В Одессе представители разных Церквей обсуждали современные проблемы христиан и пути утверждения христианской идентичности

понедельник, 25 июня 2012, 11:39
16 июня в Одессе состоялся круглый стол «Христианская идентичность и современные общественные вызовы». Несмотря на принадлежность к разным Церквам и конфессиям, участники круглого стола утверждают, что сегодня христиане должны объединяться и вместе искать ответы на проблемы современности.

16 июня в Одессе состоялся круглый стол «Христианская идентичность и современные общественные вызовы». Несмотря на принадлежность к разным Церквам и конфессиям, участники круглого стола утверждают, что сегодня христиане должны объединяться и вместе искать ответы на проблемы современности.
В частности, епископ Немецкой Евангельско-Лютеранской Церкви в Украине Уланд Шпалингер, поднимая вопрос христианской идентичности, отметил: «Наше отличие не оправдывает насилие над теми, кто не похож на нас. В этом русле у Церквей важная миссия внутри общества – быть адвокатом в утверждении права каждого быть другим. Если этого не происходит, то значит, что вера не справилась со своей задачей. Экуменическая задача для Церквей сегодня – искать ответы на вызовы общества в Священном Писании. Это должны делать вместе».

Руководитель Школы биоэтики УКУ о. д-р Игорь Бойко, рассказывая о современных вызовах биоэтики, отметил, что сегодня в Украине жизнь человека уважают только с рождения, то многим детям просто не дают права родиться. По его мнению, в украинском обществе происходит подмена понятий, когда с развитием репродуктивных технологий исчезает осознание ценности человеческой жизни, в частности, в момент зачатия и на ранних стадиях развития.
По словам о. Игоря Бойко, вопрос завершающей стадии жизни, неизлечимых болезней, биометрических исследований, применение репродуктивных технологий, улучшение состояния человеческого организма должны быть предметом рассмотрения биоэтических комитетов и этических комиссий при больницах. Такие учреждения традиционно действуют при медицинских учреждениях во многих странах, сегодня они появляются и в Украине. «Именно в таких учреждениях происходит дискуссия между медиками, священниками, юристам, специалистами по биоэтике. Поэтому так важно, чтобы эти люди имели соответствующее образование», – считает отец.
Как рассказал руководитель Школы биоэтики УКУ, для Украины сейчас критически важно создать современную систему биоэтического образования, чтобы формировать новый образ мышления, ведь Церковь предлагает ответы на основные биоэтические проблемы, основанные на естественном праве и христианском мировоззрении.
Ректор Школы апостольства мирян (РКЦ, г. Одесса) Александр Доброер, говоря о межконфессиональных проблемах, выразил мнение, что христиане не знают друг о друге и часто просто не решаются переступить барьеры: многие уже готовы вместе молиться, но не все готовы воспринять интеллектуальный уровень друг друга. «Собственно, обучение, в частности на сертификатной программе богословия в УКУ – это уникальная возможность открыться. Нам нужно создавать между собой связи добрососедства и дружбы, исходить из наших сообществ и новые пути сотрудничества, поскольку в этом мире мы не продержимся, если будем заботиться только о себе».
Заведующий кафедрой богословия УКУ Виктор Жуковский во время доклада о троичной парадигме и общественных проблемах высказал утверждение, что часто христиане веру в Бога сводят к монотеизму, а Божее триединство воспринимают как загадку богословия, не понимая, как Отец, Сын и Святой Дух реально присутствуют в конкретной жизни христиан и направляют эту жизнь в полноте, счастья и гармонии: «Часто мы настолько отделяем нашу веру в Триединого Бога от рутинных, банальных проблем, которые образуются два мира: один – это вера в Троицу в храме, в молитве, а другой – наша реальная жизнь», – отметил Виктор Жуковский.
Однако, по мнению богослова, вера в Троицу имеет непосредственное отношение к повседневной жизни христианина: «Наша жизнь начинается в Троице, и в Троице мы её заканчиваем, – говорится в коптской рукописи XIII в. – Троица – это не какая-то абстрактная тайна, она реально присутствует в нашей обычной жизни».
