В Риме состоялась защита докторской диссертации по каноническому праву в Папском университете святого Фомы Аквинского «Анджеликум»

среды, 29 мая 2013, 15:43
24 мая 2013 года в Риме, на факультете канонического права Папского университета святого Фомы Аквинского состоялась защита докторской диссертации Елены Чагинской на тему «Чин экзорцизма в латинском и восточном каноническом праве: историко-правовые исследования». Докторская работа была написана при кафедре канонического права этого университета под руководством профессора Данило Чеккарелли-Моролли, адвоката, и под рецензией профессора монсеньора Натале Лода.
24 мая 2013 года в Риме, на факультете канонического права Папского университета святого Фомы Аквинского состоялась защита докторской диссертации Елены Чагинской на тему «Чин экзорцизма в латинском и восточном каноническом праве: историко-правовые исследования». Докторская работа была написана при кафедре канонического права этого университета под руководством профессора Данило Чеккарелли-Моролли, адвоката, и под рецензией профессора монсеньора Натале Лода. На защите также были Владыка Ириней (Билык), каноник Папской базилики Санта Мария Маджоре; о. Генезий Виомар, протоархимандрит Василианского ордена святого Иосафата; о. Иоаникий Чверенчук, ОСВВ, генеральный викарий Василианского ордена: о. Прокопий Лотоцкий, ОСВВ, аспирант догматического богословия.
На академической защите диссертации автор представила систематическое исследование, а именно то, как практика экзорцизма Иисуса Христа в течение многих веков входила в церковное законодательство. В традиции Церкви обряд экзорцизма всегда был предметом юридической внимания, поэтому свою каноническую «кристаллизацию», т. е. правовой статус, получил через Корпус юридических норм в 1917 году. Действующий Кодекс канонического права, которым руководствуется РКЦ с 1983 года, решил конденсировать эту практику в единое правило под каноном 1172 и придать ей общего и универсального характера.
Зато, согласно Кодексу канонов Восточных Церквей, который вышел в 1990 году, экзорцизму не даётся чёткого юридического определения. До сих пор научно никто не прокомментировал сами каноны о Таинствах. В связи с этим законодательный вопрос экзорцизма в Кодексе остаётся, по мнению пани Чагинской, открытым. По мнению рецензентов, тема научной работы содержит яркую новизну, поскольку до сих пор в научных защитах эта проблематика не поднималась.
Традиционно обряд экзорцизма в поместных Восточных Церквях имеет достаточно широкое применение, однако восточное католическое право, в каноне 867-м, который посвящён Святым Тайнам, даже не упоминает об отдельном правовом применении обряда экзорцизма как такового.
Древняя практика экзорцизма в Церкви представляет особый интерес для канонистов, особенно для ее исторически-правового развития и для нынешнего применения на пастырском уровне. Как знаем, святое Предание называет дьявола и его ангелов врагами человеческого рода и противниками спасения. Тяжёлым случаем господства дьявола над человеком является одержимость. Для освобождения человека от одержимости Церковь использует особые молитвы, которые составляют обряд экзорцизма – изгнания дьявола. Его может совершать только экзорцист-священник, имеющий право и назначенный на это служение по благословению епископа. Божественная благодать через молитву экзорциста освобождает человека от власти лукавого. Говорит Христос: «Именем моим будут изгонять бесов» (Мк. 16, 17), – поэтому человек, по молитве Церкви, которой предоставляется божественная власть от самого Господa, всегда сможет освободиться из-под власти дьявола.
В заключение защиты докторской диссертации по единодушному мнению членов комиссии было принято положительное решение о зачислении публичной дискуссии над защитой научной работы и предоставлении Елене Чагинской научного титула – доктора юридических наук в области канонического права Восточных Католических Церквей.
Нужно отметить, что Елена Чагинская, кроме научных мотиваций в написании докторской тезисы, руководствовалась также личными побуждениями. Ещё работая в областной прокуратуре, она поддерживала тесные духовные связи с отцами-василианами, преимущественно с о. Мефодием Скралем, ОСВВ, который при жизни активно занимался практикой экзорцизма. От своего духовного наставника пани Елена научилась, что христианская жизнь – это постоянная духовная война, которая длится от сотворения мира и охватывает всю Вселенную: видимый и невидимый миры. Это борьба «не против плоти и крови, а против начальства, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф. 6, 12), против злейшего врага каждого человека – дьявола.

Сообщил о. Прокопий Лотоцкий, ОСВВ
ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
ПУБЛИКАЦИИ

«УГКЦ, как добрая мама, провожает своих верных из Украины и встречает там, куда их забрасывает судьба», – владыка Степан Сус 29 июня

С начала полномасштабного вторжения миллионы людей в Украине получают тяжёлый опыт – что такое быть беженцем, оставить родной город или...

МЕДИА
Prev Next