Был ли так называемый Львовский собор 1946 года действительно церковным собором?

среды, 10 марта 2021, 13:41
В программе «Прямой эфир с Блаженнейшим Святославом», посвященной печальным годовщине провозглашения «ликвидации унии» на собрании во Львове 8-10 марта в 1946 году, Глава УГКЦ пояснил, можно это событие вообще считать церковным собором. Вот его аргументы.

Львовский «собор» не был созван церковной властью

Каждый собор созывается церковной властью. Должен быть соответствующий канонический акт – декрет предстоятеля Церкви о созыве собора. В случае со Львовским псевдособором 1946 года мы видим, что это событие было полностью «оркестровано» светской властью и её спецслужбами. Более того, почти за год перед организацией этого собрания, в ночь с 11 на 12 апреля 1945 года, был арестован весь наш епископат в Украине во главе с митрополитом Иосифом Слипым. Но на момент этого собрания все они оставались епископами, хотя и находились в заключении под пытками. В случае своего вынужденного отсутствия каждый епископ оставил в своей епархии администраторов или викариев. Поэтому, хотя иерархи сами не могли свободно выполнять свои архипастырские обязанности, каноническая церковная структура и власть оставались. Ни один из тех, кто компетентно исполнял архипастирскую должность, ни какого собрания не созывал и, вероятно, на нём не был. Это во-первых.

Участники «собора» не представляли свои общины

Во-вторых, надо заметить, что это собрание никого не представляло. Для того чтобы делегат стал законным участником собора, он должен быть уполномочен своей общиной. Ведь Церковь – это сообщество, и на её соборах делегаты действуют от имени прихода, деканата или епархии. Но ни один из участников собрания во Львове в 1946 году не был уполномочен ни одним сообществом. 216 делегатов-священников представляли исключительно самих себя и никого другого.

«Собор» проводила «Инициативная группа», а не руководство УГКЦ

Следующее: кто председательствовал на этом собрании? «Инициативная группа» – это была параллельная церковной иерархии структура, созданная НКГБ и санкционированная советской государственной властью. То есть мы говорим о своеобразной фейковой церковной организации, которая на момент проведения Львовского псевдособора никакого отношения, с канонической точки зрения, к Греко-Католической Церкви не имела.

Отец Гавриил Костельник и несколько его сторонников ещё в феврале 1946 года были официально приняты в лоно Православной Церкви, а отцы Мельник и Пельвецкий были рукоположены в архиереев Русской Православной Церкви. То есть они не могли выступать от имени Украинской Греко-Католической Церкви ни как делегаты собора, ни как его президиум.

Решение псевдособора не были восприняты народом

И последнее. Я думаю, это тоже очень важно нам иметь в виду. Такого типа собрание совершенно не было принято верующими. Ведь решение каждого церковного собора, даже если он законно созван и проведён, чтобы вступить в силу, должны быть восприняты экклезиальным сообществом. А мы видим, что УГКЦ не перестала существовать и продолжала действовать там, где были её иерархи, духовенство и верующие: в тюрьмах, в ссылке, в подполье.

Какая-то часть вынуждена была принадлежать к видимым, скажем так, легальным, формам организации церковной жизни и удовлетворять там определённым образом свои духовные потребности. Но, как показали события конца 80-х годов, большинство этих священников и верных воспользовались религиозной свободой и вернулись в свою Церковь. Поэтому, как видим, рецепции постановлений этого псевдособора не произошло.

Вывод

Таким образом, можно утверждать, что по характеру созыва Львовского псевдособора в 1946 году, его представительства и руководства, он не имел признаков канонического церковного собрания. Это был советский инструмент ликвидации неугодной и непокорной Украинской Греко-Католической Церкви. Это очень важно осознать, потому что де-факто никакого «торжества православия» не произошло, как бы это ни хотели представить. Большая часть отцов потом отозвали своё участие, и это были личные драмы каждого человека. Многие вскоре были репрессированы советскими властями, даже после того как некоторое время действовали как православные священники. Никто из них не имел гарантии «благонадёжности» в глазах тогдашнего тоталитарного и безбожного режима. Таким образом, это действительно трагическое событие, уроки которого мы все в современной независимой и демократической Украине должны усвоить, чтобы такого больше никогда не повторилось.

 

Департамент информации УГКЦ

 


ПУБЛИКАЦИИ

«УГКЦ, как добрая мама, провожает своих верных из Украины и встречает там, куда их забрасывает судьба», – владыка Степан Сус 29 июня

С начала полномасштабного вторжения миллионы людей в Украине получают тяжёлый опыт – что такое быть беженцем, оставить родной город или...