Советы владыки Богдана Дзюраха по подготовке к хорошей проповеди

четверг, 12 ноября 2020, 11:51
Рекомендациями о том, как хорошо подготовиться к про поведи, владыка Богдан Дзюрах, секретарь Синода Епископов УГКЦ, поделился в радиопрограмме «Добрый разговор» с ведущей Галиной Бабий на «Живом радио. Воскресение».

    • Проповедник является свидетелем Слова, которое он передаёт верным, а потому это Слово сначала должно пройти через его собственную жизнь, через его сердце.

            • Слово проповеди должно быть пищей, а не просто информацией.

            • Слово проповеди должно давать ответ веры на то, что переживает общество, человечество и отдельный человек.

            • Проповедь не может быть абстрактной, оторванной от жизни, но должна вносить Божию действительность и Божью благодать в конкретику ежедневной человеческой жизни.

            • Два источника, которые должен иметь под рукой проповедник для подготовки хорошей проповеди, – это Священное Писание и ежедневная газета.

                • Следует избавиться от комплекса всеведения и не пытаться в проповеди ответить на все вопросы.

            • Человеческий жест сострадания, милосердия, даже слеза, которая прокатится по твоему лице, когда ты присутствуешь на похоронах, – это тоже проповедь.

            • Любая проповедь требует искренности, подлинности и любви.

            • Чтобы разобраться в водовороте информации, следует иметь внутренние духовные «антенны», которые должны быть настроены на правду, на добро и на любовь; а это достигается благодаря молитве.

            • Первый этап подготовки к проповеди – твоя личная встреча со Словом Божьим на молитве.

            • Опытные проповедники советуют уже в понедельник перечитать евангельский отрывок на следующее воскресенье, и носить его в своём сердце, в духовном «лоне».

            • Первым адресатом Божьего Слова, слова про поведи, всегда есть сам проповедник.

            • Если Божье Слово «зацепит» тебя лично, что-то в тебе пробудит, тогда ты сможешь поделиться им с другими аутентичным образом.

            • От нас люди не ожидают «хороших» проповедей, не ожидают, чтобы мы были красноречивыми; люди ожидают подлинности и искренности. Поэтому, если проповедник пытается жить тем, что проповедует, его слова становятся убедительными.

            • В своё время Блаженнейший Любомир поделился таким наблюдением: «Мне многие говорили: "Господи, как хорошо Вы сегодня проповедовали!" Но никто не сказал мне: "Владыко, благодаря Вашей проповеди я стал лучше". А ведь именно об этом говорится: чтобы Слово Божие изменяло нашу жизнь, делало нас лучше».

            • Успешность проповеди никогда не измеряется «лайками» на наших сайтах или похвалами в комментариях, потому что всё это – эмоциональные реакции, зато глубинные сдвиги, которые происходят в душе человека, неподвластны внешним оцениваниям.

            • Проповедники не являются собственниками Слова, а только Его слугами.

            • Во время Литургии Слова мы все слушаем Евангелие, поэтому, когда диакон читает Евангелие, священнослужитель должен вместе со всеми очень внимательно слушать Слово Божие.

            • Никогда нельзя говорить или думать: «Я уже знаю это Евангелие», потому что мы, люди, никогда до конца не будем знать всей ширины, глубины и красоты Божьего Слова; Слово Божье должно нам каждый раз заново объявляться.

            • Проповедника творят слушатели. Бывают ситуации, когда ты можешь быть очень хорошо подготовленным, но проповедь «не идёт», есть какие-то блокаторы в аудитории, которые ты можешь чувствовать; зато когда слушатели открыты, тогда очень легко говорить таким людям о Боге.

            • Человеческая нелёгкая судьба, человеческая рана не раз становятся тем путём, которым Божья благодать и Божья любовь входят в человеческую жизнь.

            • Возможно, Бог допустил эту нынешнюю ситуацию пандемии коронавируса, чтобы человечество больше открылось на это Божье послание, содержанием которого всегда есть любовь, надежда, милосердие.

            • Я не раз чувствую благодарность слушателей. В нашем патриаршем соборе есть очень хорошие верующие, поэтому здесь очень легко проповедуется.

            • После проповеди необходимо следить за собой: не впадать в какое-то самолюбие, тщеславие, – понимая, что ты слуга и сказал то, что должен был сказать, сделал то, что должен был сделать. А сейчас Слово должно действовать без тебя, под влиянием Божьей благодати, которая наполняет человеческие сердца.

            • Слово Божье, подобно зерну: только тогда оно выполнит свою роль, когда принесёт плоды в нашей жизни.

 

Стоит отметить, что своими рекомендациями владыка Богдан Дзюрах поделился в контексте презентации собственной книги проповедей «Трапеза милосердия», которая стала и отголоском актуальных событий, переживаемых Церковью и украинским обществом в предыдущие годы. Сборник содержит избранные проповеди на все воскресенья церковного года, большинство из которых автор произнёс в Украине и на поселениях в течение нескольких лет своего епископского служения. Эта книга является плодом личной встречи автора с Божьим Словом в раздумьях и молитве и имеет целью поделиться собственным духовным опытом с пастырями, монахами и верными мирянами. У каждой проповеди – своё название, выражающее её основную мысль, и все они связаны единой красной нитью, которой является милосердие – сердце всего Христова благовестия. Сборник рассчитан на широкий круг читателей, заинтересованных в духовном росте через непосредственное участие в трапезе Божия, и может стать полезным для современных проповедников Евангелия в их служении.

Купить книгу владыки Богдана Дзюраха «Трапеза милосердия» можно в издательстве «Свичадо» по этой ссылке.

 

Департамент информации УГКЦ

по материалам пресс-службы Секретариата Синода Епископов УГКЦ


ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
ПУБЛИКАЦИИ

«УГКЦ, как добрая мама, провожает своих верных из Украины и встречает там, куда их забрасывает судьба», – владыка Степан Сус 29 июня

С начала полномасштабного вторжения миллионы людей в Украине получают тяжёлый опыт – что такое быть беженцем, оставить родной город или...

МЕДИА
Prev Next