Владыка Дзюрах о «Fratelli tutti»: «Пророческий голос Церкви нужен человечеству»
пятница, 16 октября 2020, 12:17 В интервью «Радио Ватикана – Vatican News» владыка Богдан Дзюрах, Секретарь Синода Епископов УГКЦ, делится своими размышлениями о новой энциклике Папы Франциска «Fratelli tutti».Конфликты и войны, строительство мира, миграционный феномен, несправедливое распределение богатств, безработица, отношение к пожилым людям, будущее для молодёжи, забота об окружающей среде, пандемия – над этими и другими темами Папа Франциск призывает задуматься в своей энциклике «Fratelli tutti». Эти темы чрезвычайно актуальны и для украинского общества. Своим взглядом на данные проблемы в свете нового папского документа в интервью «Радио Ватикана – Vatican News» делится Секретарь Синода Епископов УГКЦ владыка Богдан Дзюрах. Новизна перспективы Святейшего Отца, основанной на Евангелии, как отмечает иерарх, заключается в том, что он указывает способ решения этих проблем – «путь новой логики, новой ментальности, которую Папа называет социальной любовью».
– Чем продиктована важность появления энциклики Папы Франциска «Fratelli tutti» в наше время?
– Мне очень приятно поделиться несколькими мыслями на тему новой социальной энциклики Папы Франциска. Она, очевидно, чрезвычайно актуальна, важна и, я бы сказал, по-евангельски радикальна. Можно сказать, что это такой пророческий голос Церкви, в котором человечество сегодня очень нуждается. Мир меняется на наших глазах с бешеной скоростью. К сожалению, не всегда технологический прогресс сопровождается прогрессом в области духа и этики, и вследствие этого мир снова и снова попадает в разного рода кризисы, тупики, в какие-то конфликты. От этих кризисов страдают, прежде всего, простые люди. И эти кризисы становятся запущенными, как, например, многочисленные конфликты в различных частях мира, голод, несправедливость. Но есть и новейшие кризисы, в частности финансовый кризис, пандемия коронавируса или то, что Папа Франциск называет «раздробленной третьей мировой войной» (итал. La Terza guerra mondiale a pezzi). Поэтому нынешняя энциклика очень своевременная и нужная. В ней Святейший Отец выражает отголосок учения Второго Ватиканского Собора, которое в пастырской Конституции о Церкви в современном мире подчёркивает, что «радость и надежда, грусть и тревога современных людей, особенно бедных и страждущих, является радостью и надеждой, грустью и тревогой учеников Христовых» (Gaudium et Spes, 1).
И вот нынешний Папа, как настоящий евангельский ученик Христа, делает своими радости и надежды, печали и тревоги современного нам человечества. Он сам признаёт в начале энциклики, что вопросы, связанные с братством и социальной любовью, всегда были среди его забот. В последние годы он обращался к ним очень часто, в различных ситуациях. И вот теперь Римский первосвященник собирает все свои мысли и представляет их в более широком, глобальном контексте. Очень ценно в этой энциклике, что Папа указывает конкретные пути решения тех кризисов, вызовов и проблем, с которыми в очередной раз сталкивается современное человечество. И рецепт по-евангельски очень прост: это путь новой логики, новой ментальности, которую Папа называет социальной любовью. Вот эта новизна, такая евангельская свежесть этой энциклики очень привлекательна и актуальна.
– В чём заключается актуальность этой энциклики, рассматривая её в современном украинском контексте?
– Очевидно, что мы не исключены из глобального контекста, в котором находится современный мир. И актуальные проблемы, бурлящие в человечестве, не чужды и нашему народу, и украинскому обществу. С другой стороны, есть много специфических участков, где мы нуждаемся в особом внимании Церкви в свете Евангелия и социальной доктрины Католической Церкви. Поэтому, как общие и универсальные принципы и нормы, так и специфические присущие нам проблемы, находят свой отклик на страницах новой папской энциклики. В частности, когда речь идёт о специфических украинских контекстах и тематических пластах, освещённых Святейшим Отцом в энциклике, то очевидно, что он не упоминает конкретно Украину, но мы узнаём, по крайней мере, я, читая эту энциклику, многие проблемы, которые непосредственно касаются нас. Это, например, такой важный феномен, как миграция и духовно-социальное сопровождение мигрантов, справедливое распределение общественных благ в обществе, когда надо избегать узурпации небольшой группой привилегированных лиц основных народных ресурсов, при этом обрекая большинство населения на прозябание; вопрос общественного диалога и ответственной политики, который особенно актуален сейчас, перед нашими выборами; окончательные вопросы мира и примирения, наряду с лечением ран, нанесённых различными конфликтами, войнами, исторической несправедливостью, – всё это Папа затрагивает и оно непосредственно касается нашей украинской действительности. И каждая из этих тем стоит отдельного внимания и углублённого изучения, а также применение на практике принципов, которые предлагает Папа Франциск сыновьям и дочерям Католической Церкви и, наконец, всем людям доброй воли.
