«Будьте святы в своём отцовстве, чтобы на вас могли равняться другие!» − Глава УГКЦ
вторник, 19 сентября 2017, 15:23 Блаженнейший Святослав, Отец и Глава Украинской Греко-Католической Церкви, – о даре отцовства, призвании и ответственности отца и о современных вызовах, возникающих перед украинскими семьями.-
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
- Глава УГКЦ: «Оккупант смотрит на нас тёмным глазом маммоны, о котором ещё наш Кобзарь писал»
- Глава УГКЦ в 130-й день войны: «В праздник Матери Божьей Неустанной Помощи поручаем Её помощи и защите наших моряков Военно-морского флота»
- Блаженнейший Святослав поздравил владыку Глеба Лончину с 45-летием рукоположения в священники
Традиционно украинская семья была по своей сути патриархальной: отец был главой семьи, её защитником, именно ему предстояло принимать определяющие решения. Его слово было законом. Но бурные общественные изменения, демократизация отношений затронули и семью. Сейчас нам приходится быть свидетелями того, как ведущее положение и роль отца начинает исчезать. Результат этого – определённая дезориентация как у детей и жены, у самого отца, так и в обществе в целом. Всё труднее отцу определить и осознать свои функции и призвание в семье, и следствием такой неопределённости нередко становится потеря авторитета.
Подчеркнуть важность отца в семье, напомнить о его призвании, дать возможность нашим папам чувствовать себя любимыми, нужными и уважаемыми – такова цель празднования в Украине Всенародного дня отца, который с 2009 года отмечается в третье воскресенье сентября (это чисто украинская инициатива, потому что Всемирный день отца отмечают в третье воскресенье июня).
В этом году поздравлять наших пап будем 17 сентября. О том, какие возможности открывает это праздник, кем является отец в современной семье, и может ли отцовство быть дорогой к святости, «Львовская Почта» расспросила Блаженнейшего Святослава.
– Ваше Блаженство, что нужно подчеркнуть, отмечая День отца?
– Считаю, что празднование Дня отца очень актуально, в частности в Украине. Сегодня фигура отца, фигура мужчины как такового переживает определённый кризис. Современное общество не до конца осознаёт ценность самой семьи в обществе. Мы говорим о кризисе семьи, о больших проблемах, которые стоят перед украинской семьёй. На церковном уровне подчеркиваем, что во времена преследования именно украинская семья спасла Церковь, а сегодня обязанность Церкви – спасти семью. Говорим о необходимости объяснять важность семейных ценностей в современной культуре. И в этом контексте фигура отца приобретает особое значение.
– Какие возможности для семьи открывает празднование Дня отца?
– Думаю, празднование Дня отца поможет всем. Но в первую очередь самим папам. Открыть свою задачу и призвание относительно семьи, своей жены, а значит и свою задачу в отношении рождения и воспитания детей.
Вижу, что многим родителям необходимо почувствовать себя уважаемыми и любимыми в своей семье. Поэтому День отца – очень хорошая возможность для детей выразить свою любовь и уважение к отцу. Очевидно, что они должны выражать это не только один день в году, но данный праздник – хорошая возможность, чтобы начать это делать или каким-то образом обнаружить чувства. И для женщины очень важно иметь возможность, чтобы показать свою любовь как жены и матери своему мужу. А муж должен почувствовать, что он в семье действительно находит уют и для него семья является тем желанным домом, где он чувствует своё достоинство и уважение к себе как к мужчине, мужу и отцу.
Призвание отца
– В чем же состоит призвание отца?
– Отец должен осознать, что он нужен в семье, что семья ждёт его. Обычно родители, папы, осознают себя теми, кто должен завоевать внешний мир для семьи. Сейчас очень часто отец в семье превращается в «великого отсутствующего».
Женщина нуждается в мужчине не только где-то там, снаружи, который материально обеспечит семью, а требует мужа в семье. А дети нуждаются в отце, который берёт на себя ответственность за их жизнь и за их воспитание. Фигура отца очень важна для того, чтобы формировать должным образом личность детей. Отец всегда связан в представлении детей с ощущением безопасности, стабильности, он должен быть тем, кто даёт чёткие ориентиры для своих детей.
– Так сложилось, что когда ребёнок маленький, то им занимается, прежде всего, мама. А когда начинается папино воспитание?
