«Я должен благодарить Бога утром и вечером, что Он взял меня за руку и повёл той дорогой, по которой я пошёл», – владыка Йосиф Милян

суббота, 10 июля 2021, 17:43
6 июля праздновал свое 65-летие владыка Иосиф Милян, епископ-помощник Киевской архиепархии УГКЦ. В программе «Открытая Церковь» владыка Иосиф поделился своей историей дороги к Богу, воспоминаниями детства и юности во времена подполья Церкви, мыслями о жизни и призвании, а также о службе в армии в Паневежисе, любви к танцам, пению и кулинарии.

Дорога к призванию

Владыка Иосиф родился в селе Добряны (Городокский район Львовская область) в верующей семье греко-католиков. В 50-е годы УГКЦ была в подполье, хотя таких жестоких преследований, как несколько ранее, уже не было. Каждое воскресенье люди собирались в захристии закрытой сельской церкви на своеобразную литургию, без священника. Каждое воскресенье слушали службу из Ватикана по радио. Позже в селе появился подпольный священник, который вернулся из Сибири.

Владыка вспоминает, как однажды люди сами открыли помещение закрытой церкви. Ему тогда было лет десять.

«Церковь в то время была официально закрыта, ключей от замков ни у кого не юыло. Но люди подобрали ключ и открыли дверь – не центральную, а со стороны захристия. А там, в помещении – пустота, кучи мусора, вороны свили гнезда. Это был Чистый четверг перед Пасхой, и люди стали убирать церковь. Было тревожно, потому что раньше никто не заходил туда, собирались еженедельно только на лестнице в захристии: это были импровизированные литургии без священника, но, считаю, Господь Бог воспринял эту молитву как мощный знак веры...»

В 1960-е отстоять свою веру и церковь была не просто – и подпольному священнику, и верующим в селе. Владыка вспоминает: однажды пошли слухи, что в церкви собираются устроить зернохранилище. И люди сошлись с косами, лопатами, мотыгами – кто что имел, встали перед храмом и не позволили этого сделать. Затем дежурили возле церкви днём и ночью, били в колокол тревогу – и колхозная власть отступила.

Владыка Иосиф рассказывает о родителях: они выросли в очень сложное время, в 1930–40-е годы, не имели катехизации, но у них была искренняя вера в сердце, как и у других людией в селе. И сохранили эту веру – в сердце, и для себя и своих детей. Воспоминания владыки из детства: в воскресенье по всему селу слушали радио Ватикана – и летом, когда открывали окна, село становилось сплошным храмом.

«Былое подполье имело свой шарм, имело свою глубину, побуждало к какой-то героической вере, к каким-то шагам, на которые сейчас не надо отваги», – вспоминает владыка.

«Мой внутренний голос мне сказал: если ты не будешь священником, то будешь никем»

«Я не родился с крыльями, не был ангелом, – смеётся владыка. – Был "великим" певцом и танцором, организатором различных молодёжных мероприятий. Не раз мама говорила: "Пойдёшь в армию, будешь знать, что такое папа и мама". Но я отвечал немного дерзко – мол, хоть бы меня жарили на огне, не скажу, что мне плохо. Помню, как служил в армии, особенно первые три месяца "карантина", когда было очень непросто, а я писал будто с Гавайев: всё прекрасно, замечательно, птички поют...»

Почему и как пришло решение посвятить себя Церкви, стать монахом-студитом? Владыка Иосиф называет три фактора, благодаря чему родилась эта мысль и стремление: настоятель, который отбывал ссылку в Сибири; подпольные священники, они прятались, но служили; и позиция верующих односельчан – несмотря на запреты, беречь веру и традицию.

«Перед Пасхой, когда люди тайно убирали и украшали нашу церковь внутри, я мог там просто сидеть, наслаждаясь сакральностью храма – когда вокруг тебя иконы, абсолютный покой и ты понимаешь, что в дарохранительнице, в Таинствах, присутствует Бог, – вспоминает владыка Иосиф. – Иногда это могла быть молитва, а порой – блаженный покой, который меня завораживал. Призвание же не появляется в один момент, оно формировалось под этим воздействием, бурлило, созревало».

Да, были сомнения, в частности, о монашеском состоянии у монахов-студитов и желании быть папой (отцом, родителем)...

«Но, дойдя до состояния внутренних мучений, однажды я взял себя в руки и спросил: что для меня в жизни есть или должно быть приоритетом? И мой внутренний голос мне сказал: "Если ты не будешь священником, то будешь никем". С тех пор мне мои решения давались, не скажу, что просто, но легко. И родителям я не говорил, не хотел тревожить. Хотя мама, наверное, догадывалась: когда я ехал во Львов, она всегда говорила умоляюще, со слезами на глазах: "Береги себя". Потому что понимала, что быть священником, связать себя с УГКЦ, всё ещё было опасно», – делится владыка.

