Доклад Главы УГКЦ на конференции «Роль религии в европейской интеграции – перспективы Украины и ЕС»

понедельник, 25 сентября 2017, 17:24
В соответствии с социальным учением Католической Церкви, есть четыре главных принципа, на которых должно строиться современное европейское общество. Я называю их принципами, потому что их можно приравнять к краеугольному камню или даже четырём краеугольным камням и на них построить успешное общество. Первый принцип – достоинство человеческой личности, второй – это общее благо, третий принцип-фундамент – это солидарность и последний, четвертый, – это субсидиарность.

 

Доклад Отца и Главы УГКЦ Блаженнейшего Святослава

на Международной конференции

«Роль религии в европейской интеграции – перспективы Украины и ЕС»

Киев, 19 сентября 2017 года Божьего

 

Исходя из названия конференции, хочу затронуть три темы. Во-первых, буду говорить не столько о европейских ценностях, сколько о принципах. Во-вторых, кратко обрисую, в каком ракурсе мы сегодня понимаем вопрос религиозной свободы, её важность, чтобы могли осуществляться эти принципы. В-третьих, хочу взглянуть на вопрос эмиграции с точки зрения украинской перспективы, потому что у нас сейчас большая проблема, связанная с безопасностью людей, которые едут из Украины в Европу.

Что же касается принципов, на которых должно строиться современное европейское общество, то сегодня в самой Европе об этом ведутся дискуссии. В соответствии с социальным учением Католической Церкви (как видим, эти принципы разделяют все члены Всеукраинского совета Церквей и религиозных организаций), есть четыре главных принципа, которые мы в Украине стараемся не просто проповедовать, а воплощать в жизнь общества. Я называю их принципами, потому что их можно приравнять к краеугольному камню или даже четырём краеугольным камням и на них построить успешное общество. «Краеугольный камень» – это точка, в которой сходятся две несущие стены, сочетаются какие-то принципы, согласно которым все граждане, независимо от религиозной принадлежности, находят свою точку совместного бытия и деяния.

Поэтому первый принцип – достоинство человеческой личности. Государство должно служить достоинству человека. До недавнего времени мы жили в государстве, которое называли Советским Союзом. В нём человек как личность был инструментализирован во имя определённых геополитических государственных основ. Не государство служило человеку, его достоинству, а наоборот – человек служил государству. Всем нам известно, что из этого получилось. Поэтому важнейший принцип успешного демократического общества – это уважение к достоинству человека.

Второй принцип – это общее благо. Без соблюдения этой основы нет государства. Однако мы видим, что сегодня этот принцип как в Украине, так и в Европе не является таким лёгким и понятным. После чрезмерного коллективизма в постсоветских государствах есть тенденция к чрезмерной атомизации общества. Оно разлагается, фрагментируется, поэтому очень важно объяснять, для чего нам нужна такая структура, как государство, в чём состоит общее благо, ради которого мы должны вместе работать. Как в Европе, так и во всём мире против общего блага действуют, де-факто, современные популисты, которые путём злоупотреблений подпитывают те или иные базовые инстинкты людей. Очевидно, что в такой ситуации непросто говорить о чём-то, что нас объединяет в одно сообщество.

Третий принцип-фундамент – это солидарность. Украина теперь, во время войны, показывает героические примеры солидарности. Мы имеем один миллион семьсот тысяч внутренне перемещённых лиц (только официально признанных!). Их не видно, они живут не в отдельных лагерях беженцев. Хоть государственная система не способна им помочь должным образом, но украинское общество, несмотря на экономические трудности и внутренние проблемы, является солидарным. Думаю, что эта солидарность не только внутренне украинская, она присуща всему европейскому континенту, и сегодня это является одним из элементов успеха в строительстве общего европейского дома.

