Блаженнейший Святослав – о духовном здоровье, восстановлении внутренних сил и Божьей руке над Украиной

среды, 23 марта 2022, 17:04
Нынешнюю войну называют отложенной войной за украинскую независимость и войной за само существование Украины. Украина сегодня – в центре тектонических цивилизационных процессов, в которых рождается новый мир, и именно Украина за это всё платит большую и страшную цену. Мы в центре битвы, в которой должны выстоять и победить. Поэтому так важно удерживать внутреннее равновесие, не сломаться, видеть смыслы в происходящем, не терять надежду, отдавать любовь.

О том, как сохранить и умножить духовную силу в эти трудные времена в «Открытой Церкви» с о. Игорем Яцивом говорит Отец и Глава УГКЦ Блаженнейший Святослав. Это не советы, а размышления, в которых каждый сможет найти что-то близкое и нужное именно сейчас.

Перед лицом безумия войны

Начало прямого вторжения российских войск в Украину стало для украинского общества шоком. Несмотря на то, что такое развитие событий было ожидаемым и о нём предупреждали, новая реальность, которая наступила 24 февраля, была такой, что разум отказывался ей верить: взрывы на окраинах городов, воздушная тревога, первые часы в бомбоубежищах. Блаженнейший Святослав делится своими ощущениями этих первых часов и дней войны.

«Нормальная человеческая реакция в таких обстоятельствах – шок, в котором трудно чётко и сознательно действовать. Хотя многие постоянно говорил, что Украина де-факто находится в состоянии войны уже восемь лет, для многих слово "война" воспринималось как нечто далёкое, где-то там на востоке страны. А эта война захватила в момент всю Украину: ракетные удары были по Северной, Центральной, Южной, Западной Украине. То есть война предстала перед нами во всей полноте своего безумия, разрушений и ужасов.

Первое ощущение, которое было у меня лично, – что перед нами разворачивается безумие. Потому что надо иметь особо помешанное воображение и больной ум, чтобы целенаправленно разрушать целые города и сёла, чтобы намеренно убивать детей, женщин, стариков и думать, что это может быть инструментом для решения каких-то проблем. Святейший Отец Франциск в первые же дни сказал: "Остановите это безумие!".

Но первый шок быстро прошёл, потому что надо было думать, что делать. Первое и немедленное: спасать жизнь – не столько свою, как других. Наверное, вы, отче, думали о своих прихожанах в Броварах, а мы в Патриаршем соборе принимали людей в бомбоубежище... Кадры этих первых часов с людьми в бомбоубежищах в Киеве были ужасными: это были первые кадры безумия войны, какой она есть на самом деле, войны, которая является преступлением. И в какой и преступник, и жертва имеют конкретное имя. И эта правда сегодня разворачивается перед глазами всего мира».

Овладев гневом, становимся мужественными

Война порождает много сильных чувств, которых большинство людей раньше не переживали. Христиане часто боятся признать, что имеют чувство гнева, что проклинают тех, кто разрушает и убивает нашу жизнь.

«Когда видишь, как кто-то разрушает твой город, то гнев – естественное чувство, – говорит Блаженнейший Святослав. – У меня всё время перед глазами картины, как изо дня в день менялся Киев... кстати, в Священном Писании есть описание гнева самого Иисуса Христа: когда он входит в иерусалимский храм, изгоняет торговцев, переворачивает столы менял и говорит: "Ревность (боль. – Ред.) за дом Божий разъедает меня". Это праведный гнев, как реакция на очевидное беззаконие, на очевидный факт преступления, на зло, которое надо остановить.

Но поскольку мы говорим о духовном здоровье, думаю, нам следует пойти немножко дальше в анализе своих эмоциональных состояний. С одной стороны, да, гнев – естественная реакция на преступление, на видимое объективное зло. С другой стороны, мы знаем: человек, как существо, имеет разные сферы бытия, и его здоровье – это гармония духа, души и тела. Духовный мир – часть гармонии, которую зло убивает, оно влияет и на психику, и на тело человека.

В последнее время велись дискуссии о моральном здоровье украинского общества. Поэтому, когда говорим о важности духовного здоровья, нам нужно учиться управлять собой – не просто поддаваться эмоциям, а правильно их переживать. Человек имеет разум, волю и чувства: если он живёт лишь чувствами, они отнимают у него здравый смысл и парализуют волю. Поэтому даже природные чувства – тот же гнев – не должны затмевать наш разум и превращаться в полных хозяев нашей воли.

