Владыка Глеб (Лончина) о патриархе Иосифе Слипом: «Я смотрел на него, как на икону»

четверг, 16 февраля 2017, 12:20
Владыка Глеб (Лончина), Епископ епархии Пресвятой семьи с центром в Лондоне и Апостольский визитатор для украинцев-греко-католиков Ирландии, Синодом Епископов УГКЦ назначен председателем оргкомитета по празднованию 125-летия со дня рождения патриарха Иосифа Слипого. Владыка Глеб лично знал патриарха Иосифа. Своими воспоминаниями он поделился с Департаментом информации УГКЦ.

Владыко, как Вы впервые встретились с патриархом Иосифом?

Это был июнь 1968 года. Патриарх Иосиф прилетел в Торонто в пятницу, а в субботу был Молебен в храме Покрова. Мы приехали с семьёй. На этом Молебне я его впервые увидел. На следующий день на стадионе была большая Служба Божья, где мы тоже присутствовали.

А в июле патриарх приехал в мой город Детройт. Я был на Литургии, которую он служил в храме Непорочного зачатия в Гемтремке, где настоятелем был отец Иннокентий Лотоцкий.

Но все эти встречи с патриархом Иосифом были лишь издалека. Мне тогда было всего 14 лет.

На моё впечатление о патриархе влияло много разговоров о нём в семье. Он до того был митрополитом, который находился в заключении. Для нас это была очень дорогая и величественная фигура.

Помню, в 1962 году украинцы диаспоры праздновали 70-летие митрополита Иосифа. Все обсуждали, как он страдает в сибирских лагерях... А когда в 1963 году его освободили, это была большая радость, что-то необыкновенное! Все были очень тронуты.

В 1965 году, когда я учился в пятом классе в школе Непорочного зачатия, через громкоговорители нам объявили, что митрополит Иосиф стал кардиналом.

В то время для верующих греко-католиков, для нас, украинцев, на разных континентах мира новости о патриархе были главными и очень важными. А освящение собора Святой Софии в Риме в 1969 году вообще было величайшим событием.

Моя личная встреча с патриархом Иосифом состоялась аж в 1971 году... Мой брат Тарас поехал в Рим по призыву патриарха изучать богословие. Я всегда просил брата, чтобы он рассказал мне о Риме, как там, потому что мне тоже хотелось туда поехать учиться. Я колебался, когда лучше поехать, до или после окончания университета в США. И вдруг получил письмо от брата, в котором он писал, что патриарх Иосиф сказал ехать уже. И это вызвало в моей семье большую дискуссию. Мой папа даже подумал, что я что-то сделал за его спиной. Но потом мои родители посоветовались между собой, подумали, что раз мой брат в Риме, то нам вместе будет легче.

Я приехал в Рим 17 ноября 1971 года. Это был четверг. А патриарх Иосиф почти каждое воскресенье приезжал в собор Святой Софии. И уже в воскресенье, 20 ноября, меня позвали и сказали, что он хочет со мной поговорить. Там при УКУ было большое хозяйство: куры, гуси и другие животные. Патриарх стоял у ограждения с сеткой и как раз осматривал хозяйство. Я подошёл к нему. И мне показалось, что он очень большой. Патриарх подал мне свою руку, я поцеловал её, поздоровался с ним. Я уже не помню, о чём мы тогда говорили. Но точно помню, что я смотрел на него, как на икону.

Затем, сразу на следующей неделе, был праздник Святого Иосафата. Патриарх, как и каждый год 25 ноября, служил Литургию на гробе святого Иосафата в базилике Святого Петра. Тогда я впервые прислуживал патриарху на Архиерейской Литургии. И так пошло и поехало с того времени.

 

О патриархе Иосифе говорят, что он был эмоциональным человеком. А приходилось ли вам попадать под горячую руку?

О, да. И не раз. Если патриарх был чем-то недоволен, то он сразу это говорил; если надо, то и ругал.

Это могло быть где и когда угодно: на Литургии, в коридоре, столовой... Потому что он заботился, чтобы мы были хорошо воспитаны. Это было для него очень важно. В столовой он учил нас даже пользоваться ножом, вилкой, как вести себя за столом. Помню, как он говорил: второй раз можно брать, а уже третий – не выпадает. И у меня эта наука осталась от него.

 

А студенты его боялись, уважали или просто остерегались?

Всё это было. Как только слышали его шаги в коридоре, то каждый настораживался: к кому он идёт, кого он отчитает или что-то такое.