– Святейший Отец в энциклике «Fratelli tutti» ссылается на притчу о добром самарянине в качестве примера братской любви, преодолевающей барьеры и границы. Какие сферы жизни украинского общества сегодня больше олицетворяют раненого мужчину из притчи, что нуждается в помощи, и каким образом Церковь пытается помочь?
– Такова первая ассоциация... Мне кажется, что, если взять глобально, можно даже назвать весь наш народ этим раненым, несчастным, бедным человеком, который лежит у дороги истории, его обрекают на несправедливые страдания, на грабежи, на унижение достоинства. Поэтому весь народ является образом того несчастного избитого мужчины, который ожидает милосердия и человеческой солидарности. С другой стороны, в нашем украинском обществе есть хрупкие, слабые звенья, группы и слои людей, которые особенно хорошо отражают лик раненого евангельского мужчины. Я бы назвал, прежде всего, следуя за Святейшим Отцом, стариков и пожилых людей, поскольку они наиболее незащищённые; с ними очень часто, как говорит Папа, власть имущие ведут себя, как с общественным мусором, оставляя их в болезненном одиночестве. Поэтому в мусор выбрасываются не только продукты, как говорит Папа в энциклике, но и мусором становятся сами человеческие существа. Автор при этом напоминает новейшие события, связанные с пандемией: как в разных частях света умирали пожилые люди, они были жестоко выброшены, как общественный мусор. «Так люди не должны умирать», – заключает Папа. Эта изоляция старших лиц, игнорирование их потребностей, фундаментальных потребностей непозволительны. Надлежащая опека для них должна быть обязанностью и государства, и общества, и ближайшего окружения. Поэтому отделяясь, изолируясь от тех лиц, мы сами себя лишаем источника мудрости, которую они воплощают, несут с собой и которой молодые люди не могут без них получить.
Вторая категория людей – это молодые, которые очень часто лишены возможности реализовать свои мечты, свои стремления, осуществлять свои планы, из-за того что не могут получить должного образования и не имеют доступа к достойной работе.
Третья категории людей – это, очевидно, безработные, которые становятся мигрантами, заробитчанами, гастарбайтерами, они покидают свои родные края, свои дома, семьи в поисках выживания для себя и для своих родных. И Папа здесь подчёркивает, что эти люди особенно заслуживают внимания, потому что тема труда означает не просто дать людям какое-то занятие, но обеспечить благосостояние для всего народа, позволить, чтобы в людях проросли те зёрна, которые сам Бог вложил в них – зёрна способностей, инициативы, силы, потенциала, которые носит в себе каждый человек. И лучший способ помочь бедному – это обеспечить ему достойную и надёжную работу с должным вознаграждением. Папа отмечает, что какие-то субсидии, денежная помощь могут быть только временным, переходным средством, чтобы утолить жгучие потребности, а настоящей целью социальной политики должно быть предоставление людям достойной жизни посредством достойной работы.
Наконец, жертвы внешней военной агрессии и оккупации, наши раненые, военнослужащие, семьи, люди, которые носят на себе травмы – физические, психологические, душевные, – все они тоже нуждаются в исцелении. И Папа, специфически говоря о процессе примирения и исцеления, настаивает на том, чтобы диалог и примирение базировались на правде, потому что правда путешествует вместе с милосердием и справедливостью: правда, справедливость и милосердие неотделимы друг от друга, и только на основе сочетания этих трёх элементов можно строить путь примирения и исцеления ран.
Как видим, для нас, действительно, очень много тем, которые заслуживают такого проникновенного внимания и подробного размышления. Но самое главное, чтобы мы решились начать воплощать в жизнь те постулаты, которые Папа объявляет от имени всей Католической Церкви. Ибо в целом Церковь в обществе должна стать голосом всех страждущих и обращаться к совести богачей, которые бывают часто лишены моральных принципов и обычных человеческих чувств, оставаясь ослеплёнными жаждой непомерного богатства и отворачиваясь от своих обездоленных сограждан, к которым относятся, скорее, как к тяжёлому бремени, а не как к лицам, достойным благодарности, опеки и поддержки. Здесь можно процитировать слова Папы: «…Когда одна часть общества претендует на то, чтобы наслаждаться всем, что предлагает мир, будто убогих не существует, это в определённый момент получит свои последствия. Игнорирование существования и права других рано или поздно спровоцирует ту или иную форму насилия, часто неожиданного» (п. 219). Поэтому я бы очень хотел, чтобы Католическая Церковь в Украине имела достаточно евангельской дерзновенности, чтобы подхватить те важные темы и тезисы, которые предлагает Святейший Отец, и дать им прозвучать в нашем украинском контексте для оздоровления общего состояния украинского общества. Интересно при этом, что Папа не призывает к каким-то чрезвычайным результатам, не нужно гоняться за большими достижениями. Меня поразила одна фраза Папы: «Если смогу помочь хотя бы одному человеку жить лучше, уже этого будет достаточно, чтобы оправдать дар моей жизни» (п. 195). Если бы так каждый человек помог хотя бы одному человеку жить лучше, то, действительно, мир вокруг нас стал бы более мирным, справедливым и добрым.