Никто из близких не знал о том, что он рукоположён в священники в 1984 году. Узнали лишь спустя три года, в 1987-ом.

«С ними надо просто быть, а Бог своё дело сделает»

В 2009 году на Синоде Епископов УГКЦ Иосиф Милян был избран епископом-помощником Киевской епархии УГКЦ. Ранее он был председателем Комиссии по делам молодёжи и председателем Пастырско-миграционного отдела Патриаршей курии УГКЦ.

О годах работы в молодёжной комиссии и об общении с молодыми людьми владыка говорит: «Они меня вдохновляют – в Украине очень достойная, безумно добрая, святая молодёжь». Как привлекать молодых людей к Церкви – вопрос, который на сегодня важен и для УГКЦ, и в целом для Христианской Церкви в мире. И вот что говорит владыка Иосиф по собственному опыту: «Люблю людей искренних, открытых и сам стараюсь быть таковым. Думаю, молодёжь не надо много обращать к Богу – Бог своё дело сделает сам. С молодёжью надо просто быть – и на концерте, и на гуляньях, и на футболе, и в лагерях в Карпатах... Очень важно не жалеть времени на это, и просто быть с ними – быть собой, быть аутентичным. И тогда ты можешь стать тем инструментом, который направит эту молодёжь в соответствующее русло, а Бог сам справится с обращением».

В отношении мигрантов и украинской диаспоры, владыка Иосиф подчёркивает: на сегодня это 22 миллиона украинцев и людей с украинскими корнями, которые живут почти на всех континентах и мощно проявляют себя. Как пример – Канада, в развитие которой в своё время так включились украинские эмигранты и в правительстве которой есть украинцы по происхождению.

«Я убеждён, что в украинце, выезжающем за границу, обостряется чувство принадлежности к своей нации и своей Церкви, – говорит владыка. – Даже если человек относился тепло к своей Церкви в Украине, то в диаспоре чувство принадлежности обостряется. И когда есть священник, который собирает людей, и не только в церкви – он начинает проводить и культурные мероприятия, появится Украинский дом, Народный дом... Наша Церковь никогда не была направлена ​​только на духовные практики – она ​​всегда работала с народом широко и глобально: развивала кооперации (как пример – Маслосоюз и другие), читальни, школы, детские сады... По моему мнению, наш народ до сих пор на генетическом уровне понимает, что такое Церковь, и требует этого от священника. И в новейшей диаспоре тоже. И ты готов для этого народа не есть, не спать, ехать за тысячи километров, чтобы послужить поддержать, сказать, что Церковь о них помнит и готова помочь в их борьбе. Надо хотеть быть с ними на одной ноте, ощутить их, говорить их языком, чтобы им послужить».

«Я действительно счастлив...»

При этом владыка умеет просто радоваться жизни – не забыл, как надо петь и танцевать, любит готовить.

«Я действительно люблю готовить – причём тогда, когда вроде бы не из чего. Глядишь, что есть в холодильнике, в ящике, в кладовке – и выходишь из того, что есть. И это очень интересно – включаешь креатив, и иногда из этого получаются очень положительные вещи», – говорит он.

Рассказывает, что когда-то очень любил заниматься кулинарией и у него была целая тетрадь с рецептами. Делал торты, деруны, печенье – из любого теста, и все очень хорошо удавалось.

«Когда нервничаю – а иногда такое бывает, – бегу на кухню и тогда успокаиваюсь. Но на самом деле кухня хороша, когда делаешь это с любовью. Не умею готовить мало, потому что вырос в многодетной семье – если варю, то уж целое ведро борща. А что касается "фирменных" голубцов: попробуйте сделать не из фарша, а порезать мясо мелкими кусочками – увидите разницу».

Владыка говорит, что он счастливый – и священнослужитель, и человек.

«Я спешу жить. Мне не хватает времени работать. Священство – это моё. Не буду священником – не буду никем. Наверное, я должен бить поклоны благодарности Богу утром и вечером, за то что Он каким-то образом взял меня за руку и повёл той дорогой, по которой я пошёл. Это неописуемое счастье для каждого человека – найти себя, свой путь, своё призвание».

 

Департамент информации УГКЦ


ПУБЛИКАЦИИ

«УГКЦ, как добрая мама, провожает своих верных из Украины и встречает там, куда их забрасывает судьба», – владыка Степан Сус 29 июня

С начала полномасштабного вторжения миллионы людей в Украине получают тяжёлый опыт – что такое быть беженцем, оставить родной город или...