– Очень часто, когда говорим о рождении и воспитании детей, у нас подсознательно возникает важность женщины и матери в этом таинстве. Но должны понять и оценить роль отца в деле рождения и воспитания детей, в частности в таком, я бы сказал, очень личностном христианском значении. Потому что отец – это не только тот, кто участвует в таинстве начала человеческой жизни. Женщина, особенно в период беременности, требует физического присутствия своего мужа. И очевидно, что присутствие будущего отца у жены, которая ожидает рождения ребёнка, влияет и на самого ребенка. Мы знаем, что ребёнок начинает контактировать с внешним миром ещё в период внутриутробного развития. Поэтому и для женщины, будущей матери, и для ребёнка, который ожидает своего рождения, присутствие отца очень важно. Это один из аспектов, который современная наука только начинает открывать, как только начинает понимать, насколько плод в утробе матери глубоко взаимодействует не только с матерью, но и с отцом.
Очевидно, что воспитание детей не начинается с момента, когда ребёнку уже семь или десять лет. Первые три года в жизни ребёнка очень важные, фундаментальные, основополагающие для формирования его личности, чтобы он мог правильно строить отношения и в семье, и в окружающем мире.
– Сегодня много неполных семей. Насколько важно для ребёнка присутствие обоих родителей, отношения между ними?
– Мы хорошо знаем, в частности из открытий современной психологии, что очень часто дети впитывают тот образ отношений, который видят в своей семье. То есть или иначе мальчик или девочка носят в своём глубинном воображении образ мужчины и женщины, который получают на примере отца и матери. На последнем папском синоде под председательством Святейшего Отца, посвящённом теме семьи, многие епископы со всего мира говорили о том, что очень много детей воспитываются вне семьи, порой являются сиротами при живых родителях. Интересно, что такие дети становятся в определённый момент не до конца способными создать свою полноценную семью, потому что у них не было примера. Это еще раз показывает, насколько важно для своего личного счастья и способности создать счастливую семью, ребёнок нуждается как в матери, так и в отце. Вот почему даже само присутствие папы рядом с малышом – уже необходимый элемент, для того чтобы ребёнок имел возможность вырасти и сформироваться как полноценная, многогранная, зрелая, здоровая личность.
Дорога к святости
– Может ли быть отцовство дорогой к святости и каким образом?
– Христианское понимание семьи, брака как раз и заключается в том, что супруги являются дорогой к святости вдвоём. Другими словами, для женатого мужчины именно семья становится дорогой к Богу, именно семья является дорогой к святости. Потому что рано или поздно Господь Бог спросит отца: а где твои дети, где твоя жена? Спросит об ответственности за них. Поэтому я с уверенностью могу сказать, что отцу нужна своя жена и свои дети для спасения.
– Церковь, почитая святых, предлагает их пример для подражания. Среди них и опекун Святого семейства Иосиф, и святые матери. А есть ли среди них святые отцы?
– Я, безусловно, согласен с тем, что, в частности, в нашей Церкви мы должны увидеть примеры святости, которые сияют в фигурах святых отцов. Очень часто мы говорим, что нам не хватает таких примеров. Но не потому, что их нет, не потому, что их не хватает или не было вообще, а потому, что мы не обращаем на них должного внимания. Есть, в частности, одна очень интересная личность – наш блаженный мученик Емельян Ковч. Он был женатым священником в драматический период нашей истории. Но кроме того, что был многодетным отцом, принимал в свою семью сирот, которых воспитывал добрыми христианами и честными гражданами. И очевидно, делился с ними всем тем, что имели его дети, чем довольствовалась его семья. Очевидно, что это особая семья, семья священника. Но думаю, что блаженный мученик Емельян Ковч был хорошим отцом для своих детей и его жизнь может служить примером такого святого отцовства.
Я убеждён, что есть очень много таких святых семей. Мы должны просто их познать, открыть для себя и подражать. И это хорошая возможность, хороший призыв к нашим родителям: будьте святыми! Будьте святы в своём отцовстве, чтобы на вас могли равняться другие! Чтобы Господь Бог мог прославить вас в святости вашего отцовства, поставить вас в пример такого святого, доброго отца в Христовой Церкви.
– Церковь делает акцент на семейных ценностях, учит, что отцовство – это дар, но одновременно зовёт к монашеской жизни, которая предполагает отречение этого дара. Нет ли здесь противоречия?
– От самых начал христианства Церковь видела два способа, как стать совершенным христианином. Это семья или монашеская жизнь. Две дороги, которые дают человеку возможность не только достичь глубины общения человека с Богом, святости, но и реализовать в полной мере, то есть раскрыть все те дары, которые у него есть. Поэтому очевидно, что, когда кто-то решает, какую дорогу святости выбрать, он должен понимать, какими дарами Господь его наделил, к чему его призывает Господь Бог. Если кто-то чувствует себя, скажем, призванным к монашеской жизни, монашеству, посвящённой девственности, это не значит, что он отрицает достоинство или святость дара отцовства или материнства. А если чувствует призвание к супружеской жизни, это не значит, что он сразу является противником или негативно относится к монашеской жизни или монашеству. То есть эти два состояния по своей сущности, своей природе не противопоставления.
