«Везде я стараюсь служить людям до конца», – владыка Борис Гудзяк в Филадельфии

среды, 13 марта 2019, 23:22
Новый архиепископ и митрополит Филадельфийский владыка Борис Гудзяк находится с пастырским визитом в Филадельфийской архиепархии. В течение этого визита епископ знакомится с общинами верующих Украинской Греко-Католической Церкви, с духовенством и различными общественными организациями.

Помогает ему в этом и сопровождает владыка Андрей Рабий.

2 марта владыка Борис прибыл в Украинский культурно-образовательный центр, где его искренне приветствовали и встречали сотрудники. Кроме этого, они имели возможность пообщаться и поделиться своими ожиданиями от служения нового епископа. Затем владыка направился в колледж Манор и в тёплой атмосфере познакомился с учениками и преподавателями этого учебного заведения. Отдельно стоит отметить встречу с Ириной Фриз, министром по делам ветеранов. Однако на этом встречи не закончились, ведь в дальнейшем владыка Борис посетил монастырь сестёр Ордена Святого Василия Великого в городе Дженкинтаун (штат Пенсильвания, США), от которых узнал о состоянии монашества не только в Филадельфийской архиепархии, но и во всей митрополии.

В воскресенье, 3 марта, в 10:30 владыка Борис Гудзяк возглавил Божественную Литургию в кафедральном храме Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в г. Филадельфия (штат Пенсильвания, США), после которой пообщался с прихожанами.

В этот же день он встретился с общиной прихода святого Архистратига Михаила на Михайловке в г. Дженкинтаун (штат Пенсильвания, США), где молился и встречался с прихожанами. Во время этого собрания владыка представил определённые направляющие своего епископского служения и пригласил всех верных к общему созиданию нашей Церкви в целом и его будущей работы среди них. Мы с радостью делимся основными мыслями владыки.

 

Развиваться не материально, но духовно

«Я не меняю должности или работы, я не был в должности или на работе. Те, кто был со мной в Париже, во Франции, Швейцарии и странах Бенилюкса, – это люди, которые оказали мне большое доверие в течение более чем шести лет. Эта украинская община очень бедная. Я не буду сейчас входить в статистические данные, однако думаю, что семейный бюджет многих из вас значительно больше епархиального бюджета в то время, когда я приехал во Францию. У нас не было ни церквей, ни залов, мы не имеем территории, зданий, школ. Большинство людей там живут без документов. Это не Америка, где всё общество состоит из эмигрантов. Там, войти в общество очень непросто – это длительный процесс. Поэтому задачей Церкви было помогать людям. Наши люди и молодёжь говорили: "Владыка, мы не нуждаемся в материальных вещах от Вас и Вы не можете их дать, но если Церковь может нас духовно и морально поддержать, если Церковь может быть местом общения, она выполняет свою роль". Думаю, что я тоже не помогу Вам материально. Однако я бы хотел, чтобы мы углубляли свою духовную жизнь.

Сегодня мир находится в кризисе. Это большой кризис! В разных странах, где были некоторые положительные постоянные явления, теперь они расшатаны. Западная Европа – это территория, кторая семьдесят лет не знала войны. До этого времени, в европейской истории такого не было. Война – ужасная вещь, ведь тысячи людей погибают. И мы теперь знаем снова, что это такое. Ежедневно мы читаем вести о новых жертвах этого насилия. В Европе на основании христианских принципов убеждённые христиане сказали "нет" войне, сказали "мы будем вместе строить общую Европу". И сегодня этот проект начинает трещать. Неизвестно, удержится ли он. В Америке тоже много чего было построено на христианских началах, но сегодня руководствуется только одним аргументом – вопросом денег. Европа думала, что евро объединит Европу. Но этого не хватает. Ни в семье, ни в сообществах, ни в странах, ни в мире нельзя решить все проблемы и вопросы материальными благами. Безусловно, они важны.

 

Господь мощно работает у нас

Я хотел бы предложить нам с вами такую ​​перспективу, что мы здесь, в Филадельфии, в Америке, должны давать ответы нашему сообществу и нашим людям, – но не только. Мы должны быть донорами! Без больших миссионерских амбиций, что мы всех спасём не известно от чего. Без некоего мессианства. Без каких-либо фантазий. Но с истинной верой, что Господь мощно работает у нас, в нашей Церкви, среди наших людей, чтобы мы строили соотношение, чтобы со стороны сказали: «Смотрите, как эти украинцы друг друга взаимно любят». Желаю, чтобы мы сохраняли свою тождественность, ведь Вы знаете как быстро молодёжь сегодня ассимилируется и как тяжело сохранить язык у детей, какой относительно скромный процент людей приходит в воскресенье в церковь. Церковь здесь наполняется, но я не знаю, ходит ли хотя бы пять процентов украинцев в воскресенье в церковь. Именно такой процент в Париже. Вы очень хорошо знаете своих знакомых. Это всё, что сегодня насыщено присутствием людей, уже через десять лет может радикально измениться. Я вспоминаю свои годы в Париже и пик в 2014-2015 годах. Но с 2015 года много чего идёт вниз, меняется.