И последний, четвёртый принцип – это субсидиарность. Мы все признаём, что Церкви и религиозные организации являются частью гражданского общества. Нет гражданского общества без соблюдения принципов субсидиарности. Потому что тогда государство в патерналистическом ключе пытается узурпировать все другие виды активности и деятельности в обществе, а личная инициатива гражданина, де-факто, редуцируется почти до нуля. Мы стараемся не просто поддерживать частную инициативу каждого гражданина, а действительно развивать эту отрасль деятельности. Мы не можем ждать, пока кто-то придёт и наведёт порядок в нашем обществе. Сегодня гражданское общество – активный фактор перемен в государстве. Мы знаем, что президенты, политики приходят и уходят, а народ Украины остаётся.

Среди этих четырёх принципов – достоинство человеческой личности, общее благо, солидарность и субсидиарность – находится и вопрос религиозной свободы. По учению Отцов II Ватиканского Собора, религиозная свобода является неотъемлемой составляющей понятия достоинства человеческой личности. Недаром Декларация о религиозной свободе этого Собора так и называется – «Dignitatis humanae». Можно также сказать, что без религиозной свободы нет подлинной демократии. Мне приятно, что «другом» Всеукраинского совета Церквей и религиозных организаций является Институт религиозной свободы в Украине, который пытается не просто систематически, научно обосновать эту действительность, но и показать её роль в развитии демократического общества в Украине.

Религиозная свобода, по нашему мнению, заключается в том, что каждый человек имеет право свободно исповедовать свою веру. Никто не смеет вмешиваться во внутреннюю сферу человека, приказывая ему исповедовать или не исповедовать определённую религию. Вышеупомянутая Декларация о религиозной свободе говорит, что «правда побеждает не иначе, как силой самой истины». Порой даже нам, религиозным деятелям в Украине, это не всегда понятно, нам хочется побеждать с помощью каких-то других аргументов. Но, думаю, принцип религиозной свободы состоит в том, что мы должны говорить правду и помогать людям искать её в своей совести.

Я хотел бы также указать на различие между религиозной свободой и свободой совести. Религиозная свобода означает, что в обществе та или иная религия имеет право свободно отправлять свои богослужения, совершать свой культ. (Определённые уровни религиозной свободы существуют даже в тоталитарных обществах.) А свобода совести предполагает, что человек может свободно выбирать религию, имеет право менять свою религиозную принадлежность. Очевидно, что свободное демократическое общество должно обеспечивать не только религиозную свободу, но и свободу совести. Можно сказать, что каждый гражданин такого общества в религиозном плане становится активным, деятельным. Он принадлежит к определённой религиозной конфессии не по необходимости или принуждению, а благодаря сознательному и добровольному выбору. Сегодня это характерно для Украины. Сейчас украинские Церкви и религиозные организации утешаются и религиозной свободой, и свободой совести. Мы сами ещё привыкаем к этой ситуации – не все Церкви спокойно воспринимают то, что их верующие в любое время могут их покинуть и перейти в другую конфессию. Это «адвент» свободы совести нашего народа. Это те принципы, по которым сегодня функционирует Всеукраинский совет Церквей и религиозных организаций. То, что представители разных Церквей и религий собираются вместе, означает, что мы уважаем друг друга, уважаем свободный выбор в религиозном вопросе наших граждан даже тогда, когда, возможно, не вполне согласны между собой. В наших верных мы стараемся воспитывать уважение к представителям других Церквей, конфессий и религий.

Сегодня Церкви и религиозные организации, возможно, наиболее сознательно учат принципам общего блага. Мы видим и знаем, что теперь самой большой опасностью для этого блага в Украине является проблема коррупции. И самые активные в противодействии коррупции – Церкви и религиозные организации. Поэтому мы рассматриваем феномен коррупции не только с точки зрения юридической или экономической, а духовной и моральной. Мы считаем коррупцию грехом против общего блага. Об этом мы не раз говорили в своих обращениях и декларациях.

О солидарности и субсидиарности, считаю, не нужно давать вразумительного объяснения, потому что все наши совместные дела: помощь нуждающимся, поддержка украинской армии, военное капелланство – это те элементы, которые показывают, как мы хотим воплотить эти нормы в жизнь. По моему мнению, данные четыре принципа – это принципы успеха Украины. Надеюсь, их разделяют и наши европейские друзья, ибо из этих принципов рождаются настоящие европейские ценности.

