«Бог не захотел стать ангелом или животным, а – человеком», – о. Василий Рудейко
вторник, 07 января 2014, 17:05 За столом ждёт вкусный ужин, а за окном уже слышно пение колядников. Весь мир притих в ожидании рождественского чуда, все ждут рождения Спасителя мира. О происхождении праздника Рождества в нашей церковной традиции рассказывает о. Василий Рудейко, доктор богословия, заместитель председателя Патриаршей литургической комиссии УГКЦ, священник храма Священномученика Климентия Шептицкого во Львове.– Прежде чем говорить об основных атрибутах Рождества, стоит вспомнить, как произошло это величественное событие. Как рассказывает Библия о рождении Спасителя мира?
– Событие Рождества описано в Евангелиях от Матфея и Луки. Мы уже знаем, что Деве Марии весной явился ангел (праздник Благовещения). Он сообщил ей, что она родит сына, которому нужно будет дать имя Иисус, то есть Благовещение уже готовит нас к Рождеству. К тому времени Мария обручилась с Иосифом, которого стали называть Обручником. Он принял её как свою жену и они вместе отправились в Вифлеем, поскольку в то время проводилась перепись населения и по приказу императора Августа каждый еврей должен был приехать в город своего рождения. А поскольку Иосиф был родом из Вифлеема, то должен был прибыть туда со своей семьёй. Это очень символично, потому что слово «Вифлеем» в переводе означает «дом хлеба». Хорошо об этом говорит святитель Филарет: «Хлеб Небесный исходит в дом хлеба. Христос возвращается в Вифлеем, чтобы там родиться». Когда Иосиф с Марией прибыли туда, то все отели были переполнены. И единственным местом для ночного отдыха для них стала пещера, в которой во времена непогоды скрывались пастухи со своими стадами. Само рождение Христа произошло чудесным образом. В один момент стало светло, послышались голоса ангелов. Пастухи, которые это увидели, пришли в пещеру, а после них мудрецы из восточных стран тоже поклонились Мессии. Против Христа восстало тогдашнее иудейское царство в лице царя Ирода. Тогда же по его приказу истребили всех детей до двух лет. Иосифу с Марией пришлось бежать в Египет, для того чтобы спасти жизнь Иисусу. Когда опасность миновала, они вернулись и поселились в г. Назарете.
– Известно, что в начале христианства такого праздника не было и лишь впоследствии, на Ефесском соборе, его установили.
– Это не удивительно. В начале христианства праздники в целом устанавливались интересным способом. До IV века христиане не праздновали исторических праздников. Это означает, что празднования касались каких-то богословских идей. Своеобразным богословским праздником на рубеже IV–V веков до того, как праздник Рождества отделили, был праздник Богоявления – «праздник света». Он объединял в себе несколько богословских идей: рождение Христа, Его крещение, поклонение волхвов, брак в Кане Галилейской. Суть этого древнего праздника, который сегодня сохранился только в одной Церкви (Армянской Апостольской Церкви, 6 января), – указать на абсолютное изменение логики функционирования мира. В рождении Бог становится человеком, в Крещении Пресвятая Троица явилась миру, в поклонении мудрецов – мудрость мира противопоставляется мудрости Божьей, что является переломным в философии, первое чудо в Кане Галилейской представляет Христа миру как Бога, творящего чудеса. Следствием всех этих четырёх аспектов является то, что люди, видя это изменение, приходят к покаянию и вере. Основная идея первоначального праздника Богоявления – увидеть и поверить.
Дидух – связанные в сноп колосья пшеницы или ржи – является в начале христианства образом Христа
Примерно в IV веке начинают появляться первые намёки на отделение праздника рождения Христа. Прежде всего, это произошло в Западной Церкви, но впоследствии перешло и в Восточную. Существует много теорий, почему это случилось. Некоторые считают, что он заслонил языческий «праздник света», другие убеждены, что Церковь ориентировались на четыре солнечных цикла солнцестояния и равноденствия, а также, что праздник Рождества зародился, потому необходимо было подчеркнуть рождение Бога в теле человеческом. На самом деле, толчком к выделению этого праздника стали арианские дискуссии IV века. Из этого возникает необходимость акцентировать, что рождённый в теле Иисус Христос есть настоящим Богом. Этот упор на божестве Христа даёт основание считать, что речь не шла о замещении какого-то языческого праздника.
– В Украине всё же обычаи празднования Рождества переплетаются с языческими традициями. Чтобы понять, каким должно быть настоящее христианское Рождество, стоит несколько разъяснить. В нашей традиции накануне Рождества вся семья собирается за Святой вечерей. И вот хозяин вносит в дом дидуха. Нужно ли это делать?
– Мне сложно говорить о различных дохристианских верованиях украинцев, потому что сохранилось очень мало достоверных свидетельств тому. Относительно Вечери накануне праздника и внесения дидуха, то трудно говорить здесь о языческих корнях. Почему? Ибо с самого начала христианства ужин перед большими праздниками был обычным явлением. Наше литургическое празднование предусматривает литию, на которой происходит благословение хлебов, пшеницы, вина, елея. То, что праздник происходит перед Новым годом и люди стремились освятить 12 месяцев года, воплощено в 12-ти постных блюдах на Святой вечере. Это попытка указать на освящение всего года. Дидух – связанные в сноп колосья пшеницы или ржи – является в начале христианства образом Христа. Если взглянуть на древние евхаристические молитвы, то там говорится: «так, как эта пшеница была рассеяна по всему миру и собирается, для того чтобы стать хлебом, так и Тело Христово по миру собирается для Евхаристического празднования». Здесь есть намёк, скорее, на христианский ритуал. Поэтому дидух все же является прообразом Хлеба Небесного.
