Надо ли нам молиться за усопших?
четверг, 30 июля 2020, 18:39 В одиннадцатом выпуске видеопроекта «Блаженнейший Святослав: #Доступно_про_важливе» Отец и Глава УГКЦ предложил зрителям поразмышлять над молитвой за усопших, о её значении и особенности.-
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
- Глава УГКЦ: «Оккупант смотрит на нас тёмным глазом маммоны, о котором ещё наш Кобзарь писал»
- Глава УГКЦ в 130-й день войны: «В праздник Матери Божьей Неустанной Помощи поручаем Её помощи и защите наших моряков Военно-морского флота»
- Блаженнейший Святослав поздравил владыку Глеба Лончину с 45-летием рукоположения в священники
Дорогие во Христе братья и сёстры!
Продолжаем наш путь роста в молитве, нашу дорогу размышлений о том, что такое молитва и как нам с ней жить. Предварительно мы говорили, о чём надо молиться, – говорили о пяти шагах личной встречи каждого из нас с Господом Богом. Сегодня я бы хотел сосредоточить ваше внимание на одном из видов молитвы заступничества – молитве за усопших.
Смерть не конец
Само слово «покойный» указывает на то, что мы, христиане, верим, что смерть не является концом или уходом в небытие. Поэтому и называем тех, кто уснули в надежде на воскресение и жизнь вечную, покойными. Умершими, в частности во времена раннего христианства, называли тех, кто не верил в жизнь после смерти. Именно поэтому христиане не хотели быть похороненными в Некрополисах – городах, построенных для умерших. Христиане стали отдельно строить свои усыпальницы, которые сегодня мы называем кладбищами. Слово «кладбище» происходит от греческого «кима», что означает «спать». Мы верим, что те, кто завершили свой земной путь и вошли в смерть, уснули в надежде на воскресение. Они – живые, но перешли в другой способ своего бытия. Поэтому между различными членами Церкви Христовой даже после смерти остаётся эта особая связь, что выстраивается силой и действием Святого Духа, силой Крещения, которое мы получили. Говорит Христос: «Кто верует в Меня, на суд не приходит, потому что от смерти перешёл к жизни» (Ин. 5, 24).
Покойные тоже являются участниками церковной общины
Церковь Христову можно условно разделить на три сообщества:
• святые на небе – те, которые уже постигли вечное счастье и сегодня смотрят на Господа Бога лицом к лицу;
• живые, то есть мы – те, кто живут на земле и только паломничают к небесной родине;
• покойные – те, которые уснули в надежде на воскрешение и которые продолжают быть членами Церкви Христовой.
Покойные нуждаются в нашей молитве за них
Молитва за усопших является неотъемлемой составляющей нашей христианской веры. Молясь за них, мы не только говорим о них с Богом, но и можем им действенно помочь. Ведь каждый, кто отходит из этой земной жизни в надежде на воскрешение, должен и после смерти пройти свой путь. Тот, кто отходит из земной жизни в состоянии освятительной божественной благодати, даже если ещё требует определённого очищения после смерти, всё же засыпает в надежде. И собственно, наша молитва за усопших может помочь им быстрее пройти путь очищения и быстрее достичь желаемой цели человеческой жизни – вечного счастья и созерцания Божьего лица.
В своей молитве за усопших мы молимся, чтобы Господь Бог простил им их грехи, добровольные и невольные. Молимся, чтобы Он упокоил их там, где нет ни боли, ни печали, ни воздыхания, но жизнь бесконечная. Наши покойные уже ничего от нас не требуют, кроме нашей за них молитвы. Но одновременно они молятся за нас. Они помогают нам в наших нуждах своими молитвами к Богу за нас. Себе они уже не могут помочь, ведь то время, когда человек ещё может измениться, останавливается в момент его ухода в вечность. Поэтому, повторяю, покойные нуждаются в наших молитвах, молясь за нас. И это тот момент общения, который мы можем вместе испытать в теле Церкви Христовой.
Итак, важная миссия молитвенной жизни – это молитва не только за живых, но и за усопших. Более того, молитва за усопших является одним из видов дел милосердия для души нашего ближнего.
«Вечная память» Бога о человеке
Наша молитва за усопших – это и проявление нашей памяти о них. Я думаю, мы особенно переживаем слова этой молитвы, когда, отдавая в Божьи объятия наших усопших, поём «Вечную память», что является одновременно проявлением христианской надежды.
Однако «Вечная память» не касается способности человека помнить, потому что наша память не вечная. Молитва «Вечная память» – это надежда на то, что Бог будет помнить о нашем брате, сестре, отце, матери и обо всех тех, кого мы сопровождаем в молитве. Именно Господь Бог, помня о том, кто вошёл в смерть, гарантирует ему жизнь вечную. Память Божия о нас есть источником нашей жизни после смерти. Поэтому, исполняя и молясь словами «вечная память», мы верим в то, что Господь Бог сопровождает наших усопших и после смерти и упокоит их там, где они смогут жить вечной жизнью и вечно наслаждаться ею в Царстве Небесном.
Пусть Господь Бог примет в свои объятия всех наших покойных: братьев, сестёр, родных, знакомых, которые завершили свой земной путь! Пусть простит им их грехи, добровольные и невольные, также силой нашей молитвы! Пусть откроет им свои объятия жизни вечной, упокоит их на лоне Авраама, Исаака и Иакова и подарит им вечную жизнь!
† СВЯТОСЛАВ
«УГКЦ, как добрая мама, провожает своих верных из Украины и встречает там, куда их забрасывает судьба», – владыка Степан Сус 29 июня
С начала полномасштабного вторжения миллионы людей в Украине получают тяжёлый опыт – что такое быть беженцем, оставить родной город или...