Помощь мигрантам – дело самих мигрантов?

четверг, 23 декабря 2010, 11:07
По крайней мере, такой вывод напрашивается из анализа действий власти, которую она продемонстрировала в декабре. Особенно показательным стало 8 декабря, когда в один день в Верховной Раде Украины состоялось сразу два события, затрагивающих тему миграции. Первое – это слушания в Комитете ВРУ по вопросам прав человека, национальных меньшинств и межнациональных отношений, посвященные защите прав украинских трудовых мигрантов.
По крайней мере, такой вывод напрашивается из анализа действий власти, которую она продемонстрировала в декабре. Особенно показательным стало 8 декабря, когда в один день в Верховной Раде Украины состоялось сразу два события, затрагивающих тему миграции. Первое – это слушания в Комитете ВРУ по вопросам прав человека, национальных меньшинств и межнациональных отношений, посвященные защите прав украинских трудовых мигрантов. Второе событие – парламентские слушания, организованные Комитетом ВРУ по вопросам культуры и духовности на тему «Украинцы в мире». Цель этого мероприятия – «представить современникам известных и малоизвестных деятелей в различных сферах человеческой деятельности, рожденных в Украине и сыгравших заметную роль в мировом цивилизационном развитии» со скифских времен по сегодня. К участию в парламентских слушаниях УГКЦ не пригласили.
На слушаниях в Комитете по вопросам прав человека, национальных меньшинств и межнациональных отношений УГКЦ представляли о. Василий Поточняк из Пастырско-миссионерского отдела и Максим Бондаренко из Комиссии УГКЦ по делам мигрантов. Там также присутствовали народные депутаты, ученые, представители общественных организаций украинцев новейшей волны миграции в Испании, Италии, Чехии, Греции, США и многих других стран.
Задекларированной темой слушаний, традиционно стали вопросы, связанные со статусом украинских трудовых мигрантов, защита их социальных прав, а также – глубинного права человеческого достоинства. Собственно, на незащищенности достоинства украинцев как в собственной стране, так и на заработках, остановились Дмитрий Павлычко, а вслед за ним и Иван Драч.
«Почему люди едут? Разве только потому, что не находят здесь работы? Нет, они едут, прежде всего, потому, что здесь не чувствуют себя людьми. И как бы тяжело ни жилось им за границей, порой, в полном бесправии, там их человеческая сущность более уважаема, чем на Родине», – считает Дмитрий Павлычко.
Александр Шокало, руководитель международной организации «Четвертая волна», тоже акцентировал на том, что, пока статус трудового мигранта не будет определен на законодательном уровне, ни одна проблема гастарбайтеров не будет решена.
Важность этого момента отмечает и Григорий Селещук, глава Комиссии УГКЦ по делам мигрантов: «Юридически для нашего государства такой категории, как трудовые мигранты, вообще не существует! Собственно, эта неопределенность в законодательстве влечет за собой целый ряд проблем, вплоть до того, что налоговики ходят по селам и облагают налогом родственников мигрантов, а пограничники берут по 20–50 евро за разрешение въехать в собственную страну с просроченной шенгенской визой! У нас практически не действуют программы по поощрению возвращения мигрантов на родину, инвестиционные программы содействия развитию малого бизнеса мигрантов, образовательной и юридической адаптации молодежи. Общественные и церковные организации даже не могут эффективно помочь мигрантам в сложном положении, потому что такая помощь определяется законодательством как ценные подарки, которые облагаются высоким налогом».
По его мнению, один законопроект всех проблем решить не может. Однако он может стать началом формирования генеральной миграционной политики Украины, острая потребность в которой остается уже на протяжении почти двадцати лет.
Именно в рамках государственной стратегии защиты и поддержки мигрантов, украинцы на заработках должны получить возможность выбирать украинскую власть, быть защищенными консульскими или дипломатическими учреждениями Украины, реализовывать свое право на социальную, медицинскую защиту, трудоустройство после возвращения, право на свободу передвижения, распоряжаться имуществом, приобретенным из-за рубежом, и помощь после добровольного возвращения на Родину.
На всех этих аспектах подробно останавливаются участники слушаний ежегодно, а также представляют их письменно. Однако на этот раз в кругах ассоциаций был ощутим скепсис: «Мы ежегодно предлагаем украинским властям свое видение тех изменений, которые обязательно должны произойти на законодательном уровне для защиты наших граждан, однако это ничего не меняет, – подытожил один из участников. – Хватит уже кормить нас варениками, лучше сделайте так, чтобы мы могли приехать на своем автомобиле на Рождество».
«Не впервые уже слышу, как со стороны власти звучат призывы о конкретных предложениях со стороны общественности в сфере миграции. В свете этого странным выглядит тот факт, что наша Комиссия вместе со многими представителями украинских общин неоднократно подавала предложения в органы государственной власти, где особое внимание было уделено определению статуса трудового мигранта. Досадно, что до сих пор ни одно из них так и не было реализовано, а продвижение национальной кухни и лирических песен стало более приоритетным направлением для украинской власти, чем уважение достоинства и защита прав ее граждан», – считает Максим Бондаренко, руководитель проектов и программ Комиссии УГКЦ по делам мигрантов.