Дар отцовства
– Достаточно ли сейчас оценён дар отцовства?
– Сегодня в некоторых проявлениях современной культуры есть определённое отрицание материнства и отцовства как ценностей самих по себе. Но это возражение не имеет ничего общего с монашеской жизнью, потому что оно в своём корне атеистическое. Оно отрицает существование Творца и Бога, а отсюда и отрицание любых ценностей, связанных с Божьим даром. Очень часто мы чувствуем, что одна из проблем современных молодых людей – бегство от ответственности. Молодому человеку очень трудно принять решение раз и на всю жизнь. И это мы наблюдаем и в принятии такого серьёзного решения, как, скажем, стать монахом, монахиней или священником, даже женатым, так и вступить в брак, начать свою реализацию в семейной жизни.
Нередко в таком видении дети становятся препятствием для человеческого счастья, потому что рождение детей видится как определённая проблема, трудность. Ну всегда Господь Бог даёт детей в самый неподходящий момент! (Смеется). И тогда сразу же возникает искушение устранить это препятствие на пути к личной карьере, к некоему «бизнес-плану» своей личной жизни, обретению какой-то позиции в этом мире.
Очень часто это призвание к отцовству и материнству является последним из жизненных приоритетов. Помню, как однажды в Италии, где я учился и имел возможность помогать в одном из итальянских приходов (тогда ещм не было так много украинцев в этой стране), настоятель сказал, что среди приоритетов, которые имеют сегодня молодые люди, сначала учёба, потом работа, карьера, хорошая зарплата, дом, второй дом, яхта, ещё какие-то элементы для хорошей, сладкой жизни, затем кот, собака и другие домашние животные, а уже потом... может, и ребёнок. Так вот, именно женитьба отодвигается на позже, а рождение детей ещё на более дальнюю перспективу. Очень часто такая пара становится неспособной к полноценному рождению детей из-за регулярного использования контрацептивов или других обстоятельств. И проблема бесплодия современных семей при таком стиле жизни становится очень острой.
Думаю, что, возможно, День матери, День отца поможет человеку, захваченному таким современным стилем жизни, который метко обозначили английским термином «чайлдфри» – горизонты личного счастья без детей, удастся переосмыслить. Всем нам вместе нужно не только объяснить современному человеку, в чём состоит величие, красота и добро супружеской жизни, – всё то, что мы называем семейными ценностями, а в чём состоит величие, красота и святость призвания быть отцом или матерью.
– Папа Франциск в своём обращении-призыве «Радость любви» пишет, что родителям Бог доверил великую миссию – дать имя ребёнку, которым Он будет называть его в вечности. Какие ещё важные миссии имеют родители?
– Самая важная миссия, которую получают родители, это дар нового человеческой жизни. То есть родители сотрудничают с Богом в получении этого дара. А затем из этой основной, фундаментальной миссии можно выделить определённые аспекты. Папа очень метко сказал про имя. В библейском понимании, имя – это не какая-то «внешняя этикетка». Имя выражает внутреннюю сущность, призвание человека. Знаем из Священного Писания, когда Господь Бог давал отдельное задание или отдельную миссию тем или библейским лицам, то менял им имена. Вот и в некоторых монастырях при вступлении туда инок меняет имя. А здесь, действительно, Господь Бог поручает родителям назвать ребенка. Особенно когда речь идёт о таинстве Крещения, когда ребенок получает крестильное имя и в этом таинстве получает своего небесного покровителя, своего хранителя.
Помню из своего пастырского опыта общения с родителями, прежде всего с женщинами, которые страдают от постабортного синдрома. Отец так же несёт ответственность, хотя общество всегда обвиняет в этой трагедии только женщину. Помню, каким целебным для души их был момент, когда я предлагал такой семье, отцу и матери, дать имя тому ребенку, которого они убили. А потом молиться за него, за упокой его души. Я могу свидетельствовать, что это имеет колоссальный эффект: Господь Бог таким образом не просто залечивает рану, которая лежит на душе женщины и мужчины, они получают дорогу личного общения с ребёнком, которого потеряли.
– Что самое важное в жизни должны дать родители?