Говорят, что гнев и страх – плохие советчики. По учению и Католической, и Православной Церквей, христианские добродетели – это умение управлять силами души. И поэтому, когда мы признаём – да, во мне есть эта гневливость как одна из сил души, – надо учиться ею управлять.

Один из видов способности властвовать над гневом – мужество. Мы воспринимаем мужество как проявление воинской доблести на защите нашей Родины. Христианская традиция дополняет это понятие: мужественный человек тот, который умеет управлять своим гневом, может овладеть им. Поэтому давайте учиться быть мужественными, в частности, во время нынешнего, такого трагического периода истории нашего народа».

«Мне принадлежит месть, Я отплачу» (Рим. 12, 19)

Ещё одно чувство, которое сегодня царит в обществе – стремление отомстить за горе, которое русская орда принесла на нашу землю. Блаженнейший Святослав говорит: да, это справедливое желание и естественное чувство, но и его нужно подавлять, как и гнев, оно не должно ослеплять. А христианину нужно помнить: Бог-всегда на стороне обиженного, поэтому Бог сейчас с нами, с Украиной.

«Мы становимся заложниками логики мести и ненависти, в частности тогда, когда в отношение входят лишь я и мой обидчик, когда считаем, что это только наше двустороннее дело. В такой оптике естественно сказать: только я являюсь тем, кто должен наказать преступника, ибо больше некому. Месть означает, что нет никого, кроме меня, чтобы восстановить справедливость и перенести на преступника весь груз боли и страданий, которые он нанёс другим.

Возможно, позиция, которую я выскажу, касается, прежде всего, верующих людей, а неверующие воспримут это по-другому и не согласятся. Но если мы верим в Бога – даже в момент отношений с обидчиком, с агрессором – между нами присутствует третий, и это Господь Бог. Читаем в Священном Писании, где Господь Бог говорит человеку: "Отдай Мне возможность отомстить – Я отплачу". То есть верующий человек не один на один с обидчиком, агрессором, преступником – рядом с ним есть Господь Бог.

И здесь очень важно понимать – на чьей стороне Бог и почему, и это тоже естественный вопрос. Мы знаем, что Господь Бог сам это объявил: Он – всегда на стороне обиженного, на стороне жертвы. Место Бога в тех отношениях мы видим в Таинстве распятия, смерти и воскресения Иисуса Христа. Иисус Христос захотел быть тем, кого несправедливо осудили и убили: Он навеки отождествил себя с тем, кого мы можем назвать жертвой несправедливости. Ранняя христианская мысль говорила, что прообраз такой ипостаси Бога на стороне жертвы идёт ещё из Ветхого Завета: неизвестный автор II века говорит, что это Иисуса Христа братья продали в рабство в лице Иосифа, это Он был пожертвован в лице Исаака, и есть ещё много других примеров из Ветхого Завета.

Поэтому, если вернуться к нашей кровавой действительности, Иисуса Христа сегодня в очередной раз распинают, сбрасывая бомбы на мирные города и сёла. Его в очередной раз унижают, когда на оккупированных территориях грабят дома и издеваются над женщинами, детьми и стариками. Им в очередной раз торгуют те, кто хочет спрятаться за спиной Украины, чтобы якобы не допустить Третьей мировой войны. Поэтому сегодня мы можем сказать, что Господь Бог – на стороне Украины. Он воюет вместе с нами, страдает вместе с нами и говорит каждому и всем нам: "Ты не один на один с врагом, Я с тобой". Иногда мы не имеем возможности наказать каждого преступника поимённо. И Господь Бог говорит: "Дай в Мои руки месть – Я отплачу"».

Почему это произошло и когда закончится

Когда же это закончится? К сожалению, ответа на этот вопрос никто сегодня не может дать. Однако этот вопрос болезненный, и потому находятся те, которые пытаются спекулировать то ли «пророчествами», то ли так называемыми простыми ответами, имея при этом в виду собственные цели и интересы. Ещё один вопрос – почему всё это происходит? Почему украинцам снова выпали такие страдания? Где искать ответы на такие вопросы и есть ли эти ответы в принципе?

«Я бы не советовал размышлять над псевдопророчествами о том, когда это закончится, – говорит Блаженнейший Святослав. – В духовной практике Церкви подобные вещи называют по меньшей мере суеверием, или работой дьявола, введением в заблуждение. Никто точно не знает, как долго это будет продолжаться, и мы еще не можем понять, почему это произошло.