 

Наша молодёжь – прекрасна!

Молодёжь сегодня во всём мире ищет смысла, содержания. Сколько детей сегодня не выслушаны? Темп жизни, его требования, возможно, наши амбиции ведут к тому, что мы не имеем возможности и времени быть с детьми. Мы в экране, дети перед экраном: ярость и тьма, столько информации и стимулов, а приносит ли оно счастье, приносит или мир? Большой знак вопроса. Но это не значит, что мы не имеем прекрасных молодых людей. Они являются истинными, они задают трудные вопросы. Поэтому сегодня наше общество и наша Церковь призванны к тому, чтобы смотреть в глаза молодому человеку, смотреть прямо на эти вопросы, без страха.

 

Проблема сексуального насилия в Церкви

Сегодня в Католической Церкви существует большое кризис, связанный с сексуальными скандалами. Это очень обидно. Мы ещё увидим, что могло быть в нашем сообществе и, слава Богу, что Господь нас от этого охранил. Но Вы знаете, что 90 процентов сексуального насилия над детьми происходит в семьях? Родители, крёстные, дяди – и это 90 процентов! Мы не говорим об этих вещах. Это большое табу! Сегодня в Католической Церкви, и в нашей Церкви также, есть много установленных процедур и некоторые говорят, что самым безопасным местом для молодого человека сегодня является именно католическая среда. С 2002 года было очень мало случаев. И в мире Католическая Церковь начинает об этом говорить. В Европе 10 процентов молодёжи подверглось какому-то сексуальному насилию: в семье, в школе, в спорте, на танцах... Зато, в Индии говорят о 50 процентах населения. А эмигранты и беженцы из Африки, что на лодках приплывают в Италию и другие страны, говорят о том, что если принимать во внимание женщин и детей, то почти все подверглись сексуальному насилию. Может так случиться, что Церковь станет тем, что в мире будет помогать обществу выходить из этого греха и этой страшной травмы.

 

Мы нуждаемся в исцелении нашего доверия друг к другу

У нас осталась большая травма от Советского Союза. В течение целого века происходило насилие, 12–15 миллионов украинцев было уничтожено, а во Львове, где я жил 20 лет, была наибольшая концентрация НКВДистов и КГБистов. Не было нигде столько стукачей и сотрудников, как во Львове и на Западной Украине. Возможно, подобно было в Прибалтике. В Москве было легче и где-то во Владивостоке. Возникла проблема, что мы не доверяем друг другу. Мы проводили соцопрос в Париже, – первый глубинный соцопрос украинских эмигрантов в разных местах. 634 человека где-то на улице, возде церкви, перед посольством посвятили нам 40 минут времени в январе, когда шёл снег, что в Париже бывает довольно редко. Они ответили на 70 вопросов. Возможно, когда-то мы представим Вам этот соцопрос. Возможно, когда-то сделаем такое и в Филадельфии, чтобы понимать, чем живут люди, что у них болит, каковы их надежды и ожидания. Я расскажу только об ответе на один вопрос – вопрос доверия: "Кому Вы доверяете?" Как Вы думаете, кто был на первом месте? Родители? Родина? Члены семьи? Этот ответ делился на две части. Да, на первом месте – семья. На втором месте? Самое большое доверие было к родственникам, которые остались в Украине, а которые рядом – уже немного меньше. На втором месте была Украинская Греко-Католическая Церковь. На третьем месте – три категории французов: я уже не помню, в каком порядке, – в общем французы, французские правительственные учреждения и французские общественные учреждения. То есть, после родственников и церкви – французы. Потом Православная Церковь и другие украинцы, которые тоже приехали. Очень низкое доверие. То есть, это тот, кто сидит справа от тебя или в церкви рядом молится. К нему уже доверие низкое. А самое низкое – к украинскому посольству. Что это значит? Мы себе не доверяем! Не паникуйте, ведь есть причины этого. Нас настраивали друг против друга. Были такие обстоятельства, когда мы друг друга продавали, предавали. Это нужно лечить! Нам нужно поставить диагноз, понять это и идти вперёд. Я это представил Петру Алексеевичу. Он был в шоке. У меня была полуторачасовая беседа с министром иностранных дел Климкиным. Мы издали это книгой и сделали восемь презентаций, в том числе в Киеве в прямом эфире телеканала «Эспрессо» ещё 23 августа. Потом во Львове перед нашими епископами, в Париже, в Брюсселе, в Лондоне, в Риме. Министр иностранных дел взял экземпляр для каждого посла. И я сказал Петру Алексеевичу: «Это уже не эмиграция, это эвакуация из Украины». Чем будет Украина без украинцев? Это вопрос. А как этим десяти миллионам украинцев, находящихся за рубежом, помочь? Давайте думать об этом вместе – Церковь, общественные организации, Украинское государство. Это маленькая Парижская епархия, бюджет которой меньше, чем бюджет вашей семьи. Но я хочу сказать Вам, что приход или епархия могут внести большой вклад в целое наше украинское глобальное сообщество, а также в американское сообщество! Но мы должны в это поверить. Мы должны поверить, что украинцы могут быть хорошими. Потому что мы не верим в это. Часто можно услышать: «Ай, он сделал такое украинцам». Часто можно сказать, что лучше работать у поляков, русских или в других местах. Как исцелять этот синдром? Это не просто.

