Послание Блаженнейшего Святослава к священнослужителям на Страстной четверг
суббота, 16 апреля 2016, 11:18 Всесветлейшие, всечестные и преподобные отцы – дорогие собратья в Христовом священстве! Дорогие братья-семинаристы!-
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
- Глава УГКЦ: «Оккупант смотрит на нас тёмным глазом маммоны, о котором ещё наш Кобзарь писал»
- Глава УГКЦ в 130-й день войны: «В праздник Матери Божьей Неустанной Помощи поручаем Её помощи и защите наших моряков Военно-морского флота»
- Блаженнейший Святослав поздравил владыку Глеба Лончину с 45-летием рукоположения в священники
В Святой и Великий четверг, день, когда наш Господь и Спаситель на Тайной вечере установил Таинства Евхаристии и Священства, душой и сердцем полетин к источнику нашего священства – Иисусу, Сыну Божьему и Слуге Господню. Именно сегодня, когда видим Его крайнее смирение, когда созерцаем с благоговейным трепетом, как Он умывает нам ноги перед своими страстями, зачерпнём из этого источника силу Духа Святого для обновления нашего священнического служения.
Каждый из нас, кто получил Святое Таинство Священства, стал участником служения самого Иисуса Христа. Каждый раз, когда мы стремимся открыть для себя содержание Христова Священства, прислушаемся к голосу нашего наивысшего Архиерея, который говорит нам в этот святой день: «Пример дал Я вам, чтобы и вы так делали, как Я сделал вам. Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, а посланный не больше того, кто его послал. Зная, счастливы будете, когда так будете» (Ин. 13, 15-17).
В этом году наш народ будет отмечать 25-ю годовщину Независимости Украины... в период борьбы за свободу, достоинство и достойное будущее, наш народ очень нуждается в голосе своих священников, которые были бы примером честности и не боялись обличать всякую несправедливость в нашем обществе
Иисус Христос обращается к нам не только в момент нашего призвания или священнических рукоположений. Его пастырский голос сопровождает нас на протяжении всего служения. Господь взывает к нашей священнической совести из-за боли, страдания и нужд нашего народа. Это Он зовёт нас на передовую, где отдают жизнь за Украину лучшие сыны и дочери нашего народа. Это Его голос ведёт нас к вынужденным переселенцам и просит нас быть постоянно среди тех, кто пострадал от войны. Это живой Христос, наш Первосвященник по чину Мелхиседека предписывает нам быть голосом правды в обществе, защитниками христианской семьи, руководителями нашего народа в восстановлении украинской государственности на твердых основах закона Божия, – быть непримиримыми к нравственному злу и порче. Во всех этих призывах нашего Божественного Учителя отражается суть Его и нашего священнического призвания, как о нём высказался Господь Иисус в родном городе Назарете: «Дух Господень на Мне... оповестить год Господень благоприятный». Вот поэтому-то, дорогие собратья, участники небесного призвания, мы должны воспринять как направленные лично к нам слова из Послания к евреям: «Если вы сегодня услышите его голос, не твердейте сердцами вашими, как то было на месте ссоры... Смотрите же, братья, чтобы у кого-то из вас не было сердца лукавого в неверии и чтобы оно не отступало от Бога живого, а, наоборот, подбадривайте ежедневно друг друга, пока длится то "сегодня", чтобы никто из вас не стал ожесточённым из-за лживости греха. Ибо мы сделались причастными Христу, если придерживаемся до конца твёрдо нашей веры, как в начале» (3, 7-8, 12-14).
В этом году наш народ будет отмечать 25-ю годовщину Независимости Украины. В связи с этим следует подчеркнуть, что именно в это время, в это наше «настоящее», о котором мы слышали в Послании к евреям, в период борьбы за свободу, достоинство и достойное будущее, наш народ очень нуждается в голосе своих священников, которые были бы примером честности и не боялись обличать всякую несправедливость в нашем обществе, особенно ту, что мы называем коррупцией и злоупотреблением властью и которая уничтожает нашу независимость.
