Что такое Божее явление и как Бог открывает себя человеку?
среды, 25 ноября 2020, 20:28 В 28-ом выпуске видеопроекта «Блаженнейший Святослав: #доступно_про_важливе» Глава УГКЦ объяснил, что такое Божее явление и какими именно путями Господь Бог стучит в сердце человека. Ниже предлагаем текстовую версию катехизиса.-
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
- Глава УГКЦ: «Оккупант смотрит на нас тёмным глазом маммоны, о котором ещё наш Кобзарь писал»
- Глава УГКЦ в 130-й день войны: «В праздник Матери Божьей Неустанной Помощи поручаем Её помощи и защите наших моряков Военно-морского флота»
- Блаженнейший Святослав поздравил владыку Глеба Лончину с 45-летием рукоположения в священники
Слава Иисусу Христу!
Дорогие во Христе братья и сёстры, участники этого духовного путешествия, поздравляю вас в нашей очередной передаче. Сегодня мы размышляем над главными истинами нашей христианской жизни и нашей веры. Постараемся делать это простым способом, чтобы можно глубже пережить всё то, что характеризует нас как верующих людей, как христиан.
Во время предыдущих встреч мы размышляли над тем, что означает верить. Рассуждали, что такое христианская вера. Отвечали на вопросы о том, что происходит с человеком, который верит; какие последствия имеет акт веры для человека; какие плоды того, что человек открывается в вере в Господа Бога и воспринимает своего Творца, который к нему приближается.
В наших следующих передачах мы будем размышлять о том, какими путями Господь Бог стучит в сердце человека. Мы говорим, что верить – означает открыть себя, своё сердце, свой ум, свою волю, своё лицо Богу, который нам открывается и который нам себя дарит. Но что такое Божее явление? Как это Бог открывается нам? С какой стороны он к нам приходит? Как нам не пропустить того момента, когда Господь Бог близко? Поэтому поразмышляем сегодня о том, что такое Божее явление и почему нам всё-таки очень важно воспринять Бога, который к нам приходит и сам о себе рассказывает.
«Сотворение Адама» и искорка жизни
Один из гениальных художников эпохи Возрождения в Италии, славный Микеланджело, расписывая Сикстинскую капеллу и изображая на потолке сотворение мира, по-особому представил создание Богом человека. С одной стороны фрески он воспроизвёл человека, Адама, который своей рукой тянется к Богу, а с другой – символически изобразил Бога Творца, протягивающего свою Божью руку к этому новому человеку. Итак, встречаются две руки...
Интересно, что между этими двумя руками, между Божьим и человеческим пальцами, есть маленькое пространство, где, согласно замыслу этого гениального художника, проскакивает искорка жизни (итал. «Scintilla della vita»). Двумя протянутыми руками автор объясняет очень глубокие вещи об отношении между Богом и человеком, но очень просто и понятно.
С одной стороны, протянутая рука человека к Богу означает, что Он создал человека так, что он всегда старается преодолеть собственные границы, выйти за свой человеческий горизонт жизни и ищет вечности. Мы говорили в предыдущих передачах, что человек – религиозное существо, то есть он пытается выйти за собственные границы в поисках Бога.
А с другой стороны, Бог приближается к человеку. Он себя являет, протягивая человеку руку, не оставляет его в неведении о Себе. Вот встреча Бога и человека! Встреча человеческой руки с Божьей рукой, собственно, даёт возможность, чтобы эта искорка жизни состоялась. Только тогда, когда человек встречается с Богом, он чувствует, что прикасается к Источнику своей жизни, что он живёт. Именно поэтому сегодня я бы хотел поразмышлять над тем, что такое Божее явление? Как Господь Бог протягивает руку к человеку? И каким образом мы можем эту руку найти?
Бог сам являет себя человеку и делает это постоянно
Бог, в которого мы верим, хочет, чтобы человек о Нём знал. Согласно Анафоре св. Иоанна Златоуста, Он несказанный, непостижимый, невидимый, необъятный, всегда сущий. Если бы Бог сам о себе человеку не рассказал, если бы Он сам себя ему не открыл и не объявил, то трудно было бы человеку Его познать и встретить; трудно было бы найти эту Божью руку, и трудно было бы иметь возможность жить, – жить полной жизнью.
Мы часто слышим, что тот невидимый, несказанный Бог открывает человеку свои тайны, применяем к этому слово «таинство». Однако в контексте Бога, являющего себя человеку, понятие «таинство» не означает тайны. Бог не хочет создать какие-то секреты от человека о самом себе. Слово «таинство» означает, что Бог настолько велик, что сколько бы человек Его ни познавал, сколько бы Он ему себя ни являл, всегда остаётся большая вероятность, большое пространство для неизвестного, до сих пор не открытого, до сих пор не понятого. Поэтому процесс Божьего явления – постоянный. Бог постоянно открывает себя человеку. Бог постоянно себя приближает, а человек приглашается постоянно Бога познавать.
Различные этапы Божьего явления
Это богопознание происходит в контексте живого общения человека с Богом. Господь Бог являет себя человеку, когда протягивает руку, как будто ведет его различными этапами этого явления.
В Новом Завете, среди различных книг, есть Письмо к евреям, которое приписывают перу апостола Павла. В нём мы слышим, что были разные этапы, периоды этого Божьего откровения. Автор Письма к евреям говорит так: «Многократно и многообразно Бог говорил когда-то родителям нашим через пророков. За последние же эти дни он говорил нам через Сына, которого сделал наследником всего и каким создал века» (Евр. 1, 1-2). Итак, мы видим, что это Божье явление имеет различные этапы, моменты, эпохи.
Бог открывает себя человеку как Творец
Прежде всего, Бог является человеку, рассказывая о себе, как о Боге Творце, что создал человека и весь мир, в котором этот человек живёт и существует. Бог Творец, создав человека, и дальше о нём заботится, продолжает поддерживать его при жизни. Поэтому каждый раз, когда человек познаёт себя и мир, он познаёт и Бога Творца.
Святые Отцы говорили, что вселенная, в котором мы живём, которую познаём, всё лучше даёт нам возможность – с помощью современных достижений науки, техники и других благ цивилизации – читать книгу Божьего откровения так, как читатель читает любую другую книгу, которую автор написал и развернул перед ним.
Наш Бог Творец создал нас для того, чтобы мы познали Его, а вместе и самих себя. Поэтому, когда мы слушаем, принимаем Бога Творца, который нам говорит через созданный мир, то мы познаём лучше и самих себя. Познаём цель нашей жизни и существования, о чём мы говорили в наших предыдущих передачах.
Бог открывает себя и как Спаситель
Господь Бог говорит человеку и приглашает его в определённое путешествие, в определённую историю. Собственно, книги Священного Писания являются своеобразными этапами, остановками этой истории, которую мы называем историей спасения. Путём Божьего откровения, Божьего явления и общего взаимопознания Бог открывает себя не только как Бог Творец, но и как Бог Спаситель – тот, что хочет сам повести человека в том направлении, в котором он хочет идти за Ним. Господь Бог дарует жизнь даже за пределами того созданного существования, к которому Он позвал человека.
Итак, Бог открывает себя в Божьем явлении как Творец и Спаситель.
† Святослав
«УГКЦ, как добрая мама, провожает своих верных из Украины и встречает там, куда их забрасывает судьба», – владыка Степан Сус 29 июня
С начала полномасштабного вторжения миллионы людей в Украине получают тяжёлый опыт – что такое быть беженцем, оставить родной город или...