Что Бог о себе говорит: таинство воплощения | Символ веры

воскресенье, 20 декабря 2020, 21:13
В 32-ом выпуске видеопроекта «Блаженнейший Святослав: #доступно_про_важливе» Глава УГКЦ продолжил размышлять над содержанием Божьего откровения. На этот раз в программе речь шла о таинстве воплощения второго лица Пресвятой Троицы. Предлагаем текстовую версию катехизиса.

Слава Иисусу Христу!

Дорогие во Христе братья и сёстры, продолжаем наши размышления над содержанием нашей веры, о том важном, что делает нас христианами. В прошлый раз мы говорили, что первой и основной истиной христианской веры является вера в единого Бога в трёх лицах. Тот, кто не верит в единого Бога в Троице Святой, – не является христианином. Поэтому-то все христиане и крещены во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Сегодня я хочу пригласить вас поразмышлять над ещё одной важной истиной христианской веры, без которой наша вера не была бы апостольской, не была бы православной, то есть полной и правдивой.

Мы верим, что Бог стал человеком

Кроме веры в Троицу, христиане верят в Бога, воплотившегося, ставшего человеком. Эта Божья любовь, которая существует испокон веков и была бы, независимо от того, появился бы мир или нет, и которая является творческой силой, являет себя человеку, не желая быть далеко от своего создания. Господь Бог захотел быть близко, быть с нами и в нас.

Поэтому ещё одна важная истина христианской веры – вера в то, что второе лицо Пресвятой Троицы, Сын Божий, принял человеческое тело. Он воплотился от Святого Духа и Девы Марии и стал человеком, то есть разделил с нами всю полноту человеческой природы.

В таинстве воплощения Божественное лицо вошло в глубину человеческой истории. Здесь очень важно уяснить себе, что таинство воплощения – это развитие и проявление Божьей любви. Потому что «так возлюбил Бог мир, – говорит нам евангелист Иоанн, – что отдал Сына Своего Единородного», чтобы Он сошёл с небес и стал одним из нас (ср. Ин. 3, 16).

Воплощения Бога было добровольным

Таинство воплощения было добровольным. Сын Божий захотел из своей любви к человеку взять на себя всё то, что обозначает человеческую историю после печального события грехопадения. Святые Отцы Церкви учат, что Христос уподобился нам во всём, кроме греха. Он добровольно захотел разделить с нами все неудобства, трудности, страдания человеческой жизни и смерти. Он добровольно пошёл на смерть ради нашего спасения. Он добровольно впитал в себя всю боль и все терпения человеческого рода – от первого до последней лица, от начала истории человечества до её завершения.

Бог вобрал в себя и конкретно мою боль, страдания и сомнения

Итак, можем сказать, что Сын Божий в таинстве воплощения принял и нашу боль, наши страдания, наши сомнения. Он взял всё на себя, чтобы взамен дать нам вечную жизнь.

Именно через воплощение Христос вошёл в пасхальное таинство, обозначенное страданиями, смертью и воскрешением, и вошёл только в глубины ада – так далеко, насколько человек мог уйти от Него, упав в грех; так далеко, насколько он мог отдалиться от любящего Отца; так далеко, насколько мог сам себя лишить животворящей любви Пресвятой Троицы.

В таинстве воплощения Сын Божий принял всю полноту жизни, природы человека, чтобы вынести и посадить его одесную от Бога Отца. Ведь после своих страданий, смерти и воскресения Он вознёсся на небо и воссел справа от Отца.

Мы празднуем Рождество, потому что верим в воплощение Сына Божия

Если мы верим в таинство воплощения, то празднуем Рождество, в котором поём: «С нами Бог». Если мы верим в таинство воплощения, то понимаем, кем является тот, кто дал себя добровольно распять и в гроб положить, кто собственной силой встал из мёртвых и открыл дорогу в жизни всем умершим. Мы тогда видим в образе нашего Иисуса Христа и Спасителя Бога, спасающего и открывающего нам дверь в жизнь вечную.

Таинство воплощения – очень важный элемент всей нашей духовной жизни, и продолжает это таинство в теле современного человечества Святой Дух. Именно через таинство воплощения Он даётся каждому из нас как дар воплощённого и присутствующего сегодня среди нас в теле своей Церкви нашего Господа и Спасителя.

Мы признаём таинство воплощения, когда крестимся

Когда мы, христиане восточной традиции, делаем на себе знак святого креста, то, кроме сложенных вместе трёх пальцев, которые означают, что верим в Пресвятую Троицу, двумя другими пальцами прикасаемся к ладони, чтобы указать на свою веру в таинство воплощения единого Бога Иисуса Христа, который был одновременно и Богом, и человеком, Божественным лицом, которое неизменно во всей полноте – не вместе, но и не раздельно – разделяло и Божью, и человеческую природу.

Воплощённый Иисус Христос стал единственным посредником между Богом и людьми. Он преодолел расстояние между созданием и Создателем, между видимым и невидимым, между созданным и вечным, и нам, людям, созданиям, дал возможность жить той жизнью, которой живёт наш Бог – Творец и Спаситель.

Пусть будет прославлен Господь наш Иисус Христос, что захотел стать человеком, войти и в нашу личную жизнь, проникнуться всем тем, чем живём мы, чем жил человек вчера и чем будет жить завтра, чтобы в себе объединить всё небесное и земное. Аминь.

Слава Иисусу Христу!

 

† Святослав


ПУБЛИКАЦИИ

«УГКЦ, как добрая мама, провожает своих верных из Украины и встречает там, куда их забрасывает судьба», – владыка Степан Сус 29 июня

С начала полномасштабного вторжения миллионы людей в Украине получают тяжёлый опыт – что такое быть беженцем, оставить родной город или...