Львовский псевдособор 1946 года
среды, 02 марта 2016, 12:15 Если в современном Львове мирно сосуществует множество христианских конфессий, то во времена атеистического коммунистического режима такая ситуация была недопустима. После превращения РПЦ в свою марионетку советское руководство намеревалось установить религиозный контроль над всей территорией СССР, а поэтому Западную Украину и УГКЦ, что действовала в её пределах, ждала трагическая судьба. Апофеозом активной деятельности советских спецслужб по отношению к этой церкви стал так называемый Львовский Собор 1946 года, на котором фактически была ликвидирована УГКЦ. В марте этого года исполняется 70 лет со времени тех мрачных событий.
Начиная с 1944 года, когда Галичина снова оказывается под советской властью, одной из мишеней для советских спецслужб становится Украинская Греко-Католическая Церковь. Очевидно, что советское руководство сразу понимало, что превратить эту церковь в свою марионетку им не удастся, а потому была выбрана тактика умеренного идеологического наступления. Изначально это наступление на УГКЦ выражалось в провокационных статьях. Кульминацией его можно считать публикацию статьи Ярослава Галана «С крестом или с ножом?» 10 апреля 1945 года. Из её текста можно было понять, что судьба высшего духовенства УГКЦ предрешена. И действительно, уже ночью 11 апреля был арестован Митрополит Иосиф Слипой, епископы Н. Будка и М. Чарнецкий, а также 20 активных священников. Других епископов также «изъяли» в короткое время. А 14 апреля была окружена Духовная Семинария. Были арестованы священники-преподаватели, а теологов и семинаристов призывного возраста насильно мобилизовали на военную службу.
После ареста митрополита и епископов УГЦК оказалась фактически обезглавленой, однако не уничтоженой. Это понимали и советские спецслужбы, а потому были намерены и дальше продолжать борьбу. Сознавая, что даже после ареста всех священников, верующие от своей веры добровольно не откажутся, был разработан план о так называемом «воссоединении» греко-католической церкви с православной церковью. Для его воплощения необходимо было создать инициативную группу из среды самих греко-католических священников, которая должна была, согласно инструкций советского руководства, декларативно заявить о разрыве с Ватиканом и убедить униатское духовенство в необходимости перехода в православие. Уже на конец мая – начало июня 1945 года такая инициативная группа была создана в составе трёх человек: священник Преображенской церкви Гавриил Костельник, а также священники Михаил Мельник и Антон Пельвецкий из Перемышльской и Станиславской епархий соответственно.
Деятельность инициативной группы длилась почти год. Её усилиями, в сочетании с террором советских спецслужб, удалось переманить на сторону русского православия около тысячи священников, большинство из которых вынуждены были совершить свой переход не по собственной доброй воле. Однако ещё больше греко-католических священников было арестовано. По завершению деятельности инициативной группы назрела ещё одна проблема. Для проведения собора необходимы епископы, но таких среди его сторонников не было. Для исправления этой ситуации в феврале 1946 года делегация инициативной группы в составе 13 священников отправилась в Киев, где православный митрополит Иоанн рукоположил в епископы А. Пельвецкого и М. Мельника. Интересно, что Г. Костельник сан епископа так и не получил, поскольку был женат.
И созванный на 8–10 марта 1946 года в храме Святого Юрия собор каноническим всё равно не стал, поскольку созвали его священнослужители уже РПЦ, а не УГКЦ. Интересен тот факт, что многие участники собора были доставлены на него непосредственно советскими спецслужбами, да и сам ход всего действа происходил под их присмотром и контролем. Как следствие, фотографий Львовского Собора практически не сохранилось, однако есть документальный фильм, специально снятый с целью пропаганды. Благодаря усилиям исследовательницы Татьяны Емельяновой, которая провела кропотливую работу с этим кинодокументом, у нас есть возможность увидеть кадры, как проходил знаменитый Собор.
Президиум Собора составляли отцы Г. Костельник, А. Пельвецкий, М. Мельник; секретариат Собора – отцы Ю. Ванчицкий и М. Павлосюк, которых, кстати, никто не выбирал. Очевидцы этого действа утверждали, что, хотя по официальным подсчётам делегатов было 216, в действительности же их было значительно меньше, примерно 140. 8 марта собор единогласно принял решение аннулировать постановления Брестской унии 1596 г., отойти от римской (папской) Церкви, вернуться к прадедовской православной вере и воссоединиться с Всероссийской Православной Церковью в Советском Союзе.
