На вебинаре по истории Церкви рассказали о формировании подпольной Церкви после псевдособора 1946 года
четверг, 23 декабря 2010, 11:19 После проведения Львовского псевдособора с точки зрения советской власти Греко-Католическая Церковь больше не существовала, и каждый священник, который продолжал выполнять свои обязанности, тем самым переступал закон. Об этом во время вебинара по истории Церкви на тему «Вопросы ликвидации и формирования подпольной Украинской Греко-Католической Церкви (1946–1972 гг.) сказал отец Тарас Бублик, научный сотрудник Института истории Церкви УКУ.
После проведения Львовского псевдособора с точки зрения советской власти Греко-Католическая Церковь больше не существовала, и каждый священник, который продолжал выполнять свои обязанности, тем самым переступал закон. Об этом во время вебинара по истории Церкви на тему «Вопросы ликвидации и формирования подпольной Украинской Греко-Католической Церкви (1946–1972 гг.) сказал отец Тарас Бублик, научный сотрудник Института истории Церкви УКУ.
«Опыт начала подпольной церковной жизни существенно сказался на тождественности церковных иерархов. Довоенный образ епископа как признанного государством князя Церкви сменился образом духовного отца, который находится среди своих верующих, делит с ними все трудности и невзгоды», – отметил автор вебинара.
Рассказывая о трудном для Греко-Католической Церкви периоде конца 40-х – начала 50-х годов, когда иерархия, священники и монашество терпели поражения и заключения, структура Церкви была разгромлена, а храмы переданы РПЦ или закрыты, отец Тарас Бублик констатировал, что Церковь все-таки выстояла. Так, «в 50-х годах удалось восстановить душпастырскую структуру, благодаря волевому решению подпольной иерархии некоторые «подписавшиеся» священники фактически вернулись в лоно Греко-Католической Церкви, был заложен фундамент в формирование духовного образования, а верные – именно те лица, которые себя четко идентифицировали по Греко-Католической Церкви – не учитывали угроз и преследования», – подчеркнул отец Тарас.
Остановившись на теме отношения ОУН–УПА к «воссоединительным» действиям советской власти относительно Церкви, а также на убийствах участника «инициативной группы» о. Гавриила Костельника и антиуниатского публициста Ярослава Галана, автор вебинара подверг сомнению навязанную сталинской пропагандой версию, что эти смерти были совершены «националистическим подпольем» в ответ на ликвидацию Церкви и при ее активной поддержке.
По словам отца Тараса, уничтожение Церкви не было обычной для советской власти атеистической борьбой, а продолжением политики царской России: «Для Кремля это было важным вопросом – как борьба с религиозной идентичностью, так и уничтожение повстанческого движения». В подтверждение этой мысли отец привел факт, который изложен в фундаментальном труде по истории Церкви профессором Богданом Боцюрко: «И ликвидацией Украинской Православной Церкви в 20-х годах, и уничтожением УГКЦ в 40-х, и мощными спецоперациями по подавлению повстанческого движения от органов советской госбезопасности занимался один и тот же специалист – полковник МГБ Сергей Даниленко-Карин».
Самой несломленной твердыней Церкви были монастыри, отметил отец Тарас, и последний из них, в Гошеве, властям удалось закрыть лишь в марте 1950 года. Монахов ожидали аресты или служба в советской армии, а монашество преклонного возраста отправляли в дома престарелых. Однако жестокая борьба с монашеством обычно не достигала своей цели. Так, несмотря на то что более сотни насельникив Унивской обители подверглись арестам, только 18 монахов согласились выйти из чина.
Желающие подробнее узнать об особенностях ликвидации Греко-Католической Церкви на Закарпатье и организации убийства Владыки Теодора (Ромжи), о борьбе с греко-католиками на территориях, отошедших к тогдашней подсоветской Польской Народной Республике, о судьбах репрессированных иерархов Церкви и восстановлении иерархии в условиях подполья, налаживании нелегальных семинарий и возрождении тайных монастырей, а также о попытке Лаврентия Берии наладить переговоры с Патриархом Иосифом, могут прослушать заархивированную версию вебинара по ссылке: www.ugcc.org.ua/webinars/2010-12-21.flv (25 Mб. 56:08 мин.)
«Опыт начала подпольной церковной жизни существенно сказался на тождественности церковных иерархов. Довоенный образ епископа как признанного государством князя Церкви сменился образом духовного отца, который находится среди своих верующих, делит с ними все трудности и невзгоды», – отметил автор вебинара.
