«Неудачная импреза»: 15 интересных фактов о Львовском псевдособоре
среды, 10 марта 2021, 13:40 Семьдесят пять лет назад, 8 марта 1946 года, во Львове, в Архикафедральном соборе Святого Юра, состоялась импреза тоталитарного режима, которую впоследствии Патриарх Иосиф Слипой назовёт «неудачным мероприятием». Советская власть провела так называемый Львовский собор, который отменил Брестскую унию 1596 года, разорвал общение с Апостольской Столицей и якобы «объединил» УГКЦ с Русской Православной Церковью. По случаю юбилейного поминания этого печального дня в истории УГКЦ предлагаем вам 15 малоизвестных фактов, которые помогут лучше узнать события этого кровавого дня в истории Украинской Греко-Католической Церкви.-
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
- Глава УГКЦ: «Оккупант смотрит на нас тёмным глазом маммоны, о котором ещё наш Кобзарь писал»
- Глава УГКЦ в 130-й день войны: «В праздник Матери Божьей Неустанной Помощи поручаем Её помощи и защите наших моряков Военно-морского флота»
- Блаженнейший Святослав поздравил владыку Глеба Лончину с 45-летием рукоположения в священники
1. «Неудачная импреза», – именно так метко Львовский псевдособор назвал патриарх Иосиф Слипой.
2. План агентурно-оперативных мероприятий для подрыва авторитета «национальной Церкви» был составлен ещё в январе 1941 года. Под грифом «секретно» в выписке из плана оперативных мероприятий НКВД СССР по Греко-Католической Церкви в западных областях УССР от 11 января 1941-го читаем, что она (УГКЦ) «является сильным оплотом реакционных влияний Ватикана и украинских националистов». А дальше после краткой характеристики митрополита Андрея Шептицкого, статистики приходов, монастырей подан пошаговый план агентурно-оперативных мероприятий для подрыва авторитета «национальной Церкви». Вот некоторые из них:
• Организация раскола униатской Церкви путём использования разногласий между сторонниками так называемого западного и восточного обряда;
• Дискредитация руководителей униатской Церкви в глазах верных путём обнародования фактов их бытового (морального. – Ред.) разложения;
• Организация среди униатов течений за отрыв от Ватикана и создание «независимой» униатской Церкви;
• Активизация православных церковников и борьба за присоединение униатов к Православной Церкви;
• Обеспечение контроля по отношению к униатской Церкви.
3. Ликвидация УГКЦ – классический пример «гибридной войны». Во время «собора» голосовали методом поднятой руки. Участие приняли 216 делегатов.
4. Конец правления сталинского режима стал для УГКЦ тяжёлым периодом в её истории. В течение 1945-1946 годов на Западной Украине было арестовано более 800 греко-католических священников, свыше 200 священников создали структуры в подполье. Такая деятельность очень не нравилась советской власти. Подпольный отчёт ОУН утверждает, что к 1 сентября 1946 года во Львовско-Тернопольской епархии было только 60 священников, которые отказались принять православие на свободе. Но были сведения и о том, что священники, которые приняли православие, принимали участие в освободительном движении.
5. Провести компрометацию противников воссоединения как предателей украинского народа и православия. Среди предложенных механизмов, которые надо было привести в действие, в документе говорится: «Организовать инициативную группу греко-католиков, которая бы работала на т. н. "воссоединение"; "проработать" о. Гавриила Костельника, поставив его во главе движения за воссоединение; и традиционное уже для советской репрессивной машины – "провести компрометацию противников воссоединения как предателей украинского народа и православия"».
6. На псевдособор священников везли вооружённые сотрудники НКВД.
7. Инициативная группа начала формироваться сразу после ареста митрополита Иосифа Слипого и епископов в апреле 1945 года. Через несколько дней после ареста о. Г. Костельника вызвал референт уполномоченного по делам религиозных культов Сергей Даниленко («Карин»), который в последующем фактически организовывал и руководил всеми собраниями и выступлениями Костельника.
8. Круги ада по вербовке священников. Достаточно большая часть священников, которые принимали сторону инициативной группы, перед тем отбывали наказание в тюрьме. Схема «новых кадров» была такой: сначала «упорного» запугивали, потом арестовывали, проводили допросы, осуществляли психологическое давление, а затем якобы «по ходатайству» о. Г. Костельника освобождали. Так человек попадал под негласный контроль и обязательства к «воссоединению», в противном случае, круги ада могли повторяться, но уже с возможными последствиями для близких.