И всегда, когда он был в УКУ, мы становились внимательнее. Но мы не воспринимали это как некий террор. Абсолютно нет. Каждый из нас имел к нему огромное уважение. Мы только хотели одного – сделать всё правильно, чтобы он на нас не сердился (Смеётся).

 

Владыка, в вашей биографии сказано, что вас рукоположил в священники патриарх Иосиф. Какие слова в тот день сказал вам ваш святитель?

Это было 3 июля 1977 года в нашем студитском монастыре Гроттаферрата (Италия). Приехали гости из УКУ, из Рима, была моя семья, отец Степан Чмиль, тогдашний отец-настоятель Любомир Гузар...

Патриарх служил Литургию. Всё происходило очень торжественно. После хиротонии он поручил мне причащать верующих, а затем дал мне чашу, чтобы я запел «Спаси, Боже, людей твоих». Я как-то так стушевался, потому что это должен был сделать он. Я спел, но забыл поблагословить людей чашей. И со страхом подумал: ого, будет мне, будет.

Тогда был обычай: сразу после хиротонии зайти в комнату патриарха, чтобы поблагодарить за дар рукоположения в священники. Я тоже так сделал, и первое, что я ожидал, что он меня поругает. Но, знаете, он ничего об этом не сказал, лишь призвал к выносливости. Тогда я подумал: «Да, Блаженнейший подался, постарел». Как раз в тот год ему исполнилось 85 лет.

 

Синод Епископов УГКЦ уполномочил вас возглавить оргкомитет по празднованию 125-летия со дня рождения патриарха Иосифа. Какие основные мероприятия планируются оргкомитетом, чтобы достойно отметить юбилей?

Основные мероприятия состоятся на Тернопольщине, в селе Заздристь, где родился патриарх 17 февраля 1892 года. В день его рождения Блаженнейший Святослав и владыки отслужат торжественную Литургию по случаю юбилейя.

На месте дома Иосифа Слипого создан музей, которым занимается Общество «Святая София» из США. Они тоже подготовили свою программу, в рамках которой будет показ фильма про патриарха и открытие отреставрированного музея.

Таковы центральные празднования самого дня рождения.

Накануне в Киеве 15 февраля состоится пресс-конференция, вечером того же дня – торжественная академия в честь патриарха Иосифа в помещении Киевского национального университета имени Шевченко.

А в четверг, 16 февраля, в Киевском центре УКУ состоится круглый стол для ознакомления с личностью патриарха Иосифа. В мероприятии примут участие несколько человек, которые лично знали патриарха.

И в воскресенье, 19 февраля, в Патриаршем соборе Воскресения Христова, в Киеве, состоится торжественная Служба Божья, которую возглавит Блаженнейший Святослав.

Затем в течение нескольких следующих месяцев в разных городах Украины УКУ организует лекции о патриархе Иосифа.

Конечно, в каждой митрополии, епархии запланированы свои мероприятия.

 

А какова цель этих мероприятий?

Хотим, чтобы незаурядная фигура патриарха стала знакомой для нашего народа, для каждого украинца. Потому что и митрополит Андрей Шептицкий, патриарх Иосиф Слипой – это две очень важные фигуры не только в истории Украинской Греко-Католической Церкви, но и в истории всего украинского народа. Они были не только церковными руководителями, но и этнархами, родителями своего народа. Поэтому мы хотели бы, чтобы люди больше узнали о патриархе Иосифе и поняли его в контексте истории Украины. Чтобы узнали, что он претерпел, за что он терпел и как мужественно всё это переносил. Это действительно чудо Божьего провидения, что патриарх после стольких лет сибирских лагерей и пыток выжил. И его освободили потому, что думали, будто он скоро умрёт, но он ещё 21 год служил. Он объединил наш народ в разных уголках мира. И особенно Иосиф Слипой отмечал наше единство с Церковью в Украине, хотя сам не мог вернуться в Украину.

Это все ещё актуально сегодня. И мы должны это продолжать и дальше, неся его идею так, как он нёс идею митрополита Андрея.

 

Беседовал о. Игорь Яцив,

руководитель Департамента информации УГКЦ,

Ассизи – Киев

ПУБЛИКАЦИИ

«УГКЦ, как добрая мама, провожает своих верных из Украины и встречает там, куда их забрасывает судьба», – владыка Степан Сус 29 июня

С начала полномасштабного вторжения миллионы людей в Украине получают тяжёлый опыт – что такое быть беженцем, оставить родной город или...