Рассказывая о трудном для Греко-Католической Церкви периоде конца 40-х – начала 50-х годов, когда иерархия, священники и монашество терпели поражения и заключения, структура Церкви была разгромлена, а храмы переданы РПЦ или закрыты, отец Тарас Бублик констатировал, что Церковь все-таки выстояла. Так, «в 50-х годах удалось восстановить душпастырскую структуру, благодаря волевому решению подпольной иерархии некоторые «подписавшиеся» священники фактически вернулись в лоно Греко-Католической Церкви, был заложен фундамент в формирование духовного образования, а верные – именно те лица, которые себя четко идентифицировали по Греко-Католической Церкви – не учитывали угроз и преследования», – подчеркнул отец Тарас.
Остановившись на теме отношения ОУН–УПА к «воссоединительным» действиям советской власти относительно Церкви, а также на убийствах участника «инициативной группы» о. Гавриила Костельника и антиуниатского публициста Ярослава Галана, автор вебинара подверг сомнению навязанную сталинской пропагандой версию, что эти смерти были совершены «националистическим подпольем» в ответ на ликвидацию Церкви и при ее активной поддержке.
По словам отца Тараса, уничтожение Церкви не было обычной для советской власти атеистической борьбой, а продолжением политики царской России: «Для Кремля это было важным вопросом – как борьба с религиозной идентичностью, так и уничтожение повстанческого движения». В подтверждение этой мысли отец привел факт, который изложен в фундаментальном труде по истории Церкви профессором Богданом Боцюрко: «И ликвидацией Украинской Православной Церкви в 20-х годах, и уничтожением УГКЦ в 40-х, и мощными спецоперациями по подавлению повстанческого движения от органов советской госбезопасности занимался один и тот же специалист – полковник МГБ Сергей Даниленко-Карин».
Самой несломленной твердыней Церкви были монастыри, отметил отец Тарас, и последний из них, в Гошеве, властям удалось закрыть лишь в марте 1950 года. Монахов ожидали аресты или служба в советской армии, а монашество преклонного возраста отправляли в дома престарелых. Однако жестокая борьба с монашеством обычно не достигала своей цели. Так, несмотря на то что более сотни насельникив Унивской обители подверглись арестам, только 18 монахов согласились выйти из чина.
Желающие подробнее узнать об особенностях ликвидации Греко-Католической Церкви на Закарпатье и организации убийства Владыки Теодора (Ромжи), о борьбе с греко-католиками на территориях, отошедших к тогдашней подсоветской Польской Народной Республике, о судьбах репрессированных иерархов Церкви и восстановлении иерархии в условиях подполья, налаживании нелегальных семинарий и возрождении тайных монастырей, а также о попытке Лаврентия Берии наладить переговоры с Патриархом Иосифом, могут прослушать заархивированную версию вебинара по ссылке: www.ugcc.org.ua/webinars/2010-12-21.flv (25 Mб. 56:08 мин.)
Департамент информации УГКЦ
ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
«УГКЦ, как добрая мама, провожает своих верных из Украины и встречает там, куда их забрасывает судьба», – владыка Степан Сус 29 июня
С начала полномасштабного вторжения миллионы людей в Украине получают тяжёлый опыт – что такое быть беженцем, оставить родной город или...
- Глава УГКЦ у 158-й день війни: «Нехай Господь прийме з уст нашої Церкви псалми та моління за всіх тих, які особливо просять нашої молитви»
- «Сила, яка походить із вірності Христові, є стержнем, який ніхто не може зламати», – Блаженніший Святослав
- Глава УГКЦ у 157-й день війни: «В ім’я Боже ми засуджуємо звірства в Оленівці і світ повинен це засудити як особливий вияв дикості й жорстокості»
- «Боже, почуй наш плач і поспіши нам на допомогу і порятунок!», – Глава УГКЦ у 156-й день війни
- «Бог йому дав серце і душу українського народу»: відбулася щорічна проща до Прилбичів з нагоди уродин митрополита Андрея Шептицького
- Глава УГКЦ: «Я горджуся українськими патріотами, які без найменшої краплі ненависті готові захищати своє»
- Блаженніший Святослав закликав українську молодь скласти присягу на вірність Христові
- Глава УГКЦ у 155-й день війни: «Помолімося, щоб не втратити скарбу віри князя Володимира»
- Блаженніший Святослав у День державності України: «Наша Держава – це для нас питання життя або смерті»
- Глава УГКЦ у 154-й день війни: «Нехай Господь Бог прийме у свої вічні обійми журналістів, які віддали за правду своє життя в Україні»
- Глава УГКЦ у 153-й день війни: «Принесімо наш біль перед Боже обличчя і будьмо певні, що Він нас вислухає»
- Глава УГКЦ у 152-й день війни: «Помолімся молитву заступництва за наших воїнів»
- «Віруюча людина не може бути байдужою, коли бачить страждання іншої людини», – владика Богдан Дзюрах
- «Серед нашого страждання творімо простір для прояву Божої всемогутності», – Глава УГКЦ у 6-ту неділю після П’ятдесятниці
- Глава УГКЦ у 151-й день війни: «Російське віроломство ми перемагаємо силою любові до нашої Батьківщини»