Владыка Брайан (Байда): «Молодёжь стремится к святости, которая является первым призванием»
среды, 24 октября 2018, 21:53 Владыка Брайан (Байда) в интервью для VaticanNews рассказал о том, как проходит Синод Епископов, посвящённый молодёжи, указал на основные стремления молодых людей, выявленные на основе опроса, объяснил понятие «призвание» и подчеркнул важную роль присутствия на Синоде представителей молодёжи.Владыка Брайан (Байда), Епископ Саскатунской епархии (Канада), хорошо знаком с проблемами молодёжи. Он отвечает за пастырскую работу с молодёжью в епископате УГКЦ и не один раз участвовал в подготовке ко Всемирным дням молодёжи. Сегодня он является одним из более 260 отцов Синода, проходящего в Ватикане на тему «Молодёжь, вера и распознавание призвания». В перерывах между насыщенными утренними и вечерними заседаниями Синода и работой в группах владыка Брайан дал интервью для VaticanNews. Публикуем его первую часть.
– Как проходит работа Синода? Как он организован?
– В Синоде принимают участие представители Епископских Конференций со всего мира, некоторых участников выбрал Святейший Отец, присутствуют также аудиторы, представители молодёжи и эксперты, которые слушают и помогают нам в работе. Перед началом Синода мы получили Рабочий документ (Instrumentum Laboris), который имели возможность прочитать. Мы использовали различные способы сбора информации о молодёжи, на основе которой готовили выступления.
Я воспользовался данными опроса, проведённого в Украине и интернет-опроса в Польше. В нём приняли участие более 640 молодых людей, не все из которых были верующими. Моя ассистентка Виктория перевела результаты опросов на английский язык, чтобы сделать их доступными для США, Австралии и Европы. Мы получили более ста страниц ответов, на основе которых потом сделали обобщение на десяти страницах, а позже мне нужно было подытожить это на полторы страницы. Следовательно, невозможно было сосредоточиться на деталях, а были определены только некоторые темы, важные для молодёжи. Если в одном из ответов молодых людей мы видели какой-то чрезвычайно интересный пример или особые слова, мы пытались их использовать, но в целом в основу моего доклада легли обобщённые темы.
Потом я отдал свой доклад на перевод. Моя тема касалась первой части Instrumentum Laboris и во время общего собрания Синода я сделал доклад на четыре минуты. Во время первых нескольких дней мы, собственно, слушали выступления представителей молодёжи и делегатов Синода.
– Как вы сказали, ваш доклад основывалась на темах, которые были определены на основе опроса среди молодёжи. Каковы ваши выводы?
– Говоря о том, к чему стремится молодежь, можно сказать, что многие молодые люди желают встретить Иисуса Христа. Кое-кто из старшего поколения может сказать: «Но ведь для этого есть приход, где можно встретить Его, а также в семье». Но почему-то, однако, многие молодые люди не чувствуют, что могут встретить Христа в своих приходах. Поэтому мы все вместе должны прислушиваться к этому вопросу и спросить себя: почему? По моему мнению, у молодёжи очень высокие идеалы. Но это хорошо, они хотят, чтобы люди были цельными, ответственными, умели строить взаимоотношения, не осуждаюли. И этих людей они хотят встретить и общаться с ними.
Наблюдая за рассуждением опрашиваемых, можно также сказать, что они связывают поиск такого человека, который бы имел определённые качества, с требованиями к себе самим. То есть, если я хочу найти такого человека, то должен стать этой целостной, ответственной личностью, имеющей знания и идеалы. Я должен стать всем тем, что хочу найти в других. И важно сопровождать молодёжь на этом переходном пути от понимания того, каких людей они хотят встретить, к осознанию, что именно они должны стать такими людьми для других. И это можно подытожить как стремление молодёжи встречать святых людей и, следовательно, они призваны к святости. Мы должны идти вместе, потому что каждый стремится к этому. Каждый стремится ощутить на себе взгляд Матери Божьей Неустанной Помощи и услышать слова Пречистой Девы Марии Гвадалупской: «Разве я не твоя мать? Разве ты не под Моим покровом? Скажи, в чём ты нуждаешься?» Именно этого хотят молодые люди, и они должны быть таковыми друг для друга, мы должны следовать и сопровождать друг друга на этой дороге.
