Печать дара Святого Духа – залог, начало и фундамент духовной жизни человека

понедельник, 19 апреля 2021, 13:34
В 48-ом выпуске видеопроекта «Блаженнейший Святослав: #доступно_про_важливе» Глава УГКЦ продолжает путешествие по дороге Таинств Церкви Христовой. Второе Таинство христианского посвящения – Миропомазание – это уделение дара благодати Святого Духа. Предлагаем текстовую версию и видеозапись этого катехизиса.

Слава Иисусу Христу, дорогие во Христе братья и сёстры!

Продолжаем наше путешествие, мистагогическую дорогу Таинствами христианского посвящения. В прошлый раз мы углублялись в смысл и значение Святого Таинства Крещения. Мы говорили о знаке этого Таинства – воде, о таинственных словах – «Крещается слуга Божий во имя Отца, и Сына, и Святого Духа», и о том жесте погружения или поливе водой, который осуществляет тот, кто уделяет это таинство.

Мы также говорили, что Таинство Крещения – это новое рождение. Но, по словам одого известного византийского богослова XIV века Николая Кавасилы, если кто-то родился, то должен подавать признаки жизни. Тот, кто родился, прежде всего, дышит – это признак, что он жив и нуждается в корме, пище. Тот, кто дышит и питается, имеет шанс расти и развиваться.

Первый элемент для роста в даре Крещение

Если Крещение – это начало жизни, то следующие Таинства христианского посвящения – Миропомазание и Евхаристия – необходимые элементы для роста в крещальном даре, который мы получили силой и действием Святого Духа.

Сегодня приглашаю вас окунуться в смысл и значение Святого Таинства Миропомазания. Обычно в нашей византийской традиции Крещение и Миропомазание мы уделяем вместе. Это как один процесс вхождения нового члена Церкви в таинственное сообщество жизни учеников Христовых.

Таинство уделения дара благодати Святого Духа

Святое Таинство Миропомазания – это уделение новоокрещеённому дара Пятидесятницы, благодати Святого Духа. Это момент, когда Дух Святой наполняет новую личность, которая присоединяется к когорте учеников Христовых. Дух Святой сходит на это лицо так, как Он сошёл на апостолов, собранных в Сионской горнице, на 50-ый день после Воскресения Христова.

Миропомазание тоже имеет свой знак, символ, как Таинство, что является видимым знаком невидимой благодати, свои сакраментальные сокровенные слова, с которыми уделяется, и жест, которым осуществляется это тайнослужение.

О святом миро

Тем сакраментальным знаком, которым уделяется Таинство Миропомазания, есть святое и великое миро. Это особое пахучее масло, которое освящает Предстоятель поместной Церкви только один раз в год – в Великий четверг. Святое миро как смесь особых благородных ароматов в истории Божьего народа было символом и знаком помазания царей, священников и пророков. Помазание этим святым и великим миром крещённого человека делает его участником или, скорее, причастником тройной миссии самого Иисуса Христа, который был одновременно священником, царём и пророком.

Через Таинство Миропомазания лицо, входящее в Церковь Христову, становится частью богоизбранного народа Божия Нового Завета, царского народа. Человек становится причастником его миссии – провозглашать Слово Божье и быть свидетелем действия Бога в современной жизни. Становится участником так называемого всеобщего священства, которое даёт возможность приносить личные духовные жертвы на престол нашей Божественной Службы. Поэтому человек, помазуясь святым великим миром, становится причастником миссии Церкви Христовой, великой задачи и начинает дышать Святым Духом.

Печать дара Святого Духа

Уделение этого Таинства происходит так. Помазывая святым великим миром, священнослужитель (в нашем обряде миропомазание может уделять только епископ или священник) помазывает человеку лоб, глаза, ноздри, уста, уши, грудь, руки и ноги. При этом произносит такие сакраментальные слова: «Печать дара Святого Духа. Аминь». Таким образом в человеке будто запечатывается всё то вечное сокровище Божьей жизни, которое хочет передать ему Дух Святой.

Об этом Таинстве, его содержании и значении очень глубоким и особым способом говорит нам папа Лев Великий: «Всех, кто возродился во Христе, знак креста делает царями, а помазание Святым Духом посвящает в священники, чтобы, кроме этого особого служения, все христиане, наполненные Духом и умом, признавали себя членами этого царского рода и участниками священнического служения. Ибо что есть для души более царского, чем управлять своим телом, подчиняя его Богу? Что есть более священническое, чем жертвовать Господу чистую совесть и приносить на алтаре своего сердца чистые жертвы набожной жизни?»

Без дыхания Святым Духом невозможна полноценная христианская жизнь

Здесь мы можем сказать, что печать дара Святого Духа человек получает в Таинстве Миропомазания и это является залогом, началом и фундаментом его духовной жизни, которую на протяжении всего земного пути он должен развивать. Момент, когда Святой Дух уделяет этому человеку все необходимые дары и таланты, их позже он должен в себе распознать, открыть, реализовать, чтобы послужить ими Богу и людям, осуществляя таким образом свою земную миссию. Без дыхания Святым Духом, которое мы получаем в Таинстве Миропомазания, невозможна полноценная, совершенная, святая христианская жизнь.

Пусть Дух Святой поможет восстановить это Таинство Миропомазания в нашей ежедневной борьбе с грехом и на ежедневной дороге к святости. Там, в первых Таинствах христианского посвящения, есть начало, возможность, сила, залог святой жизни, которой живёт наш единственный святой, вечный, любящий Господь.

Слава Иисусу Христу!

 

† Святослав


ПУБЛИКАЦИИ

«УГКЦ, как добрая мама, провожает своих верных из Украины и встречает там, куда их забрасывает судьба», – владыка Степан Сус 29 июня

С начала полномасштабного вторжения миллионы людей в Украине получают тяжёлый опыт – что такое быть беженцем, оставить родной город или...