Был ли так называемый Львовский собор 1946 года действительно церковным собором?
среды, 10 марта 2021, 13:41 В программе «Прямой эфир с Блаженнейшим Святославом», посвященной печальным годовщине провозглашения «ликвидации унии» на собрании во Львове 8-10 марта в 1946 году, Глава УГКЦ пояснил, можно это событие вообще считать церковным собором. Вот его аргументы.-
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
- Глава УГКЦ: «Оккупант смотрит на нас тёмным глазом маммоны, о котором ещё наш Кобзарь писал»
- Глава УГКЦ в 130-й день войны: «В праздник Матери Божьей Неустанной Помощи поручаем Её помощи и защите наших моряков Военно-морского флота»
- Блаженнейший Святослав поздравил владыку Глеба Лончину с 45-летием рукоположения в священники
Львовский «собор» не был созван церковной властью
Каждый собор созывается церковной властью. Должен быть соответствующий канонический акт – декрет предстоятеля Церкви о созыве собора. В случае со Львовским псевдособором 1946 года мы видим, что это событие было полностью «оркестровано» светской властью и её спецслужбами. Более того, почти за год перед организацией этого собрания, в ночь с 11 на 12 апреля 1945 года, был арестован весь наш епископат в Украине во главе с митрополитом Иосифом Слипым. Но на момент этого собрания все они оставались епископами, хотя и находились в заключении под пытками. В случае своего вынужденного отсутствия каждый епископ оставил в своей епархии администраторов или викариев. Поэтому, хотя иерархи сами не могли свободно выполнять свои архипастырские обязанности, каноническая церковная структура и власть оставались. Ни один из тех, кто компетентно исполнял архипастирскую должность, ни какого собрания не созывал и, вероятно, на нём не был. Это во-первых.
Участники «собора» не представляли свои общины
Во-вторых, надо заметить, что это собрание никого не представляло. Для того чтобы делегат стал законным участником собора, он должен быть уполномочен своей общиной. Ведь Церковь – это сообщество, и на её соборах делегаты действуют от имени прихода, деканата или епархии. Но ни один из участников собрания во Львове в 1946 году не был уполномочен ни одним сообществом. 216 делегатов-священников представляли исключительно самих себя и никого другого.
«Собор» проводила «Инициативная группа», а не руководство УГКЦ
Следующее: кто председательствовал на этом собрании? «Инициативная группа» – это была параллельная церковной иерархии структура, созданная НКГБ и санкционированная советской государственной властью. То есть мы говорим о своеобразной фейковой церковной организации, которая на момент проведения Львовского псевдособора никакого отношения, с канонической точки зрения, к Греко-Католической Церкви не имела.
Отец Гавриил Костельник и несколько его сторонников ещё в феврале 1946 года были официально приняты в лоно Православной Церкви, а отцы Мельник и Пельвецкий были рукоположены в архиереев Русской Православной Церкви. То есть они не могли выступать от имени Украинской Греко-Католической Церкви ни как делегаты собора, ни как его президиум.
Решение псевдособора не были восприняты народом
И последнее. Я думаю, это тоже очень важно нам иметь в виду. Такого типа собрание совершенно не было принято верующими. Ведь решение каждого церковного собора, даже если он законно созван и проведён, чтобы вступить в силу, должны быть восприняты экклезиальным сообществом. А мы видим, что УГКЦ не перестала существовать и продолжала действовать там, где были её иерархи, духовенство и верующие: в тюрьмах, в ссылке, в подполье.
Какая-то часть вынуждена была принадлежать к видимым, скажем так, легальным, формам организации церковной жизни и удовлетворять там определённым образом свои духовные потребности. Но, как показали события конца 80-х годов, большинство этих священников и верных воспользовались религиозной свободой и вернулись в свою Церковь. Поэтому, как видим, рецепции постановлений этого псевдособора не произошло.
Вывод
Таким образом, можно утверждать, что по характеру созыва Львовского псевдособора в 1946 году, его представительства и руководства, он не имел признаков канонического церковного собрания. Это был советский инструмент ликвидации неугодной и непокорной Украинской Греко-Католической Церкви. Это очень важно осознать, потому что де-факто никакого «торжества православия» не произошло, как бы это ни хотели представить. Большая часть отцов потом отозвали своё участие, и это были личные драмы каждого человека. Многие вскоре были репрессированы советскими властями, даже после того как некоторое время действовали как православные священники. Никто из них не имел гарантии «благонадёжности» в глазах тогдашнего тоталитарного и безбожного режима. Таким образом, это действительно трагическое событие, уроки которого мы все в современной независимой и демократической Украине должны усвоить, чтобы такого больше никогда не повторилось.
Департамент информации УГКЦ
«УГКЦ, как добрая мама, провожает своих верных из Украины и встречает там, куда их забрасывает судьба», – владыка Степан Сус 29 июня
С начала полномасштабного вторжения миллионы людей в Украине получают тяжёлый опыт – что такое быть беженцем, оставить родной город или...