Интервью Блаженнейшего Святослава для итальянской секции радио Ватикана

понедельник, 27 февраля 2017, 18:21
В последние несколько часов мы получили сообщение о продолжении столкновений. Перемирие, объявленное в минувший понедельник, не действует. Война продолжается уже в течение трёх лет: тяжёлое вооружение продолжает поступать на территорию Украины, что приводит к серьёзным последствиям для населения.

Что является самым срочным?

 Есть три категории людей, которые должны находиться в центре внимания международного сообщества. Во-первых, это люди, оказавшиеся в так называемой «серой зоне»: мы говорим о территории, пролегающей вдоль линии разграничения между оккупированной территорией и территориями, контролируемыми Правительством Украины, где население уже три года подряд живёт под постоянными обстрелами. Речь идёт о почти 200 тыс. человек: в основном это пожилые и матери с маленькими детьми. Эти люди не могут оттуда уйти, они не знают, куда идти! Согласно официальной статистике ЮНИСЕФ, в «серой зоне» проживает 12 тыс. детей. Среди многочисленных случаев, с которыми мы столкнулись, многие из этих детей получили не только физические, но и психологические травмы: некоторые после обстрелов не разговаривают, теряют дар речи. Мы, как Церковь, прилагаем все усилия, чтобы помочь таким людям. Государственные организации здесь не действуют – работают только религиозные общины, которыми движет любовь к Богу и ближнему, а также внутренняя сила, которая ведёт их к этим людям. Теперь, когда Святейший Отец инициировал гуманитарную акцию «Папа для Украины», в распоряжении этих общин появились средства на еду, лекарства, вещи, необходимые для выживания.

 Вы говорили о трёх категориях риска...

Вторая категория касается людей, оказавшихся на оккупированной территории: туда помощь международного сообщества не доходит. Единственная возможность нашей Церкви оказать поддержку на этих территориях – наши священники, которые остались там вместе с местным населением. Они часто возвращаются на территории, которые контролируются Украинским правительством, заполняют свои автомобили предметами первой необходимости и везут их людям. На оккупированных территориях люди страдают от голода.

Третья категория – это перемещённые лица, которые с оккупированных территорий и из «серой зоны» переселились в центрально-западные регионы Украины. По официальным данным, их 1 млн 700 тыс. человек, но реальная цифра намного выше и составляет более двух миллионов. В нашей Церкви работает БФ «Каритас», что является едва ли не единственным «инструментом» поиска этих людей для оказания соответствующей помощи.

Прозвучал новый призыв ЮНИСЕФ: миллион детей нуждается в срочной гуманитарной помощи на Востоке Украины. Какова эта ситуация?

Официальная статистика ЮНИСЕФ нас поразила. Мы знали, что цифры были высокими, но с некоторых точек зрения, они превзошли все наши опасения. Страдания одного миллиона детей – это страдания невинных. В связи с этим я почувствовал обязанность обратиться к международному сообществу, чтобы сделать всё возможное для прекращения огня – непременного условия, чтобы остановить это насилие. Церковь даёт голос тем, кто без голоса: глубоко поражает то, как живут дети, как они могут учиться, в практически разрушенных школах. Кроме того, 19 тыс. детей на этих территориях находятся в постоянной опасности из-за наличия взрывоопасных предметов и мин, разбросанных вокруг. В каждом школьном классе есть плакат, где маленьким гражданам объясняют важность не трогать неизвестные предметы, тем не менее каждый день какой-то ребенок получает ранение. Военизированные группы оставляют на земле игрушки, наполненные взрывчаткой: и берут эти игрушки не солдаты, а дети.

В США сообщили, что будут продолжать требовать соблюдения минских договорённостей со стороны России. Что-то изменилось с приходом новой администрации Трампа?

 Не изменилось ничего. Все эти договорённости, к сожалению, на территории не работают. Мы знаем, что не существует военного решения конфликта в Украине; поэтому я призываю международное сообщество продолжать прилагать дипломатические усилия для прекращения огня.

Вы говорили о личной помощи Папы Франциска, о сборе пожертвований для Украины. Вы информируете Святейшего Отца о ситуации в Украине?

 Мы стараемся информировать Святейшего Отца, но я должен сказать, что и сам Епископ Рима очень хорошо осведомлён: Апостольский нунций в Украине постоянно посещает эти зоны. Во время встречи с Папой я рассказываю ему истории, события из жизни конкретных людей. Я также сообщил Святейшему Отцу, что украинский народ ожидает его визита, потому что искренне верит (не только католики, но и неверующие), что визит Папы Франциска положит конец войне. Приглашение Святейшему Отцу мы передали от Синода Епископов нашей Церкви, Епископской конференции римско-католических епископов и самого Президента Украины. Очевидно, решение, которое мы уважаем, будет принято Святейшим Отцом.

 

Перевод с итальянского Секретариата Главы УГКЦ в Риме

ПУБЛИКАЦИИ

«УГКЦ, как добрая мама, провожает своих верных из Украины и встречает там, куда их забрасывает судьба», – владыка Степан Сус 29 июня

С начала полномасштабного вторжения миллионы людей в Украине получают тяжёлый опыт – что такое быть беженцем, оставить родной город или...