Господня молитва: о каком хлебе мы просим в молитве «Отче наш»?
воскресенье, 04 октября 2020, 20:49 В 21-ом выпуске видеопроекта «Блаженнейший Святослав: #доступно_про_важливе» Глава Церкви объяснил содержание четвёртой просьбы Господней молитвы – о хлебе насущном. Ниже предлагаем текстовую версию катехизиса.-
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
- Глава УГКЦ: «Оккупант смотрит на нас тёмным глазом маммоны, о котором ещё наш Кобзарь писал»
- Глава УГКЦ в 130-й день войны: «В праздник Матери Божьей Неустанной Помощи поручаем Её помощи и защите наших моряков Военно-морского флота»
- Блаженнейший Святослав поздравил владыку Глеба Лончину с 45-летием рукоположения в священники
Дорогие во Христе братья и сёстры!
Шагаем по дороге школы молитвы «Отче наш», той молитвы, которой научил своих учеников сам Спаситель Господь Иисус Христос. В предыдущих размышлениях мы рассмотрели начало этой молитвы. Мы уже знаем, почему называем Бога Отцом и почему говорим Ему: «Отче наш». Мы уже знаем, что означает просьба «Да святится имя Твое». Знаем, что означает «да приидет Царствие Твое» и «да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли».
Сегодня приглашаю вас поразмышлять над просьбой о хлебе. Потому что в молитве «Отче наш» мы говорим: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь». Что означает эта фраза? О каком хлебе идёт речь? Почему он нам так нужен? И почему мы нуждаемся в нём сегодня?
Подобие между «Отче наш» и «хлеб наш»
Пусть нам поможет это понять один из ранних Отцов Церкви, святой Киприан из Карфагена (Северная Африка), тех времён Церкви, когда она была жестоко преследуемая римской властью. Он отмечает, что существует определённое сходство между словами «Отче наш», которые стоят в начале, и «хлеб наш», которые расположены как бы в центре этой молитвы. Это сходство не случайно.
В словах «хлеб наш», как и в «Отче наш», говорится о чём-то очень глубоком в наших отношениях с Богом. Просим не о хлебе земном, не о том, который нужен нам для физической жизни, развития и здоровья. В молитве мы говорим о хлебе «насущном». Некоторые из Отцов Церкви говорили, что выражение «хлеб наш насущный», прежде всего, указывает на хлеб небесный. Он означает самого Иисуса Христа, дающего нам Себя в пищу в виде хлеба и вина в таинстве Евхаристии.
Этот хлеб небесный должен быть нашим ежедневным хлебом. Ведь без потребления этого небесного хлеба нет духовной жизни, какою человек мог бы победить свою смерть, свои грехи, – нет жизни вечной. Вышеупомянутый Киприан Карфагенский говорит, что, для того чтобы иметь силу жить и действовать по-христиански, быть христианином, мы должны ежедневно потреблять этот небесный хлеб и должны о нём просить.
Случай в Аргентине: «Спасибо, что теперь у нас будет наш небесный хлеб»
Я помню, что едва ли не впервые очень глубоко пережил эту просьбу о нашем насущном хлебе, когда представлял в приходе в Аргентине пастыря для общины, которая не имела священника в течение сорока лет. Один из представителей этой общины, богатый человек, сказал мне такие слова: «Владыко, спасибо, что теперь у каждого из нас будет каждый день наш небесный хлеб – Таинство Евхаристии. Нам так его не хватало. Ибо земной хлеб мы себе сами заработаем, получаем его человеческими усилиями, а хлеба небесного нам может дать только Бог, только Христос, только Отец силой и действием Святого Духа через служение Христова священника».
Важность ежедневного Причастия
Важно ежедневно приступать к Святому Причастию, его искать, им жить. Отцы Церкви говорили, что, если мы потребляем этот наш хлеб – ежедневный, насущный, небесный, тогда с нами происходит очень интересная вещь, которая несколько отличает правила духовной жизни от правил земной, физической жизни. Один из учителей Церкви говорил так: «Когда мы потребляем элементы земной пищи, тогда наше тело их расщепляет и присваивает себе, то есть делает их частью нашей земной, телесной жизни. Но когда мы потребляем наш хлеб насущный, тогда хлеб нас ассимилирует и присваивает». Мы превращаемся в Того, кого потребляем. Мы становимся сотелесными с нашим Христом и Спасителем. Потребляя Его Тело и Кровь, мы становимся с Ним единокровными и сотелесными. И таким образом можем жить нашей духовной, христианской жизнью.
Пусть каждому из нас хватит этого небесного хлеба. Христиане преследуемой Церкви говорили: «Sine dominico non possumus» (с латинского – «Без Евхаристии, особенно в воскресенье, мы не можем жить и существовать»). Поэтому в Господней молитве мы умоляем: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь». Аминь!
† Святослав
«УГКЦ, как добрая мама, провожает своих верных из Украины и встречает там, куда их забрасывает судьба», – владыка Степан Сус 29 июня
С начала полномасштабного вторжения миллионы людей в Украине получают тяжёлый опыт – что такое быть беженцем, оставить родной город или...