«Святой Николай превратился в потребительском сознании современного человека в Санта-Клауса, который ведет большинство людей не в храм, а в супермаркет – за покупками». Об этом в предпраздничном интервью газете «День» сказал Руководитель Патриаршей администрации, Секретарь Синода Епископов Украинской Греко-Католической Церкви Владыка Богдан (Дзюрах)." />

Не превращать Святого Николая в потребительский культ посоветовал Владыка Богдан (Дзюрах) в интервью газете «День»

вторник, 21 декабря 2010, 12:31

«Святой Николай превратился в потребительском сознании современного человека в Санта-Клауса, который ведет большинство людей не в храм, а в супермаркет – за покупками». Об этом в предпраздничном интервью газете «День» сказал Руководитель Патриаршей администрации, Секретарь Синода Епископов Украинской Греко-Католической Церкви Владыка Богдан (Дзюрах).

«Святой Николай превратился в потребительском сознании современного человека в Санта-Клауса, который ведет большинство людей не в храм, а в супермаркет – за покупками». Об этом в предпраздничном интервью газете «День» сказал Руководитель Патриаршей администрации, Секретарь Синода Епископов Украинской Греко-Католической Церкви Владыка Богдан (Дзюрах).
По мнению Владыки Богдана, проблема в наши дни не в популярности или непопулярности Святого Николая, а в коммерциализации этого святого и всего, что связано с этой светлой святой фигурой. «То же касается и праздника Рождества Христова. В частности, в западном мире подготовка к Рождеству сводится к лихорадочным поискам подарков: люди забывают о величайшем даре, который мир получает в эти дни – Спасителя мира», – подчеркнул иерарх Церкви.
Несмотря ни на что, по словам Владыки, даже такое искаженное восприятие фигуры святого не отрицает его огромной популярности: «Большинство из нас помнит, что даже коммунисты в Советском Союзе, уничтожая религию, все же ввели Деда Мороза, что было лишь неуклюжим имитированием христианской традиции Святого Николая. При этом вместо ангела, который сопровождал Николая, дали Деду Морозу внучку Снегурочку», – отметил Владыка Богдан.
«Если же говорить о нашем народе, то меня изумляет любовь и уважение украинцев к этому святому, – подчеркнул куриальный епископ УГКЦ. – Мы, христиане, ежедневно чтим память какого-то святого или даже группы святых, но Николай занимает среди них особое место, потому что этот праздник затрагивает, возможно, самые сокровенные струны человеческой души, пробуждает в нас то, что есть лучшее, благородное и что уподобляет нас Богу – бескорыстную и искреннюю доброту», – акцентировал Владыка Богдан.
Как отметил Владыка, уважение к Святому Николаю проявляется на разных уровнях: «на церковно-литургическом – когда каждый четверг мы вспоминаем в молитвах св. Николая или когда в храмах на почетном месте иконостаса любуемся иконой этого святого, согласно иконографическим канонам нашей традиции; на семейном и бытовом уровнях – когда в каждом христианском доме находим образ св. Николая или когда предоставляем нашим детям это имя, поручая тем самым наших родных опеке этого небесного покровителя; и наконец, на общественном – когда так широко празднуем день Святого Николая, направляя наше внимание не только на детей, но и всех, кому трудно, кто нуждается в помощи», – отметил владыка Богдан.
Такая популярность святого, по мнению руководителя Патриаршей курии УГКЦ, выявляет характерные черты нашего народа: доброту, гостеприимство, чуткость к потребностям другого человека. «Я читал, что в Киевской Руси был такой обычай: в каждом доме было окошко, в которое страждущий мог просто постучать, и хозяева обязательно давали ему какую-то милостыню. Некоторые, анализируя наши обычаи, наш национальный характер, сформировавшийся на основе христианских ценностей и евангельского учения, делают даже более глобальный вывод: подобно грекам, которые в древности почитали мудрость и, став христианами, окружили особым культом Божию премудрость, святую Софию, символом чего является собор Святой Софии в Константинополе, для украинского народа, вследствие наших природных наклонностей и национального характера, характерно почитание Божьей доброты – святой Агафьи», – отметил Владыка и добавил, что ему эта мысль очень близка, потому что даже для своего епископского герба Владыка Богдан использовал литургическое выражение «Яко благ еси», которое подчеркивает эту особую любовь к человечеству – Божью доброту.
В ответ на вопрос издания о собственном опыте празднования Святого Николая Владыка Богдан отметил, что для него это всегда был праздник «ожидаемой неожиданности»: «С одной стороны – все знали, что Николай не обходит ни одной хаты, а с другой – тот пакетик, который утром можно было найти под подушкой, и был большой неожиданностью. Радость распирала детскую грудь», – вспоминает Владыка.
По словам куриального епископа УГКЦ, со временем человек начинает осознавать глубинный смысл этого праздника, который несет в себе большую мудрость: «В сознании ребенка формируется образ Бога – хорошего, который делает приятные и неожиданные подарки и при этом ведет себя очень дискретно, тихо, ненавязчиво. Вместе с тем, праздник Николая показывает, что Бог, если так можно выразиться, верит в человека, видит малейшее движение его сердца, направленное к добру, и умеет оценить его, вознаградить, несмотря на определенные немощи, уклонение или вину, которые, к сожалению, так трудно обойти и ребенку, и взрослому человеку». Как отметил владыка Богдан, тем самым Бог утверждает человека в добре. «Поэтому Святой Николай всегда был для меня праздником Божьей доброты. И даже когда со временем приходит осознание, что Божья доброта обычно использует человеческие руки, за этими «человеческими руками» всегда скрытое Божье любящее сердце», – подчеркнул Секретарь Синода Епископов УГКЦ Владыка Богдан (Дзюрах) в предпраздничном интервью газете «День».
 

Департамент информации УГКЦ

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
ПУБЛИКАЦИИ

«УГКЦ, как добрая мама, провожает своих верных из Украины и встречает там, куда их забрасывает судьба», – владыка Степан Сус 29 июня

С начала полномасштабного вторжения миллионы людей в Украине получают тяжёлый опыт – что такое быть беженцем, оставить родной город или...

МЕДИА
Prev Next