Самый большой и сложный духовный вопрос, который я задаю в своих молитвах к Богу, не когда это закончится, а почему это произошло, почему Украина должна так терпеть? Почему дети моего народа должны составлять такую великую жертву за свою свободу? В своё время это была молитва патриарха Иосифа Слипого. Есть воспоминания нескольких лиц, которые ненароком стали свидетелями такого диалога патриарха Иосифа с Богом, – патриарха, который освободился после 18 лет сталинских лагерей и в Риме, в базилике Святой Софии, вглядываясь в икону Божьей мудрости, говорил: "Боже, почему, почему столько страданий?" Господь Бог дал ему возможность видеть уничтожение всего построенного им и его предшественниками на протяжении веков. Та Церковь, которая была целой духовной страной, на его глазах полностью уничтожена. И это, возможно, было чувством пророка Иеремии, который плакал над уничтоженным Иерусалимом.

Со временем, возможно, Господь Бог даст нам понять, почему всё так, как есть. Возможно, мы ещё не можем понять целостности Божьего замысла об Украине. Но я убеждён, что под влиянием этой великой трагедии во всём мире что-то начинает меняться, что-то рождается. Возможно, за рождение того нового мы платим сверхвысокую цену, но то, что происходит в Украине, тем или иным образом коснётся всего человечества.

Осознание Европой, что Украина – настоящая европейская нация, происходит сегодня как некая ментальная революция. Это осознание, что сегодня мы отстаиваем не только европейские ценности в Украине, но и защищаем Европу, как это было во времена монголо-татарского нашествия. И поэтому Украина сегодня становится мучительным нервом всего человечества, а наш Киев превращается в духовную столицу мира. Да, во время этой войны происходят тектонические сдвиги во всём мире: мы живём в переломный период истории человечества, а такие моменты всегда являются непростыми и драматичными».

Молитва как инструмент для духовного равновесия

Действительно ли для трудных времён и ситуаций существуют особенно сильные молитвы? Как молиться во время войны? Ответы на эти вопросы неизменно приводят к размышлениям, чем является молитва как таковая. А это личный разговор человека с Богом.

«Сейчас нашествие различных "сильных" молитв, которые исполняют все желания, – по аналогу псевдопророчеств и других таких вещей, – говорит Блаженнейший. – Думаю, это проявления определённой магической ментальности и вполне неправильное отношение к молитве. Некоторые думают, что молитва – это некие заклинания и формулы, которыми можно заставить высшие силы выполнить волю человека. Так действуют волшебники, разные гадатели и тому подобное. Отношение к молитве у христиан радикально иное.

Начну будто издалека. Вспоминаю советы психологов, как пережить шок начала войны, один из них – при любых обстоятельствах стараться поддерживать гигиену тела. Я сначала думал: они что, издеваются? Ну как в таких обстоятельствах этим заниматься и находить для этого возможности? Но, как выяснилось, это не только можно, но и необходимо делать: это даёт человеку возможность удерживать психическое равновесие, применительно к своей телесности находить привычные рамки и ощущения.

Так вот, молитва является чем-то подобным, но для восстановления и удержания внутреннего равновесия. Молитва – это общение с Богом, который является источником нашей жизни и нашей силы. Когда мы молимся, то осуществляем духовную гигиену, очищаются наши разум, воля и чувства. Молитва помогает обрести гармонию, о которой мы говорили вначале, проливает новый свет на то, как нам жить и что делать. В молитве мы получаем новые силы, которые дают возможность не пошатнуться, не исчерпаться в непростых обстоятельствах. Тот, кто молится, ведёт диалог с Богом, принимает Его взгляд на свою жизнь. Поэтому не столько Бог нуждается в нашей молитве, как мы нуждаемся в ней.

Также хочу напомнить, что мы переживаем время Великого поста – особый период, когда молитва, пост и милостыня переплетаются между собой и создают для человека пространство духовной весны, духовного возрождения. В богослужениях в этот период часто говорят, что молитва, пост и милостыня подобны орошению сада, когда благодать Святого Духа, словно живая вода, поливает этот сад и питает всё, что в нём растёт: всё расцветает, растёт, вызревает и со временем приносит плоды. Я бы хотел, чтобы мы, когда ищем молитвы, чувствуем в ней потребность, правильно себе представляли смысл и значение этой молитвы, а затем собрали её плоды в своей духовной жизни.

