Церкви сделать первый шаг в этом путешествии – не для отвода глаз и не для похвалы делать дела покаяния, милосердия и молитвы, а чтобы всю свою жизнь, все глубинные её измерения представить перед Богом. И Отец, который видит тайное, воздаст нам явно.
Каков первый шаг в этом путешествии? Сегодняшнее Евангелие нам об этом говорит. Первый шаг, который должны сделать, чтобы извне войти в себя, ступить на христианский аскетический путь – это совершить акт прощения. Поэтому этот день называется также воскресеньем Всепрощения (Прощённым воскресеньем). Иисус Христос говорит сегодня нам: «Если вы не простите людям вины их, то и Отец ваш Небесный не простит вам».
Почему так важен этот первый шаг? Когда мы держим сожаление, обиду на другого человека, не способны простить ему ран, которые он нам нанёс, то мы как будто связаны цепями с нашим обидчиком. Это странный феномен, который сегодня исследуют даже учёные и психологи.
Порой человек, который принёс нам боль, даже об этом не знает, ему всё равно. Часто его нет рядом, или он уже в другом мире. Однако эта несправедливость цепями ненависти и неспособности простить не пускает нас в духовное путешествие к Божьему лику. Поэтому тот, кто способен простить, не только побеждает своего обидчика, но и освобождается для путешествия, чтобы приблизиться к Богу, как человек, отправляясь в путь, оставляет тяжёлые вещи, которые не сможет нести.
Поэтому мы сегодня должны вспомнить тех, кто нас обидел, и развязать узлы с тем, кто нас ранил. Простите человека, помолитесь за него – и сможете сделать шаг в глубину собственного духовного мира. А там, в глубине, вас ждёт настоящий клад, которым является сам Господь. Сокровище это ни моль не съедает, ни ржавчина не истребляет. Вы встретите любящего, всепрощающего вечного Бога, готового вас обнять и наполнить своим светом. Становится понятным, почему человек, который путешествует по дороге Великого поста, не унывает. Его лицо всегда сияет, потому что он излучает свет того Господа, которого видит в глубине своего сердца.
Приглашаю вас перед началом Великого поста составить соответствующий маршрут своего духовного путешествия. Советую сделать это. В начале (а не в конце!) Великого поста приступите к исповеди. Поговорите со своим духовником о тех греховных узлах, которые у вас появились, о ранах, которые вы в себе находите, возможно, о тех страстях, что вас угнетают, или грехах, которые вы чаще всего повторяете. Духовный врач подберёт вам индивидуальную программу лечения, как победить грехи ваши или избежать того, что вас больше всего беспокоит.
Желаю всем вам светлого и радостного путешествия к Божией близости во время Великого поста. Не упустите его. Не будьте далеко сами от себя и от Господа Бога. Потому что пост – это особое время общения и сближения между Богом и человеком. Проведите экзамен своему внутреннему духовному миру. Это нечто гораздо больше психологической интроспекции. Это дорога к радости встречи с Господом, который ждёт вас в глубине вашего сердца.
Пусть каждому из вас, как настоящему постнику, христианском аскету, который учится поклоняться Богу в духе и истине в глубине своего сердца, Господь Бог скажет: «Сердцем своим почитаешь Меня, и Я, что вижу тайное, воздам тебе явно». Аминь.
† Святослав
«УГКЦ, как добрая мама, провожает своих верных из Украины и встречает там, куда их забрасывает судьба», – владыка Степан Сус 29 июня
С начала полномасштабного вторжения миллионы людей в Украине получают тяжёлый опыт – что такое быть беженцем, оставить родной город или...