Юбилей великого открытия

среды, 17 августа 2011, 17:44
75 лет назад, 25 июля 1936 года на территории Галича – Крылоса усилиями археолога Ярослава Пастернака (1892–1969) локализовано местонахождение Успенского собора. Это было чрезвычайно большое открытие, которое подытожило работу всех исследователей Древнего Галича XIX – первой четверти ХХ веков (о. Л. Лаврецкого, И. Шараневича, И. Пеленского) и дало толчок для дальнейших исследований – в СССР и уже в годы независимой Украины. Юбилей этот значительный, так как была найдена главная святыня Галича – собор Успения Богородицы. С ним связывают создание в Галиче отдельного епископства: здесь происходили интронизации князей, здесь похоронены останки Ярослава Осмомысла. Поиск самого собора продолжался почти столетие, потому что только он мог окончательно указать на местонахождение бывшей Галицкой твердыни. Его искали в современном Галиче, на высоких берегах Лимницы, в Крылосе – и только раскопки, которые проводил Я. Пастернак в Крылосе в 1934–1944 гг., поставили точку в поисках храма.
75 лет назад, 25 июля 1936 года на территории Галича – Крылоса усилиями археолога Ярослава Пастернака (1892–1969) локализовано местонахождение Успенского собора. Это было чрезвычайно большое открытие, которое подытожило работу всех исследователей Древнего Галича XIX – первой четверти ХХ веков (о. Л. Лаврецкого, И. Шараневича, И. Пеленского) и дало толчок для дальнейших исследований – в СССР и уже в годы независимой Украины.
Юбилей этот значительный, так как была найдена главная святыня Галича – собор Успения Богородицы. С ним связывают создание в Галиче отдельного епископства: здесь происходили интронизации князей, здесь похоронены останки Ярослава Осмомысла. Поиск самого собора продолжался почти столетие, потому что только он мог окончательно указать на местонахождение бывшей Галицкой твердыни. Его искали в современном Галиче, на высоких берегах Лимницы, в Крылосе – и только раскопки, которые проводил Я. Пастернак в Крылосе в 1934–1944 гг., поставили точку в поисках храма.
В субботу, 25 июля 1936 года, на глубине 2,8 м от современной поверхности был обнаружен фундамент второго по величине (после Киева) храма. Размеры фундамента собора составляют 32,5х37,5. Сам археолог придавал большое значение найденым развалинам храма. Он говорил, что «это стало небывало счастливым событием не только для украинской археологии, в частности церковной, но и для всего украинского народа, и для создания святыни народной традиции, которой у нас еще не было».
Отрадно, что рядом со святыней уже традиционно проходят различные мероприятия, направленные на утверждение духовности нашего народа. В 2006 году здесь дважды побывал Патриарх Любомир (Гузар). На развалинах Успенского собора в августе 2006 года коронован образ Галицкой пресвятой Богородицы. Здесь Блаженнейший Любомир говорил те слова, которые будут всегда актуальны: «...Благословен этот клочок украинской земли, на котором некогда ступали наши князья... Храм знает далекое прошлое, является свидетелем веры и любви... Придерживайтесь традиций. Ничего не бойтесь. Будьте с Богом». 23–24 июля 2011 года здесь пройдет ХII Епархиальное паломничество к Галицкой чудотворной иконе Пресвятой Богородицы в с. Клыросе.
Сегодня памятником культуры национального значения (охранный номер 481) – фундаментами Успенского собора XII века – занимается Национальный заповедник «Древний Галич». За последнее десятилетие Заповедником проведен ряд тематических международных конференций, связанных с проблематикой сохранения останков собора (в частности, «Успенский собор Галича. Прошлое и современность», 2005).
Изучением памятников древнего Галича занимается комплексная научно-исследовательская экспедиция, работой которой руководит действительный член ICOMOS А. Б. Береговский. Фундаменты храма музеефицированы, делается все для того, чтобы исследовать неизвестные страницы, сохранить памятники для современников и потомков, популяризировать в Украине и за ее пределами этот объект культурного наследия.
http://kolomyya.org/se/sites/pb/37768/
Приложение