– Какой опыт братства и социальной дружбы Украинская Греко-Католическая Церковь может предложить Вселенской Церкви?
– Святой Августин в своё время говорил: «Делюсь с вами тем, чем сам живу». Чем живёт наша Церковь? Наша Церковь пытается по-своему, по возможности, тоже делать своими «радости и надежды, печали и тревоги» украинского общества, в котором она служит и которому она призвана служить. И это особенно проявляется в общественной роли Церкви. Наконец, у нас уже достаточно долгая традиция, начиная ещё от митрополита Сембратовича, затем через подвижнический путь митрополита Андрея Шептицкого, потом через исповедническую дорогу патриарха Иосифа, и уже в независимой Украине наша Церковь зарекомендовала себя как достаточно вдохновляющая сила украинского общества, это особенно проявилось в моменты кризиса. Знаменательно, что сразу после революции достоинства независимые исследования (Центр Разумкова при поддержке Фонда Конрада Аденауэра) показали, что УГКЦ является наиболее социально направленной Церковью в украинском обществе. Очевидно, мы стараемся быстро и эффективно реагировать на вызовы, которые возникают перед украинским народом, и сопровождать, прежде всего, человека везде, где есть угроза его достоинству, фундаментальным правам и свободам. И примеров очень много, начиная от реагирования на задержку заработной платы, призыва к большей экологической ответственности и да сопровождения народа во время новейших вызовов, связанных с войной, с природными катаклизмами, паводками или пандемией. Отрадно, что в этой солидарной поддержке участвуют наши сообщества со всего мира, не только из Украины. И в странах нашего временного или более стабильного пребывания новейшей эмиграции наши работники проявляют большую солидарность и взаимную поддержку, когда речь идёт о поисках работы, юридических консультациях, об обычной человеческой поддержке, социальной защите. Пример Италии здесь очень красноречивый и многообещающий: владыка Дионисий Ляхович недавно поделился, как сейчас, во время пандемии, имеющие работу люди принимают в свои дома тех, кто стали безработными, оказались на улице, они помогают продуктами друг другу и т. п.
Но впрочем, как вы правильно заметили, притча о милосердном самарянине призывает нас выходить за пределы нашей конфессии и нашего национального гетто. Здесь уже есть хороший знак, потому что в последних региональных разговорах с нашими владыками, когда мы встречались онлайн, всё чаще появляются выразительные постулаты большей открытости к внешнему миру нашей Церкви, чтобы избежать сосредоточенности на самих себе, на наших сообществах, наших потребностях, на сохранении собственной идентичности или удовлетворении собственных нужд. Это качественно новый уровень дискуссии, которая, впрочем, уже обретает конкретные проявления, в частности в области социального служения. И именно к такому диалогу, к такому сотрудничеству Святейший Отец и призывает нас в своей энциклике. Он говорит, что, с одной стороны, нужно базироваться на осознании собственного достоинства и ценности собственной идентичности, понимать, кто мы, но, с другой – открываться к другому в уважении, в понимании ценности его инаковости: другого народа, другой культуры, другой церковной традиции; и так взаимно лелеять эти братские отношения и социальную любовь, чтобы мы шли и помогали людям, несмотря на их национальную или конфессиональную принадлежность, или, вообще, не спрашивая об их отношении к религии. Ведь притча о милосердном самарянине именно этому нас учит: милосердный самарянин наклонился, увидев перед собой страждущего, нуждающегося человека, и нам так же надо учиться наклоняться. У нас есть чем делиться, чем служить, и нужно только шире открывать двери наших сердец и наших рук. Я надеюсь, что мы будем этому всему лучше учиться.
Беседовала Светлана Духович
Источник: VaticanNews
«УГКЦ, как добрая мама, провожает своих верных из Украины и встречает там, куда их забрасывает судьба», – владыка Степан Сус 29 июня
С начала полномасштабного вторжения миллионы людей в Украине получают тяжёлый опыт – что такое быть беженцем, оставить родной город или...