– После выступлений докладчиков проходят обсуждения, которые затем нужно суммировать? Не трудно разрабатывать совместные тезисы в группах, куда входят представители разных стран и культурных контекстов?
– Мы поделены на четырнадцать малых групп (circoli minori), сплочённых по языку, в каждой из которых более двадцати участников, имеющих право голоса, а также представители молодёжи и ассистенты. Параграф за параграфом мы обсуждаем Рабочий документ уже с перспективы того, что мы услышали во время выступлений. Поэтому разрабатываем определённое предложение, за которое должна проголосовать вся группа. Если кто-то голосует против, мы снова возвращаемся к обсуждению, пока не сформулируем предложение, за которое все проголосуют единогласно. Мы подаём примерно шесть-семь предложений для каждой части Рабочего документа, которые затем докладчик группы заключает и читает сначала перед всей группой, а на следующий день – перед общим собранием Синода.
– Тема этого Синода «Молодежь вера и распознавание призвания». Почему, говоря о выборе будущего со стороны молодых людей, Церковь употребляет термин «призвание», а не просто слово «выбор»?
– Об этом мы много говорили в наших малых группах. Призвание – это то, что характерно только для человеческого существа. Призвание исходит от Бога и мы должны понять, что каждое человеческое существо призвано Богом к тому, чтобы приблизиться ко Христу и привести к Нему других, чтобы принимать участие в жизни Пресвятой Троицы. И это призвание происходит разными способами.
В рабочем документе мы хотели объяснить призвание через евангельское повествование о пути в Эмаус, которое вызывает недоумение. В первой части говорится о слушании: Христос сначала встречает людей по дороге, задаёт им вопросы, слушает, а потом интерпретирует. И мы тоже должны слушать молодёжь, задумываться над тем, что означают их ответы. Христос, отвечая, обращается к Святому Писанию и пророкам.
Во второй части Рабочего документа говорится, собственно, о том, что только во время преломления хлеба Иисусу ученики осознали, что находились с Христом, а потом Он исчезает. И они возвращаются в сообщество. Они осознают зов того, чтобы дать деятельный ответ на то, что им было дано познать. Итак, сначала мы встречаем Христа, Он едет с нами, Он даёт нам объяснения и потом мы призваны дать деятельный ответ, стать учениками-миссионерами. Это и означает призвание – встретить Святого Духа. Не важно, это произойдет через кого-то из собственных родителей, через брата или сестру, родственников, простого рабочего, специалиста. Не важно, с кем я захочу близко общаться или какой путь выберу в жизни. Основное призвание – это призвание к святости, но разными жизненными путями и разными способами.
– Как вы оцениваете вклад молодых людей в работу Синода?
– Их присутствие очень ценно. Даже сегодня во время обсуждения Іnstrumentum laboris отмечалось, что наша задача заключается в том, чтобы привлекаться к работе с молодёжью, потому что они имеют дары, они имеют благодать для Церкви и сегодня Церковь должна быть миссионерской. Они имеют ревность и рвение. И, присутствуя на наших встречах на Синоде, добавляют энергии к жизни. Они внимательно всё слушают, участвуют в обсуждениях, хоть и не могут голосовать, потому что только делегированные епископы и священники имеют право голоса, их вклад очень ценен. Мы общаемся с ними во время перерывов, спрашиваем об их жизни и о планах на будущее и таким образом получаем ответ непосредственно от молодых людей, полных энергии и энтузиазма, о том, чего Бог хочет от Церкви, и через них мы можем услышать это Божье приглашение. Их вклад и их присутствие очень ценно для нас.
Светлана Духович
«УГКЦ, как добрая мама, провожает своих верных из Украины и встречает там, куда их забрасывает судьба», – владыка Степан Сус 29 июня
С начала полномасштабного вторжения миллионы людей в Украине получают тяжёлый опыт – что такое быть беженцем, оставить родной город или...