Справка Законопроект «О правовом статусе украинских трудовых мигрантов» был подготовлен ровно год назад, на восемнадцатом году независимости Украины, группой инициативных общественных организаций за рубежом и в Украине. Текст законопроекта готовился рабочей группой при Комиссии УГКЦ по делам мигрантов и был представлен на прошлогодних парламентских слушаниях того же комитета Зарубинского, который организовал слушания на тему миграции и сейчас. Важность создания законодательства в миграционной сфере в 2009 году отметили в своем обращении также предстоятели всех христианских церквей Украины. Однако в течение года его так и не приняли. Нынешние слушания начались и завершились «определением проблем».

Комментарий к теме: Отец Василий Поточняк, исполнительный секретарь Пастырско-миссионерского отдела УГКЦ
Я впервые на подобном мероприятии, поэтому мне было очень интересно все, что происходило во время него. Однозначно, положительным для меня выглядело то, что участие в слушаниях могли принять все, кто хотел, для этого необходимо лишь предварительно зарегистрироваться. Хорошо и то, что такие слушания были инициированы органами высшей власти, что может свидетельствовать об определенной заинтересованности темой на высоком политическом уровне.
Однако очевидно негативным является то, что все выступления свелись к списку тех проблем, которые имеем сегодня в сфере трудовой миграции. Но после провозглашения украинской независимости, уже недостаточно только говорить, надо наконец-то и решать. К примеру, на слушаниях присутствовали представители соответствующих министерств, правоохранительных структур, которые уже в момент озвучивания проблемы, могли заявить о своей ответственности и готовности ее решить. Однако никто этого не сделал. Озвученная проблематика попросту повисла в воздухе. Какой смысл тогда делать совместную встречу? Для того чтобы просто выступить? Но эти доклады можно почитать в интернете. Сутью подобных мероприятий является создание диалога – когда один спрашивает, а другой готов ответить, не так ли? По моему мнению, это мероприятие было только галочкой в деятельности председателя Комитета О. Зарубинского – и не более.
После обеда, в тот же день состоялись, правда, и парламентские слушания. И что примечательно, Украинская Греко-Католическая Церковь к участию приглашена не была: ни один представитель УГКЦ не присутствовал на этих слушаниях, и это тогда, когда именно наша церковь имеет наибольший опыт работы с мигрантами.

Светлана Одынец/
ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
ПУБЛИКАЦИИ

«УГКЦ, как добрая мама, провожает своих верных из Украины и встречает там, куда их забрасывает судьба», – владыка Степан Сус 29 июня

С начала полномасштабного вторжения миллионы людей в Украине получают тяжёлый опыт – что такое быть беженцем, оставить родной город или...

МЕДИА
Prev Next