В УКУ презентовали научные издания программы «Киевское христианство»

вторник, 14 ноября 2017, 22:54
Координаторы программы рассказали, почему считают, что её актуальность обусловлена фактическим отсутствием идеи Киевской Церкви в международном академическом дискурсе и почему исследование киевского христианства необходимо для общенационального и межконфессионального согласия. Представление программы состоялось в рамках публичных мероприятий, посвящённых открытию Центра имени митрополита Андрея Шептицкого.

Проректор УКУ по научной работе и один из координаторов проекта Игорь Скочиляс рассказал, что у программы длинная история, ведь за ней стоит фигура митрополита Андрея Шептицкого и его проект «Архив истории унии»: «После открытия Львовской Богословской академии, Украинского католического университета мы стали продолжателями этой идеи митрополита. Мы хотим визуализировать наше прошлое и представить его украинскому обществу в современных категориях и в международном контексте».

Программу «Киевское христианство» основали в 2012 году на гуманитарном факультете. Вскоре к ней присоединился философско-богословский факультет. Оба института в течение последних пяти лет развили академические исследования, учебные инициативы и публичные мероприятия, призванные дать ответ на фундаментальный вопрос, в какой мере киевская христианская традиция повлияла на формирование современной украинской идентичности. «Чтобы понять настоящее, нам нужно выяснить, как развивалось христианство и как оно формировало украинскую культуру. Один из наших тезисов – несмотря на то что украинское культурное пространство функционировало в рамках различных государственных организмов, всё же сохранялась преемственность христианской традиции. И это единство украинского мира, особенно в домодерную эпоху, обеспечивали, прежде всего, литургические обряды и общая память о прошлом», – отметил проф. Игорь Скочиляс.

Сегодня программа «Киевское христианство» визуализирована в одиннадцати академических изданиях, опубликованных с 2015 по 2017 год, на украинском, а также испанском, польском и русском языках. Это широкая палитра исследований по истории украинской культуры, украинской Церкви, взаимоотношений между Церковью и обществом. Здесь и публикации исходных материалов (например, церковнославянский текст «Книги Иисуса Навина» из Ветхого Завета), и несколько монографий (в т. ч. исследования Олега Духа о женских монастырях, профессора УКУ Ярославы Мельник о рецепции апокрифов в украинской литературе, профессора Вадима Ададурова о походе Наполеона 1812 года как «войне цивилизаций», проф. Максима Яременко о Киевской православной митрополии как составляющей украинского культурного пространства), и тому подобное.

Игорь Скочиляс также отметил, что программа «Киевское христианство» не только чисто научная, но также публичная и познавательная, ведь её цель – ответить на актуальные гуманитарные и церковные вопросы украинского общества. «Мы хотим стать той экспертной средой, которая будет объяснять и давать профессиональные оценки для госучреждений, общественных организаций и политиков, чтобы они принимали обоснованные адекватные решения для современной Украины. Одна из самых актуальных сегодня тема примирения, и мы хотим показать на конкретных примерах, как Киевская Церковь в исторической ретроспективе искала пути к пониманию и единству, несмотря на конфессиональные различия», – сказал проректор УКУ.

Также программа ориентирована на ангажирование её академических результатов в учебный процесс в контексте применяемого в Украинском католическом университете принципа: обучение через исследования. «Если исследователь в рамках нашей программы изучает определённую проблему и делится своим опытом со студентами, то они могут чему-то научиться от преподавателя, который вдохновляет их своими изысканиями. Программа даёт возможность и создавать рабочие места. Мы начали учебные курсы на уровне магистратуры, бакалавриата и для аспирантов. Ежегодно в рамках программы мы даём от трёх до пяти исследовательских грантов, которые помогают студентам самореализоваться. Пока мы делаем это в УКУ, но в дальнейшем хотим распространить практику на другие вузы»,  ̶  отметил Игорь Скочиляс.

Участниками программы «Киевское христианство» стали преподаватели из различных академических сред Украины: Института истории Украины и Института украинской археографии и источниковедения НАНУ, Национального университета «Киево-Могилянская академия», Восточноевропейского университета им. Леси Украинки в Луцке, Национального университета «Острожская академия», Львовского национального университета им. Ивана Франко, а также исследователи из Полтавы, Ужгорода и даже из Беларуси и Польши. Однако, по словам координаторов, на сегодня программа, которая уже приобрела общенациональное звучание, требует выхода в широкое международное академическое пространство, привлечения ведущих зарубежных партнёров, публикаций её результатов, прежде всего, на английском языке. В ближайших планах программы – издание к концу 2018 года 15 новых книг, в т. ч. с участием авторов из-за пределов Украины.