9. Каковы же судьбы участников инициативной группы? Отца Гавриила Костельника, руководителя, застрелили вскоре после псевдособора, в 1948 году. Его помощника епископа Михаила Мельника отравили в 1950-ом, когда тот ехал в составе официальной делегации в Санкт-Петербург. После псевдособора даже тех, кто «подписал воссоединение с православием», не обошли репрессии. Ликвидационная машина не останавливалась ни перед священниками, ни перед их семьями, и это проявлялось очень разнообразным образом от уже к тому времени тривиальных арестов до выселения в отдалённые места Советского Союза, психологического давления, препятствования в учёбе и карьерном росте родных.
10. Инициативная группа была призвана подготовить надлежащую почву для проведения Всегалицкого собора (именно таким видел его о. Г. Костельник). Итак, открытки были обеспечены, «объяснительные поездки» – запланированы. Кстати, на каждой из них присутствовал агент спецслужб, фиксировал реакции и заявления каждого священника. Однако не всё было сделано так, как того хотела инициативная группа, поскольку она была всего лишь инструментом в руках ликвидаторов, а не полноправным представителем ГКЦ. К примеру, сам псевдособор, по мнению о. Костельника, был проведён рано, ему ещё должны были предшествовать несколько отдельных соборов, где выступающий пытался бы объяснить «плюсы» подписания обхъединения с РПЦ.
11. Летом 1945 года было составлено письмо-обращение на имя Вячеслава Молотова с просьбой признать деятельность инициативной группы незаконной, что было правдой, с точки зрения канонического права, так как в этой группе не было ни одного греко-католического епископа. Также выражен протест против ареста греко-католического епископата, а в связи с этим обстоятельством просили разрешения избрать временный орган управления ГКЦ, пока не будут освобождены епископы. Документ подписал 61 священник, среди которых архимандрит студитов и родной брат митрополита Андрея Климентий Шептицкий и о. Иван Котив, который вместе с архимандритом в декабре 1944 года ездил в Москву на переговоры в составе официальной делегации от Греко-Католической Церкви. Это письмо вместе со многими другими документами было опубликовано в 2006 году в сборнике документов «Ликвидация УГКЦ (1939–1946): документы советских органов государственной безопасности».
12. Центром создания подпольной УГКЦ стали приходы, которые следовали за своими священниками, отказывались принять православие, несмотря на то, что их московское правительство жестоко преследовало. РПЦ удалось объединить с православием 3000 приходов, 195 монастырей, 35 % священников, и только 15 % перешло в подполье. Журнал УГКЦ «Епархиальный вестник» был переименован в «Православный вестник» и перенесён в Киев.
13. В мае 1992 года епископы УГКЦ издали Декларацию епископата Украинской Греко-Католической Церкви о неканоничности Львовского псевдособора 1946 года. «Поэтому мы, епископы УГКЦ, собранные на этом Синоде, ещё раз осуждаем псевдособор и объявляем его неканоническим и недействительным. Дано во Львове при Архикафедральном соборе св. Юра 29 мая 1992 года Божьего. † Мирослав Иван Кардинал Любачивский, Верховный Архиепископ Львова; † Владимир Стернюк, ОСИ, Архиепископ, Титулярный Маркиянополя; † Филимон Курчаба, ОСИ, Титул. Абриту, Помощник Архиепископа Львова; † Юлиан Вороновский, ООС, Помощник Архиепископа Львова», – говорилось в тексте документа.
14. Псевдособор завершился торжественной Литургией 10 марта 1946 года. Как дар во Львов была передана Киево-Печерская икона Богородицы в память о «воссоединении». Икона до сих хранится в Архикафедральном соборе св. Юра.
15. Хронику событий можно посмотреть по ссылке:
Источники
1. Боцюркив Б. Ковчег, ч. 1. – Львов, 1993. – С. 125
2. Полищук Нина. Крестом и террором. К 70-летию Львовского псевдособора: попытка переосмысления // http://ichistory.org.ua/2016/03/14/hrestom-i-terorom-do-70-richchya-l-vivs-kogo-psevdosoboru-sproba-pereosmyslennya/
По материалам Кристины Кутнив
для «Духовного величия Львова»
«УГКЦ, как добрая мама, провожает своих верных из Украины и встречает там, куда их забрасывает судьба», – владыка Степан Сус 29 июня
С начала полномасштабного вторжения миллионы людей в Украине получают тяжёлый опыт – что такое быть беженцем, оставить родной город или...