Чтобы осознать смысл тринитарной общественной программы, по словам Виктора Жуковского, надо правильно понимать, что такое догма. «Догма – это не сухая теология, а правило христианской веры, реальное исповедание, жизненное проживание конкретной истины, которая начинается с момента крещения, это то, чем непосредственно живёт христианин и является основой его ценностных ориентиров. Основной догмой, которая объединяет всех христиан, есть догма о Пресвятой Троице. У неё непосредственное общественное и нравственное значение. Изменение же догматических позиций меняет весь духовный строй, а значит – наше отношение к ценностям в социальной, экономической, политической или других сферах, – отметил богослов. – От того, насколько вера в живого Бога Отца, Сына и Святого Духа является указателем в ежедневных практических реалиях, настолько они гармоничны и совершенны. Именно поэтому вся христианская социальная программа – это вероучение о Троице».
Основные принципы социального учения Церкви троичны и базируются на достоинствах человека (сотворённого по образу и подобию Троичным Богом), солидарности в разных его измерениях (все лица Троицы взаимно отдают и принимают друг друга в любви), субсидиарности (Бог Отец, будучи источником божества Сына и Святого Духа, полностью отдаёт себя им и одновременно принимает их инаковость) и общем добре (Лица Троицы имеют единую сущность, славу, величие, поклонения и т. д.). «Величие Божества заключается в том, чтобы отдаться и служить другим. Поэтому любое действие, направленное ​​на социальную сферу, является троичным действием. Насколько мы социально направлены, солидарны, уважаем достоинство ближнего и осознаем, что творим христианскую семью, настолько приближаемся к Троице и становимся полноценными участниками Её жизни и любви, или, по словам Чарльза Уэсли, «копиями Троицы». Нужно отбросить стереотип, что секуляризирует христианское общество, будто учение о Троице является основополагающим и неотъемлемым принципом только веры и богословия. Нет! Тройственность жизни – это ядро ​​христианской миссии: общественного, социально-экономического, культурного и экологического преображения мира.
Подводя итоги, Виктор Жуковский выразил мнение, что христианское общество призвано быть отражением того любовного круговорота божественной жизни, который происходит в лоне Триединого Бога. Поэтому задача христианской культуры сегодня – заново открыть скрытую в нас тайну Божественного триединства, его жизненный потенциал и не просто начать новые богословские спекуляции на основную тему христианского вероучения, а прозреть и увидеть гармоничное и динамическое единство между Отцом, Сыном, Святым Духом, человеком, людьми, обществом, которое задумал Бог ещё на своём Троичном предвечном совете, видя эсхатологический конец, когда всё будет во всём, в Отце, через Сына – в Святом Духе.
Добавим, что в рамках круглого стола в Одессе вручили сертификаты выпускникам сертификатной программы по богословию, которую кафедра богословия Украинского католического университета начала в сентябре прошлого года. Состоялась также презентация новой программы «Христианская идентичность и современные общественные вызовы», которая стартует в Одессе в новом учебном году. По словам организаторов, в межконфессиональных встречах и академических лекциях примут участие представители различных конфессий, среди которых проректор УКУ Мирослав Маринович, проректор Киевской духовной академии (УПЦ МП) Владимир Бурега, пастор Евангельско-Лютеранской Церкви в Украине (г. Киев) Игорь Тараненко, директор Института религии и общества Леся Коваленко, директор библиотеки УКУ Тарас Тимо и другие библеисты, патристы, эксперты по социальному учению Церкви.

Пресс-служба УКУ

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
ПУБЛИКАЦИИ

«УГКЦ, как добрая мама, провожает своих верных из Украины и встречает там, куда их забрасывает судьба», – владыка Степан Сус 29 июня

С начала полномасштабного вторжения миллионы людей в Украине получают тяжёлый опыт – что такое быть беженцем, оставить родной город или...

МЕДИА
Prev Next