На второй день, 9 марта, Собор рассматривал вопрос «канонического оформления» принятого решения о «воссоединении» с РПЦ. Заседание началось общей службой литургии епископами Макарием, Нестором, Антонием и Михаилом. Владыка Макарий совершил чин «присоединения к Православной Церкви» участников Собора. Все участники должны были подписаться под двумя основными документами – обращением к патриарху Московскому и всея Руси Алексию и телеграммой к председателю Президиума Верховной Рады УССР Михаилу Гречухе.
Третий день Собора – Воскресенье Торжества Православия – начался Архиерейской Божественной Литургией, которую отслужил митрополит Иоанн в сослужении четырёх православных епископов, в т. ч. Антония Пельвецкого и Михаила Мельника. Это стало первым открытым для посторонних глаз событием на Соборе. В ознаменование «воссоединения» патриарший экзарх подарил в храм Св. Юра икону Богородицы из Киево-Печерской лавры.
Жители Львова узнали об официальной «самоликвидации» УГКЦ только 10 марта. С того времени почти полвека Украинская Греко-Католическая Церковь вынуждена была действовать в подполье, пока в конце 1980-х годов не была восстановлена её официальная деятельность.
Владимир ПРОКОПОВ
photo-lviv.in.ua
Источники:
Львовский церковный собор 1946 года в свете документального кино / Т. Емельянова // Архивы Украины. — 2009. — № 5. — С. 168-179.
Львовский псевдособор 1946 г. // http://naub.oa.edu.ua/2013/lvivskyj-psevdosobor-1946-r/
Ликвидация УГКЦ // http://territoryterror.org.ua/uk/history/1945-1953/ugcc-liquidation/
«УГКЦ, как добрая мама, провожает своих верных из Украины и встречает там, куда их забрасывает судьба», – владыка Степан Сус 29 июня
С начала полномасштабного вторжения миллионы людей в Украине получают тяжёлый опыт – что такое быть беженцем, оставить родной город или...
- Глава УГКЦ у 158-й день війни: «Нехай Господь прийме з уст нашої Церкви псалми та моління за всіх тих, які особливо просять нашої молитви»
- «Сила, яка походить із вірності Христові, є стержнем, який ніхто не може зламати», – Блаженніший Святослав
- Глава УГКЦ у 157-й день війни: «В ім’я Боже ми засуджуємо звірства в Оленівці і світ повинен це засудити як особливий вияв дикості й жорстокості»
- «Боже, почуй наш плач і поспіши нам на допомогу і порятунок!», – Глава УГКЦ у 156-й день війни
- «Бог йому дав серце і душу українського народу»: відбулася щорічна проща до Прилбичів з нагоди уродин митрополита Андрея Шептицького
- Глава УГКЦ: «Я горджуся українськими патріотами, які без найменшої краплі ненависті готові захищати своє»
- Блаженніший Святослав закликав українську молодь скласти присягу на вірність Христові
- Глава УГКЦ у 155-й день війни: «Помолімося, щоб не втратити скарбу віри князя Володимира»
- Блаженніший Святослав у День державності України: «Наша Держава – це для нас питання життя або смерті»
- Глава УГКЦ у 154-й день війни: «Нехай Господь Бог прийме у свої вічні обійми журналістів, які віддали за правду своє життя в Україні»
- Глава УГКЦ у 153-й день війни: «Принесімо наш біль перед Боже обличчя і будьмо певні, що Він нас вислухає»
- Глава УГКЦ у 152-й день війни: «Помолімся молитву заступництва за наших воїнів»
- «Віруюча людина не може бути байдужою, коли бачить страждання іншої людини», – владика Богдан Дзюрах
- «Серед нашого страждання творімо простір для прояву Божої всемогутності», – Глава УГКЦ у 6-ту неділю після П’ятдесятниці
- Глава УГКЦ у 151-й день війни: «Російське віроломство ми перемагаємо силою любові до нашої Батьківщини»