Господня молитва: что означает наше обращение к Богу «Отче наш»?

среды, 09 сентября 2020, 15:19
В 17-ом выпуске видеопроекта «Блаженнейший Святослав: #доступно_про_важливе» Глава УГКЦ пригласил всех желающих открыть для себя молитву «Отче наш» и объяснил её начало. Ниже предлагаем текстовую версию видеокатехизиса.

Дорогие во Христе братья и сёстры!

Продолжаем наше путешествие в школе молитвы, котороею мы вместе начали уже несколько месяцев назад. Мы хотим научиться молиться, хотим понять, что значит пребывать в молитве, откуда она начинается и о чём нужно молиться. Здесь следует заметить, что мы не первые из тех, кто желает научиться молиться. Мы читаем в Евангелии, что даже апостолы, увидев Иисуса Христа, который молится, – воплощённого Бога, молящегося своему Небесному Отцу, – обратились к Нему с просьбой: «Учитель, научи нас молиться». И тогда Христос пригласил их в школу христианской молитвы, возможно, первую в истории. Божественный Учитель открыл нам определённые принципы, основы молитвы, которые мы находим сегодня в известной, пожалуй, каждому верующему человеку молитве «Отче наш».

Молитва, которой нас научил сам Господь

Отвечая на просьбу апостолов научить их молиться, Христос говорит им: «Не будьте многословны в молитве, как язычники. Потому что они думают, что если скажут много слов, то будут услышаны. Нет. Молитесь вот так». И тогда Он сказал Господню молитву:

                        Отче наш, сущий на небесах,

                        Да святится имя Твое,

                        да приидет Царствие Твое,

                        да будет воля Твоя как на небе, так и на земле.

                        Хлеб наш насущный даждь нам днесь,

                        и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;

                        и не введи нас в искушение,

                        но избавь нас от лукавого.

                        Аминь.

Итак, настоящая школа молитвы – это молитва «Отче наш». Именно поэтому я приглашаю всех вас, чтобы, продолжая расти в молитве, мы шагали по дороге осознания и обучения именно этой молитве.

Итог Евангелия и сердце всего Священного Писания

Святые Отцы Церкви говорили, что Господня молитва является итогом всего Евангелия. То есть, если мы хотим кратко выразить то, о чём говорится во всех четырёх Евангелиях, – давайте рочитаем, поймём, изучим молитву «Отче наш»! В то же время Отцы Церкви говорили, что Господня молитва – это сердце всего Священного Писания. Поэтому прежде чем узнать Священное Писание, нужно изучить Господню молитву. Святой Иероним говорил: «Кто не знает Священного Писания, тот не знает Христа». Но перед тем как углубиться в Священное Писание, предстоит открыть для себя молитву «Отче наш».

Эта молитва имеет интересную структуру, определённый ритм. Она начинается с втупления – обращения к Небесному Отцу. Сразу становится понятно, Кому мы молимся. Затем идут семь просьб, стенаний, в каждом из которых мы просим о чём-то – каждый раз о другом, о чём-то, что имеет важное значение для каждого из нас, о чём мы порой забываем молиться в наших частных молитвах.

Так окунёмся в ритм, содержание и дух Господней молитвы!

«Отче...»

«Отче наш, сущий на небесах». Два первых слова – «Отче наш» – являются как бы ключом, началом пути Господней молитвы. Потому что мы обращаемся к Богу, говоря Ему слово «Отче». Обращаемся, как обращаются сыновья или дочери к дорогому лицу, своему папе. Собственно, мы можем говорить Богу «Отче» за то, что Иисус Христос подарил нам и эти слова Господней молитвы, и, как Сын Божий, – Божие усыновление. Каждый, кто принимает Таинство Крещения, становится сыном или дочерью Бога. Именно поэтому первым словом в нашем обращении к Богу является «Отче». Вырастая в молитве, мы будем к Нему обращаться так, как это делает сам Иисус Христос, Сын Божий.

Быть сынами и дочерьми Бога – значит иметь определённые права, некую силу и возможности. Мы становимся детьми Господа из-за того, что Он вливает в наше сердце своего Духа. В то же время мы становимся наследниками всего небесного богатства, которое в себе принёс нам Сын Божий. Иисус Христос хочет поделиться с нами своим небесным усыновлением, а затем ввести нас в отношения с Богом Отцом.

Мы обращаемся к Богу в молитве (и об этом уже говорилось в предыдущих размышлениях) не как к чужой, тёмной, неизвестной и враждебной нам силе, а как к родному лицу. Однажды я был свидетелем такого события. В магазине в Иерусалиме потерялся маленький мальчик. В определённый момент он отпустил руку папы, с которым зашёл в это помещение. И вот, когда он увидел, что остался один в этом шуме, потому что людей было много, начал звать библейскими словами: «Авва, авва, еффафа!». В переводе с еврейского языка это означает: «Папа, папа, откройся мне! Где ты?». Если и мы научимся взывать в молитве к Богу так, как звал своего отца этот еврейский мальчик, и как потерявшийся ребёнок в мире ищет спасения, тогда начнём хорошо молиться.

Помню такой поучительный рассказ одного из Отцов Церкви. Как-то пришёл молодой ученик к старцу и попросил его: «Научи меня молиться». Старец повёл ученика к реке. Они вместе зашли на глубину. Затем человек, схватив его за волосы, погрузил его голову под воду. Тот начал барахтаться, выбежал на берег, отдуваясь. Тогда старец вышел к нему и спрашивает: «Что ты делал под водой, что говорил, когда я тебя так неожиданно опустил?» Он ответил: «Я кричал Богу немым голосом: "Боже, спаси!"». Тогда духовный отец ему говорит: «Если ты научишься так, от всего сердца, взывать в молитве к Богу Отцу, то будешь хорошо молиться».

«...наш...»

В обращении «Отче наш» важно и другое слово – «наш» (мы не говорим: «Отец мой»). Оно указывает на то, что Небесный Отец не является только моим благом. Мы не можем приватизировать себе Бога нашего, даже если действительно относимся к Нему как к родному лицу. Он Отец всех людей. Св. Киприан Карфагенский говорил в своё время, что Бог есть Отец для всех: богатых и бедных, могучих и слабых – потому что мы дети Божьи все вместе, как сообщество. Церковь – как сыновья и дочери одного Небесного Отца.

Таким образом, начиная эту молитву, говоря слова «Отче наш», необходимо помнить, что мы обращаемся к нашему Небесному Отцу, но вместе с нашими братьями и сёстрами во Христе!

 

† Святослав

 


ПУБЛИКАЦИИ

«УГКЦ, как добрая мама, провожает своих верных из Украины и встречает там, куда их забрасывает судьба», – владыка Степан Сус 29 июня

С начала полномасштабного вторжения миллионы людей в Украине получают тяжёлый опыт – что такое быть беженцем, оставить родной город или...