Пасхальное Послание Блаженнейшего Святослава
понедельник, 18 апреля 2016, 11:25 Из девственного лона появился первенец – Христос, которого, как человека, назвали Агнцем и непорочным, потому что не потерпел в греховной скверне. Он – наша Пасха и, как Бог истинный, совершенным называется. Канон Пасхи. Песня 4-
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
- Глава УГКЦ: «Оккупант смотрит на нас тёмным глазом маммоны, о котором ещё наш Кобзарь писал»
- Глава УГКЦ в 130-й день войны: «В праздник Матери Божьей Неустанной Помощи поручаем Её помощи и защите наших моряков Военно-морского флота»
- Блаженнейший Святослав поздравил владыку Глеба Лончину с 45-летием рукоположения в священники
Высокопреосвященным и преосвященным владыкам, всесветлейшим, всечестнейшим и преподобным отцам, преподобным монахам и монахиням, дорогим во Христе мирянам Украинской Греко-Католической Церкви
Христос воскрес
Дорогие во Христе!
Сегодня мы вновь по всей Украине и на поселениях поздравляем друг друга со светлым праздником Воскресения Христова. «Христос воскрес!» – это благовестное приветствие для нас, христиан, является началом и концом нашей проповеди, сердцевиной нашей веры, основой нашей надежды и свершением нашей любви. Хотя уже третий год мы встречаем Пасху Христову в контексте нового для украинского народа крестного хода – войны и издевательства со стороны сил зла, этот день каждый раз обновляет нас в радости и надежде Божьих детей, уверенных в Господней победе над дьявольскими происками, ложью и злобой.
Из девственного лона появился первенец – Христос, которого, как человека, нарекли Агнцем.
Какая непостижимая глубина Божьего милосердия к человеку! Господь не отвернулся от творения своего, которое Он сотворил, и не забыл дела рук своих» (см. Анафора Литургии Василия Великого). В переломный момент человеческой истории Создатель Вселенной тихо, без большой огласки вошёл в человеческую историю неслыханным и неожиданным образом. Единородный Сын Божий стал первенцем Девы из Назарета, чтобы как единый святой и непорочный, без греховного пятна, принести себя в жертву ради нашего спасения.
Нуждается ли Господь Бог в человеческой жертве? Совсем нет! Это мы, созданные по образу и подобию Божию, имеем потребность посвятить себя Ему, упорядочить свою жизнь в соответствии с Божьими заповедями, признать, что всё, чем мы являемся, принадлежит Ему. Единственный, кто был способен принести такую совершенную жертву Небесному Отцу, – Богочеловек, Иисус Христос, непорочный Агнец, который, хоть сам невиновен, от имени всего человечества отдал себя Богу и своим воскресением из мертвых простелил нам путь к вечной жизни.
Он – наша Пасха и, как Бог истинный, совершенным называется.
Ветхозаветная Пасха вспоминает знаменательное событие, когда Господь избавил свой избранный народ от египетского рабства, а смертоносный ангел обошёл каждый дом, двери которого были отмечены кровью пасхального ягнёнка. Собственно, первое значение еврейского слова «песах», которым был назван праздник, указывает на образ Божьей кары, которая «обходит», «обминает». Поэтому когда мы поём, что Христос – наша Пасха, то превозносим Того, благодаря кому получили возможность избежать последствий наших грехов, но если твёрдо решим выйти из дома рабства греха и страстей, если покаемся и пойдём по следам Его Евангелия. Он спас нас своей кровью! «Знайте, что не тленным золотом или серебром вы были избавлены от жизни суетной, которую вы приняли от отцов ваших, но драгоценною кровью Христа, непорочного и чистого ягнёнка, предусмотренного прежде создания мира и объявленного ради вас последними временами», – читаем в Первом послании апостола Петра (1, 18-20).
