«Когда мы приветствуем друг друга словами "Христос рождается!" – это опыт Рождества не в прошлом, а здесь и сейчас», – о. Андрей Нагирняк
четверг, 27 декабря 2018, 23:51 Во время празднования Рождества каждый раз возникает вопрос календаря: когда «правильнее» отмечать Сочельник и Рождество – 25 декабря или 7 января? Вопрос понятен, хотя и свидетельствует об общем непонимании сущности и Рождества, и других праздников в привязке к конкретным датам. Причём, как среди верующих, так и среди священнослужителей.О литургическом аспекте христианских праздников в целом, Рождества и, собственно, датировке праздников рассказал в программе «Вечерние диалоги с пастырем» от 24 декабря в эфире «Воскресение. Живое радио» о. Андрей Нагирняк.
Дискуссия по синхронизации церковных праздников с астрономическим календарем существует давно, как и тема юлианского и григорианского календарей – так называемых «нового» и «старого» стилей летоисчисления. Корни этих разногласий и разночтений имеют историческое, культурное и политическое основание. Однако в литургическом аспекте подчёркивается другой, важный для христиан момент: мы не отмечаем эти события – Рождество, Сретение, Крещение или Воскресение, – как события прошлого, а каждый раз переживаем их в своей жизни и новом опыте.
«В христианстве нет никакого события, которое имело бы только измерение прошлого: Христос, который является центром нашей жизни, не имеет прошлого или будущего. Он – Тот, кто есть, – говорит отец Андрей. – В Евангелии часто упоминается именно эта характеристика Христа – Ego eimi, Я есть. Как Дорога, Врата, Пастырь добрый... Это очень показательная божественная характеристика и ещё одно свидетельство веры в Пресвятую Троицу, в то, что Иисус есть Сын Божий, и эта вера имеет очень чёткое основание в Откровении. Христос есть, был и будет вовеки, поэтому его рождение, крещение, воскресение и вознесение – не события прошлого, а то, что происходит здесь и всегда...»
Отец Андрей ссылается на труд доктора литургических наук о. Василия Рудейко, где эти вещи объясняются с богословской точки зрения и накладываются на повседневную христианскую жизнь как понимание и практику. Также в этом ключе толкуется Божественная Литургия и её детали.
«Каждый раз, когда мы празднуем какое-то событие христианского мира, во время Литургии звучат тропари, где присутствует слово «днесь», что означает сегодня, здесь, сейчас. «Дева днесь Христа породит...» – как поют в Рождество. И это «днесь» подчеркивает, что мы становимся участниками и свидетелями того, что происходит здесь и сейчас, участниками этого таинства. Христос, таким образом, открывает нам ворота вечности. Это «днесь» – вечное «сегодня» в литургическом праздновании. Когда мы приветствуем друг друга словами «Христос рождается!» – это опыт Рождества не в прошлом, а здесь и сейчас, для каждого из нас...»
Отец Андрей объясняет: христианские праздники по многим причинам не имеют жёсткой привязки к календарю, поэтому конкретные даты носят условный характер, они, как и многое другое, символичны. Есть различный литургический опыт, молитва в разных традициях разная, но она одинакова по сути, когда люди собираются вместе и обращаются к Богу. Отец подчеркнул ещё один момент – особое значение воскресенья в христианском мире. И это, опять же, не определённая дата, день воскресения, символическое олицетворение вечности, которую открывает нам Воскрешение Христа – именно поэтому большинство праздников отмечается в воскресенье. Кстати, литургисты тоже указывают, что и Рождество, и Богоявление когда-то праздновали именно в воскресенье – наиболее подходящий день для праздника.
Точные даты большинства событий и праздников христианского мира не известны – ни Священное Писание, ни апокрифы их не подают. Церковное сознание сохраняет одно и неизменное – время принадлежит Богу. Возможно, и поэтому тесная привязка христианских праздников к светилам – особенно это очевидно в контексте Рождества, когда мудрецы следуют за звездой. Эти моменты связаны с пониманием Христа как солнца и света мира, и Церковь во всех богослужениях принимает эту символику, чтобы ещё раз напомнить о Творце.
http://reradio.com.ua/news/8969
«УГКЦ, как добрая мама, провожает своих верных из Украины и встречает там, куда их забрасывает судьба», – владыка Степан Сус 29 июня
С начала полномасштабного вторжения миллионы людей в Украине получают тяжёлый опыт – что такое быть беженцем, оставить родной город или...
- Глава УГКЦ у 158-й день війни: «Нехай Господь прийме з уст нашої Церкви псалми та моління за всіх тих, які особливо просять нашої молитви»
- «Сила, яка походить із вірності Христові, є стержнем, який ніхто не може зламати», – Блаженніший Святослав
- Глава УГКЦ у 157-й день війни: «В ім’я Боже ми засуджуємо звірства в Оленівці і світ повинен це засудити як особливий вияв дикості й жорстокості»
- «Боже, почуй наш плач і поспіши нам на допомогу і порятунок!», – Глава УГКЦ у 156-й день війни
- «Бог йому дав серце і душу українського народу»: відбулася щорічна проща до Прилбичів з нагоди уродин митрополита Андрея Шептицького
- Глава УГКЦ: «Я горджуся українськими патріотами, які без найменшої краплі ненависті готові захищати своє»
- Блаженніший Святослав закликав українську молодь скласти присягу на вірність Христові
- Глава УГКЦ у 155-й день війни: «Помолімося, щоб не втратити скарбу віри князя Володимира»
- Блаженніший Святослав у День державності України: «Наша Держава – це для нас питання життя або смерті»
- Глава УГКЦ у 154-й день війни: «Нехай Господь Бог прийме у свої вічні обійми журналістів, які віддали за правду своє життя в Україні»
- Глава УГКЦ у 153-й день війни: «Принесімо наш біль перед Боже обличчя і будьмо певні, що Він нас вислухає»
- Глава УГКЦ у 152-й день війни: «Помолімся молитву заступництва за наших воїнів»
- «Віруюча людина не може бути байдужою, коли бачить страждання іншої людини», – владика Богдан Дзюрах
- «Серед нашого страждання творімо простір для прояву Божої всемогутності», – Глава УГКЦ у 6-ту неділю після П’ятдесятниці
- Глава УГКЦ у 151-й день війни: «Російське віроломство ми перемагаємо силою любові до нашої Батьківщини»