Относительно этого народного бедствия в Катехизисе «Христос – наша Пасха», который вот уже пять лет является настольной книгой каждого священнослужителя, говорится: «Одно из проявлений злоупотребления государственной властью в корыстных целях – коррупция и взяточничество. Они разрушают государство и искажают общественные отношения. Уровень коррупции стал своеобразным показателем нравственного состояния общества в целом и каждой отдельной личности как члена общества. Коррупционное действие совершают как те, что требуют взятку и принимают её, так и те, что предлагают взятку и дают её» (п. 967). «[Коррумпированная] власть теряет своё предназначение, перестаёт быть представителем и защитником граждан, превращаясь в угрозу для них. Христианин не может участвовать в коррупционных действиях и не должен молчать, когда это делают другие» (п. 966).
В исцелении этого морального зла особая роль принадлежит Христовому священнику. Это вам, дорогие отцы и братья, наш Господь поручил заботиться о спасении человеческих душ. Особым источником освобождения от греха коррупции как всего общества, так и каждой личности в частности, есть Святое Таинство Исповеди. Вместе с владыками нашего Синода направляю вам такой призыв-просьбу: «Пастыри пусть заботяться о совести своих верных и во время уделения Таинства Покаяния обращают внимание кающихся на грех коррупции, объясняя его большую опасность, которая в некоторых случаях может даже стать препятствием для спасения их бессмертной души».
Грех коррупции по своей природе часто связан с нанесением значительного вреда как отдельным лицам, так и всему обществу... Поэтому необходимой предпосылкой для действительного разрешения является готовность пенитента сделать всё, что в его силах, чтобы исправить нанесённую обиду
Здесь хочу представить вам, а скорее напомнить, несколько практических пастырских принципов, которые могут быть полезными во время уделения Святого Таинства Покаяния, в частности в случае греха коррупции. Прежде всего, следует помнить, что грех коррупции, подобно греху кражи, может быть тяжёлым или лёгким в зависимости от большой или малой материи такого поступка. Выясняя состояние совести пенитента, следует иметь в виду, что личная ответственность за этот грех может быть больше или меньше в соответствии с полнотой осознанности и добровольности поступка, как также определённых обстоятельств, которые влияют на него. Однако коррупция всегда является объективным моральным злом, за которое человек несёт личную моральную ответственность.
Наложенная в Исповеди епитимья за грех коррупции должна быть соответствующей его тяжести, полноты осознанности и добровольности, а также количества совершённых греховных проступков. Если человек, приступая к Святому Таинству Исповеди, сознательно и добровольно отказывается покаяться в содеянном грехе коррупции, не проявляет сожаления за проступок, не собирается исправиться и избегать этого греха в будущем, то исповедник не может дать такому человеку благодати разрешения и не должен допускать его к Святому Таинству Евхаристии.
Пастырям следует также иметь в виду, что грех коррупции по своей природе часто связан с нанесением значительного ущерба как частным лицам (например, в случае несправедливого судебного приговора), так и всему обществу (создание аморальных структур греха в государстве, деморализация молодёжи из-за распространения коррупционных схем или содействия им, взяточничество в учебных заведениях). Поэтому необходимой предпосылкой действительного разрешения является готовность пенитента сделать всё, что в его силах, чтобы исправить нанесённый ущерб. Без проявления такой готовности, особенно в случае значительного вреда, нанесённого в результате греховных действий, священник не должен уделять разрешение.
Большой бедой украинского общества является то, что совесть даже верующих украинцев не вполне чувствительна к греху коррупции и словно усыплённая этим моральным злом даже у тех, кто считает себя практикующим христианином. Исповедник должен остерегаться снисходительности и ложного оправдания поступков раскаивающегося в такого типа делах. Перед священником встаёт особая задача правильно информировать пенитентов о моральном зле коррупции, всячески призывать их к бескомпромиссности в отношении этого явления и давать мудрые советы, как избежать этого греха в будущем.
Именно вы, достойные отцы-пастыри, должны подавать личный пример в противодействии коррупционным поступкам. Об этом говорил Блаженнейший Любомир в своих наставлениях: «Особая ответственность лежит на священниках, которые, неся людям Слово Божье, призваны быть для них нравственным примером и образцом. Сребролюбие священника может нанести его прихожанам духовную травму, которую трудно будет залечить. И наоборот, жизнь священника в евангельской правде становится опорой для всех слабосилых» (Послание на Великий пост 2008 г). Вот почему ваша личная жизнь, ваши намерения, мысли и жизненные горизонты должны направлять наших верующих к евангельским идеалам правды и добра, на основе которых сможет преобразиться и всё наше общество.
