Каким образом человек отвечает Богу в вере?

вторник, 03 ноября 2020, 16:47
В 25-ом выпуске видеопроекта «Блаженнейший Святослав: #доступно_про_важливе» Глава УГКЦ размышлял над тем, каким образом человек отвечает Богу в вере. Ниже предлагаем текстовую версию катехизиса.

Слава Иисусу Христу!

Дорогие во Христе братья и сёстры! Продолжаем наше путешествие в раздумьях над тем, что такое вера и что означает верить. Сегодня приглашаю вас подумать над тем, каким образом человек отвечает Богу в вере.

Во время прошлой передачи мы говорили, что верить – означает ответить Богу, принять того Бога, который ко мне приходит, мне открывается и Себя мне дарит. А как это сделать? Над этим и поразмыслим сегодня. Как я могу правильно ответить на этот Божье приглашение?

Ответ на Божье откровение умом

Чтобы сделать какое-то действие, совершить какой-то поступок, человек употребляет свой разум, свою волю и свои чувства. Поэтому мы отвечаем Богу нашему своим умом. Вера и разум – очень важные элементы, которые друг друга дополняют и зовут. С помощью ума мы открываем Бога как высшую истину. Господь Бог призывает человеческий разум познать собственное достоинство.

Я вспоминаю такую ​​историю. Как-то во время предрождественского поста я был в базилике Святого Петра на Литургии, которую служил ныне святой папа Иоанн Павел II. И вот он говорил студентам о том, каким образом содействуют вера и разум. Он отметил, что Господь Бог создал нас разумными. С помощью ума, природной способности познавать истину мы можем подняться до больших высот, можем познать сущность вещей. Но в определённый момент наш ум чувствует границу. (Это происходит подобно тому, как с каким-то сверхзвуковым самолетом, который может подняться очень высоко в небеса, но есть определенные пределы скорости и высоты, которые он способен набрать.) Тогда навстречу величию человеческого разума, который пронизывает небо, выходит сила Божественной истины, Божьего явления, Божия откровения. И поднимает его на ещё большую высоту, внедряет его в такие возможности познания вечных истин, на которые сила человеческого ума не способна. Поэтому-то святой Августин говорит: «Я понимаю для того, чтобы верить, и верю, чтобы понимать».

Даже в наших человеческих отношениях, чтобы узнать какую-то личность, надо провести с ней некоторое время, – как говориться, нужно съесть с человеком пуд соли. Личный опыт общения позволяет нам глубже и лучше узнать того человека, существо, личность, которая рядом. А что сказать о познании в вере самого Бога, который нам себя являет?!

Ответ волей

Мы отвечаем Богу и нашей волей. Ведь нужно хотеть верить. Нужно принять решение открыться навстречу Богу, который стучит в дверь моего сердца. Надо захотеть того Бога принять, который дарит себя мне. Нашей волей мы воспринимаем Его как высшее благо. И только тогда, когда наша воля воспринимает добро и начинает его свидетельствовать, тогда эта воля становится свободной. Итак, поверить нашей волей в Господа Бога – означает начать подчинять свою волю тому добру, которое мы познаем, значит делать добро.

Библейские примеры – Авраам и Дева Мария

В Священном Писании мы видим два примера, которые помогают нам лучше понять всё то, что мы только услышали. Первый пример – патриарх Авраам, отец каждого верующего. Он услышал зов Божий, на него ответил и ушёл в неизвестность. Оставил свой семейный круг, свой город и ушел в землю, в которую Господь Бог его повёл. Так он начал познавать Бога, слушать Его и быть Ему послушным, познавать то, что Бог говорит, и кем Он является. Таким образом, Авраам покорил личную человеческую историю призванию, в которое пригласил его Господь Бог.

Второй пример – Пречистая Дева Мария, Матерь всех верующих людей. Она первой поверила в слово ангела, в частности о воплощении Сына Божия. Мы знаем, что когда ангел пришёл к Деве Марии и возвестил Ей, принеся Благую Весть в Благовещенье, о том, что Сын Божий станет человеком, она сказала: «Пусть у меня произойдёт по слову Твоему». И вот силой и действием Святого Духа, благодаря тому, что Пречистая Дева Мария позволила Богу войти в Её личную жизнь, произошло таинство воплощения.

То же происходит с нами, когда мы переживаем присутствие Бога. И фигура Авраама и фигура Девы Марии говорят нам, что познать Бога – означает, прежде всего, с Ним встретиться, Его пережить – умом, волей, своими чувствами, а затем дать возможность Ему находиться в нашей жизни.

***

Поэтому мы и говорим, что вера – это особый момент встречи. Вера – это способность человека видеть невидимое. Евангелист Марк часто говорит о вере как о даре прозорливости. Человек, который верит в Бога, способен не только увидеть внешнее, но и проникнуть в глубину вещей. Способен увидеть не только последствия, но и причины многих явлений. Верующий человек видит невидимое глазами своей души.

Желаю всем вам, чтобы, приняв личное решение поверить в того Бога, который даётся вам как дар, вы пережили всё то, о чём мы сегодня слышали в наших размышлениях.

Слава Иисусу Христу!

 

† Святослав

 


ПУБЛИКАЦИИ

«УГКЦ, как добрая мама, провожает своих верных из Украины и встречает там, куда их забрасывает судьба», – владыка Степан Сус 29 июня

С начала полномасштабного вторжения миллионы людей в Украине получают тяжёлый опыт – что такое быть беженцем, оставить родной город или...