Пост во время войны

Каким может быть пост в тех обстоятельствах, в которых мы находимся сейчас? Этот вопрос, как и вопрос о молитве, возвращает нас к сущности этих вещей: что это такое на самом деле, если отбросить внешние проявления и традиционные обычаи?

«Мы должны понимать, что пост – это упражнение над самим собой, это не про определённые ограничения в еде, – говорит Блаженнейший. – Мы говорили о том, как превратить гнев в мужество, – вот это и есть пост. Если вам удастся хоть немного сдерживать неуправляемые эмоции и превращать их в силу противостояния врагу, – вы правильно поститесь.

Пост – это правильное отношение к тем благам, которые имеем: продовольствие, одежда, быт и тому подобное. Правильное отношение к окружающим нас материальным благам – это вопрос, который нужно постоянно обновлять в тех новых обстоятельствах, в которых вы оказываетесь.

Очень важно в контексте поста отношение к другому человеку. Всем нам давно известны слова Иоанна Златоуста: "Что из того, что вы не едите мяса, если вы съедаете друг друга?". Возможно, в этом контексте стоит обратиться ко всем, кто в это время призван быть гостеприимным к беженцам. Я бы просил людей в Центральной и Западной Украине: примите этих ваших братьев и сестёр, не корите их за то, что они, возможно, не так хорошо говорят на украинском языке, как вы, не так глубоко понимают истины христианской веры, или имеют какие-то другие политические убеждения. Примите их такими, какие они есть, и поделитесь с ними тем, чем Господь Бог вас одарил. Это будет ваш пост, настоящий пост. Если вы сами не съедите, а отдадите тому, кто нуждается, – это будет ваш настоящий пост. Если вы сдержите своё пылкое патриотическое чувство из уважения к тому, кто был воспитан, возможно, в немного другом мире, – это будет ваш пост. Таким постом мы отстроим гармонию украинского общества, потому что так мы строим единство нашего народа.

Я убеждён, что наши люди вернутся домой – в Киев, в Чернигов, в Харьков, в Мариуполь. И мне бы хотелось, чтобы они привезли туда с собой благодарность и память о добрых галичанах, подолянах, волынянах, которые не просто открыли перед ними свой дом, а подарили нечто большее, чем материальные вещи. Подарили им своё уважение, своё сердце, свою любовь. И это будет настоящим постом для тех, кто в эти дни призван принять путника в свой дом, голодного – накормить, жаждущего – напоить, нагого – одеть, а тому, кто сомневается, дать добрый совет».

Таинство покаяния и исповеди во время войны

Во время войны и угрозы смерти Таинство Исповеди приобретает особое значение и смысл как акт очищения от грехов и примирения с Богом. Блаженнейший Святослав говорит: если нет возможности пойти в храм, можно совершить акт личного покаяния перед Богом. Блаженнейший излагает основные принципы Церкви относительно доступа человека к Божьему Милосердию, Таинству Исповеди и Покаяния.

«Таинство Исповеди – великий Божий дар. Вообще, возможность снять со своей совести груз грехов – это личный опыт спасения: Бог меня спасает от меня самого, от моего зла. Очень важным плодом покаяния является примирение с Богом. Апостол Павел считал одним из важнейших моментов своего апостольского служения именно примирение человека с Богом. Нам это особенно нужно тогда, когда мы находимся в опасности смерти. Ведь покаяние и примирение с Богом возможны только до смерти: когда умрём, каяться в вечности уже будет поздно. Поэтому возможность покаяться и получить отпущение грехов – это великий Божий дар, который нельзя откладывать на завтра особенно в условиях войны. Как говорит апостол Павел, пусть солнце не заходит над вашим гневом.

Во время Великого поста мы должны воспользоваться исповедью, если есть такая возможность. Это открытый призыв к нашим внутренним переселенцам: заходите в открытые храмы, ищите священника и просите об исповеди. Наши священники вас ждут, они день и ночь готовы быть служителями этого Таинства Божьего милосердия. В условиях войны все межцерковные разделы отходят на задний план, потому что священник уделяет Таинство Исповеди не от собственного, а от Божьего имени.