Первое летописное упоминание о храме Святой Богородицы (Приснодевы Марии), или же Успенском соборе, связано с погребением здесь в 1187 году князя Ярослава Осмомысла. Другие письменные источники рассказывают о торжествах по случаю церемонии вокняжения в Галиче Даниила Романовича в 1208 и 1239 годах, а также о коронации принца Коломана королем Галичины в 1215 году. Есть и такое у​​поминание летописца. Во время захвата Галича в 1219 году Мстиславом Удалым в соборе закрылся венгерский королевич Коломан: «...сделал укрепление на церкви Пречистой Владычицы нашей Богородицы, которая, не стерпев осквернения храма своего, и отдала его (Коломана) в руки Мстиславу». Это событие произошло, когда князь Мстислав, победив венгерского полководца Филю, вступил в Галич: «И выбежали тогда (угры) на своды церковные, а другие на веревках поднялись, а лошадей их половили. Укрепление же было сделано на церкви, и те стреляли, и камни метали на горожан, (но) изнемогали от жажды, потому что не было воды у них. А когда приехал Мстислав, то они показались ему и их возведено было из церкви». Нечто подобное произошло и в 1254 г., когда князь Изяслав оборонялся в Галиче от Данилова сына Романа. Точная дата разрушения Успенского собора не известна. Да и месторасположение главной святыни княжеского Галича долго оставалось тайной. Памятник локализовала лишь 25 июля 1936 года экспедиция Научного общества имени Т. Г. Шевченко, которой по благословению митрополита Андрея Шептицкого руководил знаменитый археолог Я. Пастернак. Оказалось, что основание его по размерам лишь на полтора метра по ширине и длине меньше самого большого киевского храма св. Софии. А по богатству отделки и пространственным расположением он не уступал ни одной из выдающихся святынь того времени. Фундамент собора был выложен преимущественно из грубо обработанных блоков известняка, стены – из тесаных блоков алебастра и известняка. Многочисленные находки архитектурных деталей и скульптурного декора дают нам представление о величественном виде галицкого собора. Входы в храм украшали перспективные порталы, во внешнем декоре применялись зубчатые фризы, полуколонны с капителями, карнизы-гзимсы. Внутренняя часть собора также была украшена не менее парадно и продуманно. Пол Успенского храма был вымощен плитами алебастра и песчаника в сочетании с керамическими плитками, украшенными рельефными изображениями растений и фантастических животных. Судя по фрагментам штукатурки со следами фресок, храм внутри имел росписи. Купол собора и выпуклые поверхности сводов были покрыты свинцовой бляхой, а крыша – красной черепицей. Вероятно, в храме Успения было изображение Оранты. В притворе храма во время раскопок 1937 г. Ярослав Пастернак обнаружил каменный саркофаг с тленными останками князя Ярослава Осмомысла. Большинство ученых придерживается мнения, что собор построен в его княжение – до 1157 г. и связывают это событие с созданием в Галиче самостоятельной епископии. Древние рукописи, которые сохранились до наших дней – Галицкое Евангелие 1144 и Добрилово Евангелие 1164 г. – убеждают, что при соборе существовала библиотека и скрипторий (мастерская для переписывания книг). В этот культурно-образовательный комплекс входила и «школа Осьмомысла», о которой с восторгом и похвалой упоминают древнерусские летописцы. После монголо-татарского нашествия 1241 г., когда Даниил Галицкий начал строить новую столицу – город Холм и новый кафедральный собор Иоанна Златоуста, Успенский собор стал быстро приходить в упадок. В последний раз летописец упоминает храм в 1254 г., а в письменных источниках он фигурирует еще в начале XIV в. Очень существенным фактором полного запустения храма стало уничтожение самого города, уменьшение в ХIV–ХV вв. городского населения, у которого уже не было средств, чтобы содержать в надлежащем состоянии это монументальное сооружение. А по указу 1455 года польского короля Казимира IV запрещено было строить, ремонтировать и восстанавливать древнегалицкие храмы – и это полностью похоронило надежды галичан на восстановление Успенского собора. Из его остатков позже построили недалеко Успенскую церковь, часовню Св. Василия и частично Галицкий замок в современном Галиче.

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
ПУБЛИКАЦИИ

«УГКЦ, как добрая мама, провожает своих верных из Украины и встречает там, куда их забрасывает судьба», – владыка Степан Сус 29 июня

С начала полномасштабного вторжения миллионы людей в Украине получают тяжёлый опыт – что такое быть беженцем, оставить родной город или...

МЕДИА
Prev Next