– Святой Иоанн Златоуст говорит о том, что отец и мать призваны не только открыть своему ребёнку видимый и невидимый мир, они помогают ему познавать весь мир, вещей, лиц по их именам. Помните, как в рассказе из Книги Бытия Адам даёт имена не только своей жене Еве, но и всем сотворённым существам. Отец и мать помогают своему ребенку открывать этот видимый мир по названиям-именам, которые имеют те или иные предметы, существа. Но, как говорит Иоанн Златоуст, они призваны открыть ребенку и невидимый мир, то есть христианские родители призваны передать своему ребёнку веру в Бога. Другими словами – познакомить своего сына или дочку с Господом Богом, научить молиться, общаться с Ним. Помочь познать тот невидимый мир, который мы можем ощутить и увидеть в храме. Многие из отцов и матерей, которые пережили момент, когда в храме, во время богослужения или вне его ребенок, осматривая иконы и предметы, спрашивал: «Мама, а это кто такой?», «Папа, а почему так? Что это значит?». Это один из первых моментов катехизации, обучения вере.
Думаю, что самое большое наследство, которое родители оставляют своим детям, – это не какие-то материальные блага, порой не нужные детям, а вера в Бога. Помню, как один уже старший мужчина в Аргентине когда-то сказал мне: «Если дать ребёнку большое имение, а не дать веры в Бога, то считай, что не дал ничего. Потому что он всё потеряет, и то наследство, которое ты зарабатывал всю свою жизнь, может просто упустить. А если ты передал ребёнку веру в Бога, то даже когда ты не дал ему большого земного изобилия или имущества, ты дал ему ключ, инструмент, как всё то, что ему нужно, честным образом он сможет получить». Потому-то есть большое наследство, великое сокровище веры, которое мы должны передать своим детям.
«Мой папа очень добрый...»
– Кем был для вас ваш отец?
– Я могу очень много говорить о своём отце. Но что мне навсегда запомнилось и наложило очень глубокий отпечаток на мою личность, – что мой отец очень добрый. На нас, своих детей, он никогда не поднял руки.
– А что из его науки запомнилось больше всего?
– Когда я получил первую зарплату, то есть был уже не такой маленький (я тогда работал медбратом в железнодорожной больнице в городе Стрый), и пришел домой, это было событие для всей моей семьи. А мой папа сказал мне: «Знаешь, свою первую зарплату ты должен отдать на нужды других: ты не можешь потратить её сам на себя, для своих потребностей. То есть ты должен понять, что тот момент, тот дар ты должен пережить вместе с кем-то». Это мне очень запомнилось. Здесь речь не идёт только о каких-то деньгах, что ты можешь за эти деньги купить, а речь идёт о том, что событие первой зарплаты не только твоё личное. Это был момент, когда я почувствовал себя действительно взрослым, потому что мог сам сделать что-то доброе для других. Таков один из особых уроков моего отца.
– Был ли ваш отец «присутствующим»?
– Я много говорил о «великом отсутствующем», а мой отец был «присутствующим» с нами в семье. Помню, как мы очень тревожились, когда он задерживался, потому что работал на железной дороге. И если происходили какие-то аварии, то он должен был ехать чинить связь на пути. Вспоминаю тот великий мир и покой, царивший в моей душе, когда отец возвращался. Присутствие папы в семье было для меня всегда очень важно. Спасибо Господу Богу за то, что мой папа и моя мама ещё живы, что они имеют возможность заботиться друг о друге и о нас, детях!
Всегда, когда я прихожу домой, папа и мама, в первую очередь, спрашивают, что мне нужно, и никогда не хотят отпускать с пустыми руками. Я говорю: «Папа, мама, это вам больше нужно, чем мне». Но есть такой момент, такая составляющая отцовства или материнства, как забота о своих детях и забота, чтобы что-то дать. Речь не идёт о каких-то конкретных вещах, а о том своём призвании или задаче что-то дать. Я порой беру то, что дают мне родители, чтобы, прежде всего, уважить эту их потребность, это их глубинное чувство, что они должны что-то дать, что-то сделать для своих детей.
– Есть ли такая личность, которую Вы можете назвать духовным отцом?
– Есть такой человек, но позволю себе не открывать своих секретов. Мне всегда было очень важно открывать смысл тех или иных своих духовных поисков в диалоге. Когда ты переживаешь какой-то кризис, какую-то боль или какое-то непонимание, диалог с духовным отцом всегда очень важен. Потому что, если человек сам пытается всё понять, всё решить, всё уладить, тогда он ведёт себя как слепой котёнок. В диалоге с духовным отцом, который знает тебя, все твои недостатки и все твои сильные стороны, духовный поиск становятся гораздо более зрелыми.