Если кто-то, будучи запятнан грехом коррупции, торгует святыми вещами или за взяточничество ищет церковных должностей, то он презирает Духа Святого, действующего в Церкви, подрывает у людей веру в Бога и обрекает на вечную погибель собственную душу
В заключение хотел бы предостеречь от ещё одного проявления коррупции, не имеющего права существовать в нашей церковной жизни. Христова Церковь, начиная с самого служения апостола Петра, считала особым преступлением и грехом против первой заповеди Божией симонию. Если кто-то, будучи запятнан грехом коррупции, торгует святыми вещами или за взяточничество ищет церковных должностей, то презирает Духа Святого, действующего в Церкви, подрывает у людей веру в Бога и обрекает на вечную погибель собственную душу. Церковное право определённо говорит, что назначение на должность или отречение от неё, осуществлённое через симонию, является недействительным на основании самого права (сравн. ККВЦ, кан. 946, 968). «Кто, употребляя симонию, уделял рукоположение или его принял, должен быть лишён духовного состояния; если же уделял или принял другие Святые Тайны, употребляя симонию, должен быть соответственно наказан, не исключая большой экскомуники» (ККВЦ, кан. 1461). «Кто должность, служение или иное задание в Церкви при помощи симонии получил, предоставил, или каким-либо образом присвоил, или незаконно удерживает, или передал другим, или выполняет, должен быть соответственно наказан, не исключая большой экскомуники» (ККВЦ, кан. 1462).
Чувствуя особую ответственность перед Богом за судьбу Церкви и народа, призываю вас, дорогие отцы и братья, присущими нам духовными и просветительскими средствами активнее приобщаться к широкому антикоррупционному движению ради очищения и нравственного оздоровления нашего общества. Есть многочисленные примеры в нашей истории, что именно наше духовенство, на призыв своих владык, становилось руководителем морального оздоровления украинского народа и спасало его будущее. Достаточно вспомнить лишь движение трезвости, которое возглавила наша Церковь в Галичине в конце 1860-х годов на призыв митрополита Иосифа Сембратовича. Тогда удалось спасти от погибели большие массы народа именно благодаря тому, что священники прониклись этим делом, неутомимо трудились для искоренения пьянства и подавали добрый пример собственной жизнью. Я искренне верю, что святых и ревностных пастырей и сегодня не хватает в нашей Церкви, – не хватает священников, которые слышат голос Христа, призывающего к этому большому и непростому заданию, и не затвердеют сердцем, как об этом говорит Послание к евреям, но и в наше время будут готовы принять этот пастырский вызов и поднимутся на борьбу с коррупцией – наиболее грозным внутренним врагом нашего молодого государства.
В этот праздник Христова Священства хочу от всего сердца ещё раз поздравить вас, наши священнослужители, поблагодарить всех тех, которые честно и преданно осуществляют своё священническое служение, не ища человеческой похвалы, но только стремясь к спасению вверенных им душ. Спасибо нашим военным капелланам и всем пастырям, которые среди бедствий войны несут народу Благую весть, утверждая в сердцах людей надежду и веру во всепобеждающую силу любви. Спасибо вам, что преданно молитесь правило Часослова за Божий народ, учите его словом Божественного Евангелия и освящаете достойным уделением Святых Таинств. Спасибо, что вместе со своим народом гордитесь его радостями и болеете за его боли. Спасибо, что вместе со своими семьями терпите материальные лишения и заботитесь о нуждающихся. Сам Господь, который видит вашу жертву, вознаградит вас сторицей и через вас благословит нашу Церковь и наш народ.
Пусть всемилостивый Господь в этот Святой год Божьего милосердия наполнит вас своей благодатью, поддержит все ваши добрые начинания и завершит в святости всякое благое дело.
Пресвятая Богородица, Двери Милосердия, покрой нас своим святым омофором!
† СВЯТОСЛАВ
Дано в Киеве,
при Патриаршем соборе Воскресения Христова,
в день Святой преподобной Марии Египетской,
14 апреля 2016 года Божьего
«УГКЦ, как добрая мама, провожает своих верных из Украины и встречает там, куда их забрасывает судьба», – владыка Степан Сус 29 июня
С начала полномасштабного вторжения миллионы людей в Украине получают тяжёлый опыт – что такое быть беженцем, оставить родной город или...