Это слово спасения, однако, воспринимает не каждый. Говорить об Иисусе Христе – Агнце, на кресте распятом, в современных обстоятельствах так же проблематично, как это было во времена ранних христиан. Осознавая это, святой Павел говорил: «Ибо слово о кресте – глупость тем, что погибают, а для нас, спасаемых, – сила Божия. Ибо написано: Уничтожу мудрость мудрых и разум разумных низведу!» (1 Кор. 1, 18-19). Хотя Христово Евангелие проповедуется уже почти две тысячи лет, часто случается, что мир, даже считающий себя христианским, понимает только язык богатства, силы, оружия и власти. Проявления безумия сильных мира сего никогда не исчезают с арены истории. Наоборот, набирают различных форм: империй, рейхов, союзов, федераций во главе с людьми, которые ставят себя на место Бога, а собственную низость навязывают другим как мерило истины.
Однако одновременно в каждом поколении находятся такие, что видят Божьи пути, что умеют быть тихими агнцами Божьими истории своего народа, те, кто подражает Божию смирению, кротости и духу жертвы, кто осознаёт, что кресты и страдания не только проходят, но без них нет воскресения. Такими в нынешних обстоятельствах стали тысячи сынов и дочерей нашего народа, которые жертвуют своей жизнью за нашу свободу и независимость. В воскресшем Иисусе, нашем невинном Агнце, открывается нам пасхальная ценность их чистой жертвы, выводящей нас из дома рабства, открывается содержание страдания всей Украины на заре нового тысячелетия.
Чаще всего именно в слабости и немощи проявляется сила Божья и мудрость. Поэтому важно не дать себя ни увести, ни отбить охоту в нашей борьбе, ибо то, против чего мы боремся, – это проявление нечистого духа, который трясётся, рушится на землю, пенится и качается, потому что знает, что в крови непорочного пасхального Агнца наступил ему конец (сравн. Мр. 9, 17-27). Воскресший Христос, который через страдания и смерть переводит нас в воскресение и жизнь вечную, приходит к нам сегодня, показывая раны на своём прославленном теле. Как когда-то напуганным апостолам, говорит нам, своим ученикам: «Чего встревожились? Отчего сомнения возникают в сердцах ваших?» (Лк. 24, 38).
Сколько мы уже пережили «невозможного», что стало возможным для тех, кто твёрдо придерживался веры в воскресшего Господа! Семьдесят лет назад лукавый уже не впервые задумал распять наш народ и загнать нашу Церковь в гроб. Однако она, на удивление всего мира, воскресла и стала сильнее, чем когда-либо в своей истории. На Львовском псевдособоре 1946 года враг пытался насильственным образом оторвать нас от единства с Преемником апостола Петра. Однако сегодня мы являемся живыми свидетелями того, как кровь мучеников и исповедников нашей Церкви навеки запечатала это католическое единение и стала силой бессмертия и воскресения Украины, знаком единения её народа и двигателем обновления её общества. Именно в таком свидетельстве веры в воскресение возможно и настоящее единение Церквей Украины, восстановление единой Церкви киевского христианства, которую передал нам в наследство равноапостольный князь Владимир.
Дорогие во Христе! Воскресший Господь зовёт нас к совершенству. Впрочем, источником всякого совершенства есть лишь Он сам – наш Спаситель, который делает совершенным и действительно ценным и прочным плод нашего усилия. Даже если нам ещё далеко до совершенства и наше государство ещё не такое, о котором мы мечтаем, мы не смеем отказываться от нашего усилия: строить, жить и бороться за Бога и Украину, потому что Христос – наша Пасха!
Поздравляю всех вас с нынешним праздником, или, лучше, с нынешней духовной победой Иисуса Христа над вражеской силой и над царством зла. Ещё раз всем вам, в Украине и на поселениях сущим, посылаю свои сердечные поздравления. Искренне желаю вам благословенных праздников Воскресения Господня, вкусной освящённой трапезы и светлой пасхальной радости!
Благодать воскресшего Господа нашего Иисуса Христа, любовь Бога Отца и причастие Святого Духа да будет со всеми вами!
Христос воскрес! Воистину воскрес!
† СВЯТОСЛАВ
Дано в Киеве,
при Патриаршем соборе Воскресения Христова,
20 марта 2016 года Божьего
«УГКЦ, как добрая мама, провожает своих верных из Украины и встречает там, куда их забрасывает судьба», – владыка Степан Сус 29 июня
С начала полномасштабного вторжения миллионы людей в Украине получают тяжёлый опыт – что такое быть беженцем, оставить родной город или...