Блаженнейший Святослав: «Украинская Церковь – пример свидетельства истины»
четверг, 28 марта 2019, 23:21 «Видимо, будет трудно поверить, но сегодня мучеников больше, чем в первые века христианства», – сказал папа Франциск в своём молитвенном намерении на март под названием «Признание прав христианских общин». Есть много людей, отдающих свою жизнь за Евангелие, и об этом, как всегда, говорят слишком мало.-
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
- Глава УГКЦ: «Оккупант смотрит на нас тёмным глазом маммоны, о котором ещё наш Кобзарь писал»
- Глава УГКЦ в 130-й день войны: «В праздник Матери Божьей Неустанной Помощи поручаем Её помощи и защите наших моряков Военно-морского флота»
- Блаженнейший Святослав поздравил владыку Глеба Лончину с 45-летием рукоположения в священники
Недавнее нападение в церкви Йоло, на Филиппинах, неопределённая судьба отца Далл’Ольйо – это лишь некоторые примеры... Показательна история мученичества нашего времени – это, конечно, Украинская Церковь. Об этом говорится в книге «Dimmi la verità» («Скажи мне правду»), опубликованной издательством Cantagalli, в которой о. Паоло Асолан, директор института пастырского богословия Папского Латеранского университета и ответственный за постоянное образование Римского викариата разговаривает с Блаженнейшим Святославом, Предстоятелем Украинской Греко-Католической Церкви. О главных темах книги "Скажи мне правду" и собственном опыте общения с Блаженнейшим Святославом о. Паоло Асолан рассказывает в интервью «Радио Ватикан – Италия».
– Итак, правда ли, что свидетельства мученичества укрепляют веру?
– Да, кроме всего прочего, Украина перенесла два мученичества – идеологическое мученичество против христиан, которое было результатом сталинизма, и уничтожение голодом, причинённым стране во время принудительной коллективизации земли, когда все плодородные территории были окружены войсками, поставки продовольствия были прерваны, а людей оставили на голодную смерть. Умерло от шести до восьми, возможно, даже до десяти миллионов человек...
– Речь идёт о социальном, политическом, идеологическом и даже религиозном преследовании?
– В центре религиозного преследования стоит особый, исключительный случай Украинской Греко-Католической Церкви, преследуемой не столько за свою веру в Иисуса Христа, сколько за единство с Римом. Свидетельство её мучеников состоит в том, что единство с епископом Рима является частью депозита веры. Хотя иногда мы недооцениваем этот фактор, а в Украине этого было достаточно, чтобы умереть.
– Кроме конкретных богословских тем в книге-беседе между священником – профессором богословия и Главой УГКЦ говорится об украинской истории как примере того, чем вера должна и могла бы быть в другой половине Европы (вы чётко ссылаетесь на знаменитое высказывание о двух легких). Чему нас учит история Украины?
– Я думаю, что первый аспект связан с передачей истины: история Украины – это история евангелизированных Востоком людей, которые, однако, сразу же поняли эту евангелизацию как континентальное открытие в Европу, рассматривая веру как фактор единения. Переход от язычества к христианскому монотеизму также был следствием открытия того, что разных людей делает одним народом. И мне кажется, что в этот момент (поиска политического объединения параллельно с течениями распада в Европе) очень интересно рассматривать религиозный фактор как фактор единения, общения, открытости и развития. Хочу напомнить пример кардинала Иосифа Слипого, одного из великих предшественников Блаженнейшего Святослава, который был сослан в Сибирь. Он отправлял Евхаристии, вливая вино в линзы очков. Сила его веры, прощала тех, кто его преследовал, проявлялась также в постоянном поиске истины в любое время индоктринизации, что происходило в лагерях. Те, кто находился в трудовых лагерях, должны были участвовать в занятиях по "идеологическому воспитанию". В разгар того периода случился кризис на Кубе, кульминация советского империализма... Когда всё свидетельствовало о распространении этой идеологии, он говорил: "Эта идеология умрёт, потому что она не говорит правды". Сама работа по инкультурации веры по греко-католической форме в университетах и школах, которые он основывал в различных частях мира, зиждится на принципе: культура и образование могут быть благоприятной средой для евангелизации. И именно это формировало тот средний класс, который был расстрелян, уничтожен революцией, но впоследствии привёл к возрождению Украины.
– Итак, опыт разного рода мученичества только укрепил веру украинского народа. В ваших вопросах звучит скрытое обвинение Западу, который, кажется, "спит"...
– Запад сам себя "забальзамировал". Украинская Церковь всегда вела диалог с обществом. Будучи свободной от необходимости удовлетворять политическую власть, она получила возможность стать настоящим ферментом в семьях и школах, и это, если хотите, является еще одним путём мученичества или свидетельства истины. Так, начиная с этого конкретного вклада в повседневную, обычную жизнь, происходит встреча, благодаря которой человек воспринимает Бога не как незнакомца или врага, а как Личность.
– За что вы хотите поблагодарить вашего собеседника после этой беседы?
– ...за своё свободное дыхание, когда я его слушал. Иногда дискуссии и сравнение скорее обременяют и обостряют проблемы. А я чувствовал, что во время нашего разговора в духе евангельской простоты эти узлы как бы развязывались... как будто в давно закрытом помещении кто-то настежь открыл окно.
Лаура де Лука – Ватикан
Перевод с итальянского Секретариата Главы УГКЦ в Риме
«УГКЦ, как добрая мама, провожает своих верных из Украины и встречает там, куда их забрасывает судьба», – владыка Степан Сус 29 июня
С начала полномасштабного вторжения миллионы людей в Украине получают тяжёлый опыт – что такое быть беженцем, оставить родной город или...