Господь указывает нам на наше предназначение: каждый из нас призван стать таким, как Он
– Интересны фигуры волхвов с Востока. Некоторые говорят, что это были цари, другие считают их волхвами, магами. Но они пришли к Младенцу Божьему, чтобы Ему поклониться и подарить дары: ладан, золото и смирну. Что символизируют эти фигуры и дары?
– Сегодня учёные больше склоняются к тому, что эти три человека были астрологами-учёными. Они увидели засиявшую новую звезду в небе и, зная, что с этим должна быть связана какая-то радикальная перемена, пошли на её свет, чтобы отдать должное «чему-то, что превышает науку». Речь идёт о золоте – самом ценном, достойном царя, ладане, который принадлежит только Богу, и миро, которым помазывали. Это символы лучшего и высшего, что люди собрали за всю историю существования. Здесь наука преклоняется перед мудростью и правда склоняется перед истиной.
– А каков цикл рождественских богослужений?
– Он подобен пасхальным богослужениям. Празднику Рождества, как и празднику Богоявления предшествует неделя, подобная богослужениями пасхальной. Там есть и Великий понедельник, и вторник и т. п. Рождество, как и Пасхальное воскресенье, находится в центре празднования.
– Так, по сути, первые три дня Рождества являются самыми значительными?
– Важна вся неделя перед Рождеством, а также после. После Рождества мы празднуем Собор Пресвятой Богородицы – ведь она, прежде всего, причастна к рождению Иисуса. Второй день после Рождества – память Святого Стефана, первого мученика, свидетеля.
Видеоверсия разговора: «Человек настолько ценен в глазах Бога, что Он готов воплотиться и стать человеком…» – о. Василий Рудейко
– Если задуматься над праздником Рождества, то он открывает нам простые аспекты общечеловеческих отношений. Здесь речь идёт не только о рождении Спасителя, но и о даре материнства, об уважительном отношении к природе (при рождении Спасителя присутствовали звери), смирении перед Богом, которое символизируют собой три царя. Этот праздник даёт нам понимание таких простых вещей, тогда как люди в современном мире ищут объяснение различных аспектов жизни в современных философских течениях, афоризмах различных мыслителей.
– Праздник Рождества действительно очень глубоко затрагивает межчеловеческие отношения. Базой для этих отношений является ценность человеческой жизни. Человек как таковой настолько ценен в глазах Бога, что Он готов воплотиться и стать человеком. Бог не хочет стать ангелом или животным, а – человеком. Он создал человека в начале сотворения мира, и этим показал чрезвычайную «благость» человеческой жизни. Этим Господь указывает нам на наше предназначение: каждый из нас призван стать таким, как Он. Наши литургические тексты в самый день Рождества говорят о том, что «в день святого Рождества снова зацветает в раю, которым становится Богородица, древо жизни, от него мы, съев плод, будем иметь жизнь вечную».
Беседовала Руслана Ткаченко
«УГКЦ, как добрая мама, провожает своих верных из Украины и встречает там, куда их забрасывает судьба», – владыка Степан Сус 29 июня
С начала полномасштабного вторжения миллионы людей в Украине получают тяжёлый опыт – что такое быть беженцем, оставить родной город или...
- Глава УГКЦ у 158-й день війни: «Нехай Господь прийме з уст нашої Церкви псалми та моління за всіх тих, які особливо просять нашої молитви»
- «Сила, яка походить із вірності Христові, є стержнем, який ніхто не може зламати», – Блаженніший Святослав
- Глава УГКЦ у 157-й день війни: «В ім’я Боже ми засуджуємо звірства в Оленівці і світ повинен це засудити як особливий вияв дикості й жорстокості»
- «Боже, почуй наш плач і поспіши нам на допомогу і порятунок!», – Глава УГКЦ у 156-й день війни
- «Бог йому дав серце і душу українського народу»: відбулася щорічна проща до Прилбичів з нагоди уродин митрополита Андрея Шептицького
- Глава УГКЦ: «Я горджуся українськими патріотами, які без найменшої краплі ненависті готові захищати своє»
- Блаженніший Святослав закликав українську молодь скласти присягу на вірність Христові
- Глава УГКЦ у 155-й день війни: «Помолімося, щоб не втратити скарбу віри князя Володимира»
- Блаженніший Святослав у День державності України: «Наша Держава – це для нас питання життя або смерті»
- Глава УГКЦ у 154-й день війни: «Нехай Господь Бог прийме у свої вічні обійми журналістів, які віддали за правду своє життя в Україні»
- Глава УГКЦ у 153-й день війни: «Принесімо наш біль перед Боже обличчя і будьмо певні, що Він нас вислухає»
- Глава УГКЦ у 152-й день війни: «Помолімся молитву заступництва за наших воїнів»
- «Віруюча людина не може бути байдужою, коли бачить страждання іншої людини», – владика Богдан Дзюрах
- «Серед нашого страждання творімо простір для прояву Божої всемогутності», – Глава УГКЦ у 6-ту неділю після П’ятдесятниці
- Глава УГКЦ у 151-й день війни: «Російське віроломство ми перемагаємо силою любові до нашої Батьківщини»