 

Какая же Филадельфия интересная!

Именно такие глубинные задачи, мне кажется, стоят перед нами. Конечно, есть определённые проблемы, но мы живём, – мы, которые должны быть уничтожены. Невероятные ресурсы были использованы для того, чтобы нашу Церковь просто стереть с лица земли. Украинского языка не должно быть, нации нашей не должно быть. Но мы есть, и мы живём. Вы прекрасны! Какие красивые дети среди нас, какая хорошая церковь у Вас! Какую мы имеем кафедру здесь, в Филадельфии, какой у нас культурный центр! Есть также здесь колледж Манор, где я побывал вчера и смог встретиться с молодёжью. Какая прекрасная там молодёжь, которая в форме игры решала международные конфликты на высшем уровне с участием советников Пентагона.

Какая же Филадельфия интересная! Это колыбель мировой демократии, именно здесь была провозглашена независимость Штатов, которые теперь являются той страной, что всех приняла: моих родителей, ваших родителей, вас, – и дала нам шанс достойно жить.

 

Дальнейшие планы для Филадельфийской архиепархии

Я приехал только на первоначальное знакомство. Порядок дел предусматривает, что я должен ещё передать епархию в Париже, которой всего шесть лет. Там было 20 общин, а теперь появилось ещё 24 новеньких общин. 15 священников приехали по моему приглашению – и вдруг их епископ исчезает. Там, в Париже, шок! Я знаю, Вы поймёте, что я не могу их покинуть вот так. Ведь если я их не брошу, то никогда не оставлю и Вас. Там, где я есть, я стараюсь служить людям до конца. Поэтому в течение двух месяцев – апрель-май – я ещё должен передавать дела. 4 июня будет официальное начало моего служения, поэтому я Вас всех приглашаю в кафедральный собор. Это будет вторник, рабочий день, поэтому не знаю, как это удастся организовать. Наверно, событие растянется на всю неделю. Блаженнейший Святослав будет с нами. А в субботу, 8 июня, в канун Сошествия Святого Духа, я предлагаю, чтобы мы совершили большую молитвенную процессию от нашего кафедрального с посещением различных церквей, которые есть в окрестности, в том числе и неукраинские. С молодёжью, детьми, «Пластом», «СУМом», ветеранами, «Тризубом», нашими спортсменами, женскими организациями… Чтобы мы могли попросить Божьей благодати на Сошествие Святого Духа и чтобы мы увидели, сколько Бог нам уже дал. Как прекрасна наша молодёжь! Думаю также, что приедет много епископов – владыка Андрей говорит о 40–50 различных епископах».

 

Просьба о молитве и общем пути

«В этом безвременье я хочу просить Ваших молитв в этом приготовлении, а затем – в первые месяцы служения. Я считаю, что первое моё задание – слушать. Возможно, у меня слишком длинное вступление. Но я хотел с вами встретиться и поэтому благодарю, что Вы спонтанно, без какого-либо предупреждения согласились быть здесь. Я также задам вам один основной вопрос: в каком епископе вы нуждаетесь? В кааом епископском служении нуждается наша Филадельфийская церковь, наша Филадельфийская община? Не знаю, смогу ли я ответить на все вопросы и потребности, ведь я грешный человек, уже немного пожилой, не с той же энергией, которая когда-то была. Но я хотел бы начинать с Ваших вопросов. Я вам говорил общие вещи, какого-то конкретного плана не успел сформулировать перед встречей с вами, священниками и верующими, старыми эмигрантами в пятом поколении и новейшими, молодёжью, детьми и их родителями. Эти встречи только начинаются...», – завершил своё обращение владыка Борис Гудзяк, ноый архиепископ и митрополит Филадельфийский.

 

Затем, 5 марта в кафедральном храме Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии владыка Борис провёл встречу с духовенством архиепархии. Она началась с совместного молебна Пресвятой Богородицы, а затем владыка представил своё видение епископского служения на Филадельфийской кафедре и пригласил всех присутствующих к общему братскому сожительству на благо вверенных ему людей и всей Церкви.

Стоит отметить, что на протяжении всех посещений и знакомств владыку Бориса сопровождает Преосвященный владыка Андрей Рабий, Апостольский администратор Филадельфийский, а встречи проходят на английском и украинском языках.

 

synod.ugcc.ua


ПУБЛИКАЦИИ

«УГКЦ, как добрая мама, провожает своих верных из Украины и встречает там, куда их забрасывает судьба», – владыка Степан Сус 29 июня

С начала полномасштабного вторжения миллионы людей в Украине получают тяжёлый опыт – что такое быть беженцем, оставить родной город или...