Для того чтобы киевская христианская традиция постепенно стала частью международного академического дискурса, предусматривается проведение ряда конференций в ведущих исследовательских центрах Европы. В частности, в следующем году состоится публичная дискуссия в Папском Ориентальном Институте, в Риме, о восточных эклезиальных традициях славянского мира, Ближнего Востока и Индии, на 2019 год запланированы научные форумы в Лондоне и Париже, где одной из тем обсуждения будет поглощение московской синодальной традицией Киевской православной митрополии, что стало одной из причин конфликтов и разделений в украинском православии. Также в планах – представление западному читателю «издательской полочки киевского христианства»: «Мы начинаем формировать украинскую академическую книжную полку. Ведь, если приехать в какой-то западный университет и заглянуть в его библиотеку, то можно увидеть два сегмента книжной продукции: кодифицированная, очень яркая и хорошо изученная западная латинская традиция и, если речь идёт о славянском мире, Московская синодальная христианская традиция. Поэтому не удивительно, что западные профессора и докторанты обращают внимание и используют именно эти две «издательские полки». А между ними – пустота, хотя мы хорошо знаем, что, кроме двух больших культурно-религиозных макросистем, существовали не менее важные региональные христианские традиции, которые создавали своеобразное культурное пограничье и предельную зону не только для противостояния, но и диалога, и поиска взаимопонимания через униатскую идею. Задача нашей программы и состоит в том, чтобы, образно говоря, предложить ведущим университетам мира нашу «киевохристианскую» книжную полку с широкой палитрой изданий по богословию, каноническому праву, истории Церкви, религиозной культуры и т. д.», – сказал Игорь Скочиляс.

Координатор программы «Киевское христианство», декан философско-богословского факультета, доктор о. диакон Роман Завийский отметил, что Киевская Церковь на протяжении своей истории претерпела не менее двух цивилизационных разделов. Первый из них – это Флорентийская уния 1439 года, когда цивилизационно Киев решил быть на стороне западного христианства, а часть Киевской митрополии не приняла унию и тяготела к другому мощному центру – Москве. Второй раздел – это Брестская уния 1596 года, когда одна часть Киевской митрополии юрисдикционно сочетается с Римским Апостольским престолом, другая через сто лет снова отошла к Москве: «И с XVII века мы потеряли возможность экклезиальной самоидентификации. Эккзезиальний автономный голос Киевской Церкви был заглушен, хотя евхаристически она продолжала быть Церковью. Поэтому наша программа ставит своей целью – попытаться поднять из глубин исторические источники, чтобы по-богословски переосмыслить эту традицию и перейти с модальности объекта крупных центров христианства – Рима или Москвы – в модальность субъекта. Мы хотим перейти от молчания к речи. Данные книги – первые звуки этой речи, которые дальше перейдут в слоги, в слова, в предложения и в дискурс. Это и есть наша конечная цель».

Роман Завийский также сказал, что программа актуальна в контексте стремления УГКЦ иметь свой патриархат, который канонически очерчен в рамках Католической Церкви Кодексом канонов Восточных Церквей. Отец-дьякон также отметил, что вопросы, поднятые в программе «Киевское христианство», не являются раритетом истории, но имеют прямое выражение в проблемах церковной жизни Украины в настоящем. Декан философско-богословского факультета отметил, что поскольку киевское христианство имеет свою литургически-обрядовую традицию, богословие, духовно-аскетические практики и каноническое право, то это даёт все основания говорить о Киевской традиции как Церкви, то есть мы имеем дело с феноменом Киевской Церкви.

Роман Завийский заметил, что для богословов очень ценно сотрудничество с историками, ведь сначала нужно внедрить в научный оборот исторические источники: «Богослов должен иметь церковно-исторический материал, на фоне которого уже можно делать определённые богословские рефлексии. То, что для нас делают историки в рамках этой программы – это фантастика. Потому что в каждом из томов этой серии содержатся элементы богословия, литургической и обрядовой традиции, канонического права и духовно-аскетической практики. Поэтому для богословов это своеобразная почва, на которой можно заниматься богословской реконструкцией».
Координаторы программы поведали, что публикацию серии из нескольких книг сделали возможной жертвенная поддержка украинских меценатов и патронат главы Украинской Греко-Католической Церкви Блаженнейшего Святослава.
 

Западное бюро «Живого ТВ» по материалам www.ucu.edu.ua

ТЕГИ: УКУ
ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
ПУБЛИКАЦИИ

«УГКЦ, как добрая мама, провожает своих верных из Украины и встречает там, куда их забрасывает судьба», – владыка Степан Сус 29 июня

С начала полномасштабного вторжения миллионы людей в Украине получают тяжёлый опыт – что такое быть беженцем, оставить родной город или...

МЕДИА
Prev Next