Хочу пожелать всем тем, кто будет читать эту нашу беседу, на самом деле искать духовного отца и советчика! Это очень непросто сегодня, намного проще найти хорошего исповедника. Но когда идёт речь о духовном руководстве или духовном отцовстве, это что-то чуть больше. Потому что ты тогда с этим человеком действительно очень связан. И когда духовный отец оставляет тебя или умирает (а такое со мной случалось несколько раз), то ты чувствуешь очень большую пустоту. И очень непросто порой найти того, кто мог бы тебя дальше духовно сопровождать. Но я действительно хочу призвать всех всё же искать его, а найдя – уважать и все свои важнейшие жизненные решения принимать в диалоге, в общении с ним. Тогда можно гораздо легче избежать многих неудач, опасностей, ошибок, душевных ран и духовных кризисов. Так намного легче находить правильные решения, совершать правильные поступки, правильные жизненные шаги. Потому что на своей дороге должны видеть перед собой того, кто идёт перед нами. Тогда мы гораздо лучше понимаем, каким путём сами должны идти.
О священном долге
– Сейчас есть много вызовов для отцовства. Один из них – должен ли хороший отец откупить сына от армии или благословить, когда приходит время идти туда?
– Это трудный вопрос. Думаю, что здесь мы не можем давать каких-либо упрощенных ответов – порой, это очень драматично. Но должны задуматься над тем, что у нас откупались от всего, от чего только можно было, особенно когда какие-то задачи или призвание требовали очень большой жертвы от человека. Сегодня мы много говорим о коррупции в нашем государстве на разных уровнях. Но надо себе честно сказать, что коррумпированы все! Именно из-за того, что очень часто ищем пути наименьшего сопротивления, а те или иные вызовы или даже потребности, которые представляет нам нынешнее Украинская государство, считаем чем-то таким, от чего должны отстраниться. В нашем подсознании ещё сидит утверждение, что государство – зло, что оно чуждое. Мы слишком долго как народ жили в чужих государствах... Необходимо понять, что свою страну мы должны строить сами, должны чтить законы своего государства и, если нужно, – должны своё государство защищать. Это не только наше право, это наш священный долг! Поэтому если не будем этого делать, если станем уклоняться от выполнения этих законов, предписаний, которые существуют в нашем государстве, если будем откупаться, чтобы их обойти, то засвидетельствуем, что мы являемся народом, не достойным иметь своё государство! Мне очень хотелось бы, чтобы так не произошло.
Говорят, кто не хочет поддерживать, кормить свою армию, тот будет содержать и кормить чужую. Если мы не хотим посылать или благословлять своих детей, чтобы они шли в украинскуя армию, будьте уверены, их насильно заберут в чужую. Так де-факто происходит в Крыму или на других оккупированных территориях. Поэтому, если мы не хотим защищать или не понимаем ценности своего государства, будем жить в чужом.
Чрезвычайно важно, чтобы мы осознали ценность тех даров, которые сегодня имеем. Я убеждён, что свободное и независимое Украинское государство является даром Божьим, что это не бремя, от которого приходится откупаться. Это великий дар и ценность, поэтому мы должны не только принять дар, понять свою ответственность за него, а сделать всё, чтобы его сохранить и развить.
Глава и Отец
– Ваш официальный титул – Глава и Отец Церкви. Что означает на практике Отец?
– В первую очередь, это означает, что я имею очень много детей: детей нашей Церкви, которые живут по всему миру. Это означает, что я чувствую свой долг перед ними – я должен быть рядом. Когда владыки позвали меня возглавить нашу Церковь, то в своём первом интервью я пообещал, что навещу всех. Я неустанно посещаю наши приходы, епархии, наши общины по всему миру. Искренне скажу, что только сейчас понимаю, насколько велика наша Церковь. Уже шестой год посещаю и ещё всех не посетил, ещё много кто меня ждёт.
Очень важно, чтобы наши люди по всему миру ощутили, что тоже имеют отца, имеют к кому обратиться. А я, со своей стороны, пользуясь случаем, хочу поблагодарить всех детей нашей Церкви, наших верных в Украине и по всему миру, которые меня ждут! Я уже говорил, что отец должен понимать и чувствовать, что он нужен всем своим детям, и мне мои верующие об этом отчётливо напоминают. Мне очень приятно, что я могу послужить нашим людям, сынам и дочерям нашей Церкви.
Беседовала Ольга Хворостовская
www.lvivpost.net/ukraine/n/40719
«УГКЦ, как добрая мама, провожает своих верных из Украины и встречает там, куда их забрасывает судьба», – владыка Степан Сус 29 июня
С начала полномасштабного вторжения миллионы людей в Украине получают тяжёлый опыт – что такое быть беженцем, оставить родной город или...