Сегодня перед Украиной и Европейским Союзом стоит большой вызов – явление эмиграции. Мы знаем, что свобода передвижения по Европе – один из принципов жизни. Мы благодарны европейскому сообществу за понимание, что украинцы являются европейским народом, и за отмену визового режима с Украиной. Теперь украинцы могут свободно путешествовать по Европе: происходит обмен идеями, мыслями, образом жизни и тому подобное. Однако безвизовый режим увеличил масштабы эмиграции. Согласно данным украинской официальной статистики, на 1 августа 2017 года в Украине проживало 42 млн 300 тыс. граждан. На самом деле, сколько сегодня жителей в Украине – никто не знает. Альтернативные способы подсчёта, в частности осуществлены на основе анализа потребления базовых продуктов питания, подают другую цифру – 32 млн. Где делось 10 млн человек? Наши (церковные) способы анализа современного феномена эмиграции показывают, что люди в последнее время чаще эмигрируют не за океан, в Северную или Южную Америку, а в Европу. Мы видим, что крупные украинские общины появляются по всей Западной Европе. Например, по данным польской статистики, ныне в Польше проживает 1 млн 300 тыс. украинцев. Мы знаем, что в Италии есть полмиллиона украинцев. Сто тысяч наших верующих находится в Испании. Эти цифры очень быстро растут.

В прошлом году, в ноябре, силами нашей Церкви в Фатиме был проведён Общеевропейский форум украинских эмигрантов. Через два месяца будет второй такой же форум в Риме, на котором мы будем продолжать размышлять над эмиграционным движением, что охватывает такое большое количество людей. Украинцы привозят с собой в западные европейские страны определённые принципы своего образа жизни, в том числе и религиозные.

На I Форуме мы вместе с полномочными представителями Католических Епископских Конференций Европы (Германии, Италии, Испании и др.) сформулировали принцип жизни украинских эмигрантов в Европе – интеграция, а не ассимиляция (integration, but not assimilation). Украинские мигранты, которые приезжают в Европу, не создают свои закрытые гетто, они активно приобщаются к жизни этих обществ. Эти люди хотят честно работать и честно зарабатывать. Они переводят домой, в Украину миллиарды евро, чтобы обеспечить свои семьи. Это активные люди, которые хотят принимать активное участие в жизни той страны, в которой находятся по определённым причинам. Они имеют глубокое понимание общего блага и благодарны за солидарность, какую проявляют жители стран их поселения.

Однако украинские мигранты требуют и определённой помощи. Мы, как Церковь, определили несколько необходимых элементов, которые бы помогли этим людям сохранить идентичность. Первая вещь – это школа. Сегодня почти при каждом украинском католическом приходе в Европе создаются украинские школы. Украинское Государство уже, наконец, начинает определять критерии для признания образования, предоставленного в таких школах, которые объединяются в сеть «Международная украинская школа».

Ещё одним важным элементом жизни мигрантов является социальная защита, несмотря на «легальность» их пребывания в других странах. Наши религиозные общины становятся очагами такого социального служения.

Вопрос миграции очень важный сегодня для Европы, прежде всего, учитывая интеграцию мигрантов в общество. Для нас, украинцев, этот вопрос тоже важен, но с другой точки зрения – мы хотим, чтобы наши люди не покидали Родину, работали дома, имели достойную зарплату и не были вынуждены искать лучшей судьбы за рубежом. Это большой вызов в сфере общественного служения как для Украинских Церквей, так и для Украинского Государства.

 

† Святослав

 

ПУБЛИКАЦИИ

«УГКЦ, как добрая мама, провожает своих верных из Украины и встречает там, куда их забрасывает судьба», – владыка Степан Сус 29 июня

С начала полномасштабного вторжения миллионы людей в Украине получают тяжёлый опыт – что такое быть беженцем, оставить родной город или...