Бывают обстоятельства, когда пойти в храм или найти священника трудно или невозможно. Тогда призываю совершить акт покаяния, который является актом личной воли. Попросите прощения у Господа Бога так, как вы извиняетесь перед дорогим вам человеком. Попросите прощения не потому, что боитесь умереть в грехах, не от страха наказания, а потому что вы, возможно, презрели его любовь к вам. Скажите: "Боже, каюсь пред Тобою во всех моих грехах, ибо я оскорбил тебя – наивысшее Моё благо, величайшую мою любовь". Такой искренний акт личного сожаления даёт возможность Богу в тот же момент очистить вашу совесть и освободить вас от бремени греха. А затем при первой возможности пойдите к исповеди»

Об убийствах во время войны

Вопрос убийства врага, который пришёл уничтожить твой дом и убить тебя, несмотря на очевидность ответа, является очень непростым, что подтверждают военные капелланы. Блаженнейший Святослав говорит: наши воины – не убийцы, они – защитники, которые жертвуют своей жизнью ради жизни и безопасности других.

«Церковь не может утверждать, что существует право на убийство, потому что убийство – это всегда преступление. Но существует право и обязанность легитимной защиты. Это совершенно другой смысл и моральные критерии поступка: мы не убиваем, чтобы сознательно забрать у кого-то жизнь, мы хотим защитить свою жизнь или жизнь других людей. Поэтому, когда мы говорим об оборонительной войне и, в частности, о нашей армии, защищающей свой народ, речь идёт именно о правиле легитимной самозащиты: пропорциональными средствами остановить агрессора. То есть, если он нападает на нас с оружием в руках, мы имеем право с оружием в руках его остановить. Наша цель – защита своей Родины, мы не захватчики и не убийцы.

Если же у воина есть сомнения и чувство вины, возможно, стоит обратиться к психологу и к священнику, которые помогут разобраться в себе и в обстоятельствах. Ибо наша совесть – это внутренний судья, это то святилище, где глас Божий говорит человеку и помогает ему различить добро и зло. И если совесть упрекает или есть сомнения, я бы советовал во время Таинства Покаяния поговорить об этом со священником: он поможет это состояние прожить, получить дар Божьего милосердия и пережить своё примирение с Богом».

«Бог помнит о каждом нашем погибшем»

Самое тяжёлое для нас сейчас – это смерть близких, друзей, знакомых, детей, погибших под обстрелами, бомбёжками и завалами, наших воинов. Есть ли у Церкви слова, которые могут хотя бы немного утолить боль таких потерь, дать свет в том мраке, в который погружает насильственная смерть? Блаженнейший Святослав говорит: «Наша надежда – в воскресении, в воскресшем Христе, который даровал нам спасение от смерти».

«Слов утешения, которые бы могли заживить эти раны, наверное, не существует. Боль потери сына, дочери, брата, отца, ребёнка – это нечто настолько глубокое, что какими-то человеческими словами её невозможно исцелить. Говорят, что когда погибает один человек, то возникает такая пустота, будто погиб целый мир. Кто может заполнить пустоту утраты всего мира, когда мы переживаем смерть наших родных и близких?

Но всё-таки в таких обстоятельствах нашей надеждой является Господь Бог, воскресший Христос, который нам открывает тайну смерти. Его личная история – Его страдания, смерть и воскресение – показывает, что наши погибшие в этой войне продолжают жить. Они – в руках Божьих, они перешли из одного образа жизни в другой.

Мы, христиане, верим в воскресение. Поэтому мы верим, что Украина воскреснет. Мы верим, что наши родные и близкие, которые погибли в этой войне, живут в жилищах нашего Небесного Отца. Мы за них молимся, и эта молитва Церкви является верой в воскресение.

Когда мы кладём в гроб тела наших погибших, мы поём древний христианский гимн – "Вечную память". Мы говорим: "Вечная память героям Украины, которые отдали свою жизнь за Родину". Но "Вечная память" – это гимн Воскресения, ибо эта вечная память не только память людей, это память Бога о человеке. Бог помнит о каждом нашем погибшем: погиб ли он на поле боя или под обломками своего дома, или от взрыва бомбы. Мы можем забыть, но Господь Бог – никогда. Пусть же эта вечная Божья память будет всем тем, которые погибли в этой войне, отошли в вечность, отдали свою жизнь за лучшую судьбу Украины и мира».

 

Подготовила Оксана Козак

Департамент информации УГКЦ


ПУБЛИКАЦИИ

«УГКЦ, как добрая мама, провожает своих верных из Украины и встречает там, куда их забрасывает судьба», – владыка Степан Сус 29 июня

С начала полномасштабного вторжения миллионы людей в Украине получают тяжёлый опыт – что такое быть беженцем, оставить родной город или...