«Искажение реальности – это ложь. А ложь – это грех», – отец Игорь Яцив

воскресенье, 06 февраля 2022, 20:12
В сложное для общества время информация приобретает особый вес: её отсутствие, как и ложная информация и эмоциональная составляющая, сеет панику и домыслы. Полуправда – это искажение реальности, ложь, которая имеет большие последствия и для тех, кто её производит, и для тех, кто её потребляет и распространяет. Об этом в программе «Открытая церковь» говорили о. Игорь Яцив, глава Депертамента информации УГКЦ, и основатель инициативы по информационной гигиене Оксана Мороз.

Инфодемия – это термин, предложенный Папой Франциском в начале пандемии коронавируса, чтобы определить распространение ложной информации о пандемии и вакцинации. Тогда, общаясь с журналистами, он призвал не распространять непереверенную и некачественную информацию, поскольку она искажает реальность способствует распространению паники и страха в обществе, которое и так в тревожном состоянии.

Термин инфодемия, особенно в день социальных сетей, подходит для любых ситуаций, когда общество на пороге угроз. Речь идёт и о нынешней ситуации угрозы полномасштабного российского вторжения в Украину. В таких ситуациях термины полуправда, непроверенная информация и пр. сводятся к тому, чем являются в действительности это понятие – искажение реальности, дезинформация, ложь. Всё это –  мощное оружие для эмоционального ослабления общества, дезориентации и разъединения.

Базовый алгоритм того, что мы называем сегодня манипуляцией, полуправдой и искажением реальности, описан в первых разделах книги Бытия.

«Искажение реальности – ложь. А ложь – это грех, – резюмирует о. Игорь. – Первым лжецом был дьявол, который обманул Адама и Еву – мол, съев запретный плод, станете как боги, и будете знать добро и зло. Ибо, он сказал, вы живёте в «информационном вакууме», вам рассказали только про добро, но на самом деле есть и зло. Вы этого не знаете, поэтому не боги, потому что Бог знает всё. Ну, вот попробуйте – и откроется вам вся правда... Так, когда мы обманываем, мы делаем работу дьявола, а это – грех, тем более, если это происходит сознательно и если оказывает существенное влияние на других людей».

Это относится, прежде всего, к средствам массовой информации, но не только: в эпоху социальных сетей каждый пользователь несёт ответственность за распространение той или иной информации, так как сознательно или нет может стать распространителем «инфовируса».

Отец Игорь рассказал притчу о женщине, которая покаялась в клевете на невинного человека, и священник как покаяние дал ей задание – разорвать подушку и разбросать по улице перья. А потом сказал ей: «А теперь те перья соберите...»

«То есть неправда – как камень, брошенный в воду и распространяющий волны, которые мы не видим, – говорит глава Департамента информации УГКЦ. – Итак, ответственность каждого из нас за эту информационную активность лежит на нас самих. Когда уважаемые люди бездумно или на эмоциональной волне распространяют информацию со случайных сайтов – в частности, и откровенно пророссийских, они своим авторитетом вызывают доверие к этой информации у обычных пользователей социальных сетей, которые распространяют её уже без особых сомнений...»

Таким образом происходит цепная информационная реакция – «инфодемия».

«Сознательное распространение неправды – это грех», – говорит о. Игорь.

Несознательное же распространение – это, по крайней мере, безответственность и легкомысленность, которая в наше время может стать не менее тяжёлым грехом.

«Если вы посмотрите глубже, то всё начинается с нас самих, потому что средства массовой информации – один из инструментов, которые ориентируются на то, что нужно их читателю, слушателю или зрителю, – замечает Оксана Мороз. – Да, аудитория лучше реагирует на эмоциональное или противоречивое содержание. Аудитория распространяет фейки в шесть раз быстрее, чем правдивую информацию. Соответственно, все игроки на поле распространения информации – и СМИ, и их аудитории – работают против распространения истины. Алгоритм социальных сетей тоже ориентирован на эмоциональный и контраверсийный контент – эта информация распространяется очень быстро и, соответственно, именно там концентрируются информационные вирусы. И, к сожалению, люди хватаются за такую информацию. Следует помнить: каждое наше действие в социальных сетях способствует распространению той или иной информации. Поэтому важно сформировать для себя гигиену информации, доносить её другим, и постепенно ситуация начнёт выравниваться. Это сложная задача и длительный процесс, аналогичный обретению массовой грамотности, умения читать и писать. Сейчас мы стоим перед необходимостью обретения цифровой грамотности – не только в Украине, но и во всём мире».

 

Департамент информации УГКЦ


ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
ПУБЛИКАЦИИ

«УГКЦ, как добрая мама, провожает своих верных из Украины и встречает там, куда их забрасывает судьба», – владыка Степан Сус 29 июня

С начала полномасштабного вторжения миллионы людей в Украине получают тяжёлый опыт – что такое быть беженцем, оставить родной город или...

МЕДИА
Prev Next