Сегодня в УГКЦ чтут память Пратулинских мучеников

понедельник, 28 января 2013, 22:48
«Как это сладко – умирать за веру», – такими были последние слова Пратулинских мучеников, которые отдали свою жизнь за Христову веру и верность Греко-Католической Церкви. День их памяти УГКЦ отмечает 23 января.
«Как это сладко – умирать за веру», – такими были последние слова Пратулинских мучеников, которые отдали свою жизнь за Христову веру и верность Греко-Католической Церкви. День их памяти УГКЦ отмечает 23 января.
Холмщина и Подляшье были единственными территориями Российской империи, где во второй половине XIX века легально действовала Греко-Католическая (униатская) церковь. На Правобережной Украине и Волыни ликвидация ГКЦ началась ещё в конце ХVIII века и была завершена в 1830-е годы. Российские власти, придерживаясь курса на унификацию империи, пытались истребить и этот «оплот униатства» на крайнезападных украинских территориях. Во второй половине XIX века участились притеснения греко-католических священников на Холмщине, их выселяли из родных мест, а туда направляли православный клир.
В конце 1873 года Пратулинский священник о. Иосиф Курманович, боясь ареста за непринятие им православия, отслужил Рождественскую Литургию и покинул село, затем он перешёл границу с Австрией и переселился в Галичину. Прихожанам он сказал, что скоро власть запретит Греко-Католическую Церковь. Уже в январе 1874 года в село был направлен о. Леонтин Урбин, который лишь недавно перешёл в православие. И крестьяне, закрыв храм, не позволили священнику зайти туда. После этого, на жалобу о. Леонтина, в село Пратулин прибывает царский полицейский исполнитель Катунин. Миряне снова отказались отдать храм. Через несколько дней, 24 января, в село вернулись о. Леонтин и Катунин вместе с солдатами.
Возле церкви собралось около полутысячи мирян. Они отказывались отдавать церковь православным. Начались переговоры, и крестьяне напомнили о предыдущих обещаниях власти не трогать церковь, о запрете избивать мирное население и сказали, что они будут защищать свою веру. Когда солдаты попытались подойти к дверям храма, сельчане их встретили камнями. После этого солдаты открыли огонь, и были убиты 13 крестьян, которые защищали своё право на веру.
Через 12 лет после расстрела церковь разобрали, люди на протяжении того времени так и не ходили в храм. Однако сохранилось распятие, которое во время обстрела держал Даниил Кармаш, а затем – Игнатий Франчук. Сейчас оно находится в греко-католической церкви села Костомлоты в Польше.
В 1996 году, на 400-ю годовщину Берестейской унии, Папа Иоанн Павел II объявил блаженными этих 13 мучеников за веру: Даниила Кармаша, Винкентия Левонюка, Ивана Андреюка, Константина Лукашука, Максима Гаврилюка, Михаила Ваврищука, Луку Бойко, Игнатия Франчука, Никиту Грицюка, Константина Бойко, Филиппа Герилюка, Онуфрия Василюка, Варфоломея Осипюка. risu.org.ua/ua/index/all_news/culture/religious_holidays/51002/
ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
ПУБЛИКАЦИИ

«УГКЦ, как добрая мама, провожает своих верных из Украины и встречает там, куда их забрасывает судьба», – владыка Степан Сус 29 июня

С начала полномасштабного вторжения миллионы людей в Украине получают тяжёлый опыт – что такое быть беженцем, оставить родной город или...

МЕДИА
Prev Next