В Вене открыли мемориальную доску кардиналу Инницеру, который спасал людей во время Голодомора
воскресенье, 24 ноября 2019, 22:10 По инициативе архиепископа Вены кардинала Кристофа Шёнборна в архиепископском дворце, в Вене, состоялась торжественная академия по случаю открытия памятной доски кардиналу Теодору Инницеру. В этот день чествовали его роль в помощи жертвам Голодомора в 1932-1933 годах в Украине и других частях тогдашнего СССР.Церемония началась в 14:30 в помещении «Клуба Штефансплац, 4». Зал был заполнен, более ста присутствующих с интересом слушали об уникальной личности Теодора Инницера. На торжественные чествования прибыли представители христианских Церквей, еврейской общины Вены и светской власти. С приветственным словом, рядом с кардиналом Шёнборном и раввином Вены, выступил и глава УГКЦ Блаженнейший Святослав.
В своём выступлении кардинал Кристоф Шёнборн отметил, что этот день является особым в истории Греко-Католической Церкви, и поделился радостью от того, что имеет возможность разделить его с представителями различных религиозных общин. «Сегодня мы вспоминаем кровавое и ужасное событие – одно из самых ужасных в ХХ веке. И в то же время – смелого человека, который по своей экуменической инициативе обратил внимание всего свободного мира на гуманитарную катастрофу тогдашнего СССР», – сказал кардинал.
С особыми словами к собравшимся обратился Глава УГКЦ Блаженнейший Святослав: «Голодомор – открытая рана в памяти, телах и душе украинцев во всём мире. Это был самый дешевый и самый позорный способ уничтожения тех, кто не согласен с политикой Сталина. Как ни парадоксально это звучит, Голодомор состоялся на земле, которая считалась житницей Европы».
Блаженнейший Святослав подчеркнул, насколько важной была Церковь в то время, поскольку это был единственный голос безголосних и невинных людей. В июле 1933 года Андрей Шептицкий пишет письмо-призыв «Украина в предсмертных судорогах». В августе 1933 года Теодор Инницер – первый и единственный, кто пытался объединить мир в помощи в этой ужасной ситуации. Поэтому для него особенно важна инициатива кардинала Кристофа Шёнборна отметить усилия кардинала Инницера: «Пока преступление молчит, оно продолжает убивать. Именно поэтому важно помнить о нём, чтобы не допустить подобных ужасов. Я искренне благодарен кардиналу Шёнборну за то, что вы заботитесь о ранах и боли Украины сегодня. Пусть Бог воздаст вам Своею благодатью».
Раввин Вены Шломо Хофмайстер начал свою речь с поучительной истории о принципах Авраама и Ноя. В то время, как Ной шёл по жизни с Богом, но заботился только о своей жизни, Аврааму была небезразлична судьба людей вокруг него, он всегда старался быть солидарным и помогать другим людям. Именно таким был для Равина Шломо и Теодор Инницер, принципам которого стоит следовать и сегодня: «Во время, когда на общественной повестке дня раскол, разброд и поляризация, пример Теодора Инницера показывает нам, что мы не должны бояться будущих вызовов. Все религиозные общины должны взять на себя ответственность быть смелыми и помогать тем, кто в этом нуждается».
Посол Украины в Австрии Александр Щерба упомянул в речи персональную историю своей семьи, происходящей из города Жмеринки Винницкой области. Сестра его бабушки, к сожалению, не выжила и умерла весной ужасного 1933 года, будучи маленьким ребенком, отравившись весенним цветом. Когда Александр Щерба вспоминает об этих рассказах и страшных событиях, то задаёт себе два вопроса: как Бог мог допустить такую трагедию и почему люди не помогли, а смирились? «Однако не все молчали и отводили взгляд. Яркий пример самопожертвования и помощи кардинала Инницера – для меня ещё одна причина верить в Бога и в доброту человечества», – заключил он.
Известный американский историк, автор книги «Дорога в неволю», бестселлера «О Тирании: 20 уроков их ХХ века» Тимоти Снайдер выступил с отдельным докладом на тему «Забытое свидетельство: Архиепископ Инницер и страдающая Украина». Для этого профессору Снайдеру были специально предоставлены архивные материалы по теме.
В рамках речи Тимоти Снайдер рассказал присутствующим о личности кардинала Инницера, что он сделал и почему в историческом контексте сегодня и тогда это было столь важно. А также обратил внимание на то, что нам известно о его деятельности и почему, собственно, так мало было известно.
«Для меня, как для историка, особая честь – иметь возможность рассказать о фигуре кардинала Инницера. Ведь воспоминания из прошлого дают возможность рефлексировать и думать об этом сегодня в надежде, что это будет иметь позитивные последствия в будущем. Каждая смерть во время Голодомора – это часть общей истории, и, помня об этом, мы понимаем, что повторения этого мы точно захотим избежать в будущем».
Разобрав исторический контекст, Тимоти Снайдер подчеркнул, что Голодомор в Украине для тогдашнего правления был политическим и, прежде всего, национальным вопросом. Поскольку Голодомор охватил значительные территории бывшего СССР, но больше всего пострадала тогдашняя Украина. Другой вопрос, который стоял на повестке дня Сталина и который он пытался решить с помощью Голодомора, – превращение крестьянской страны на рабочую. Голодомор был результатом коллективизации, в результате чего больше всего пострадало сельское население на территории Украины.
Кроме массовых убийств, эта трагедия заставляла людей постоянно делать ужасный выбор. Голодомор уничтожил человеческую, городскую, партнёрскую солидарность. Он сделал возможной и приемлемой большую ложь. Поскольку правительство тогдашнего Советского Союза отрицало наличие подобных событий, а все обвинения в свою сторону трактовало как политическую провокацию против Союза. Несмотря на то, что границы были закрытыми и люди не могли бежать ни за пределы СССР, ни в пределах Советского Союза, профессор Снайдер отмечает, что были люди, которые знали, что происходит в тогдашней Украине, – это дипломаты и журналисты. Однако не всё то, что знают дипломаты, трансформируется в политические решения, а журналисты не хотели терять свои выгодные места в Москве, поэтому предпочитали замалчивать события. Именно поэтому поступки и ангажированность Теодора Инницера вызывают восхищение и глубокое уважение. Можно думать, что в то время он был своеобразным Дон Кихотом.
Но может ли один человек изменить систему? Профессор Снайдер прекрасно подытоживает, насколько деятельность кардинала была важной. По словам Тимоти Снайдера, Теодор Инницер своими поступками (сделал заявление о Голодоморе для всего западного мира, организовал Комитет помощи и международную конференцию) закрепляет понятие истины в обществе: «Говорить правду громко и уверенно – довольно редкое и уникальное явление даже в 2019 году, представьте, насколько непопулярно это было тогда, в 1933-ем? Правда не может выжить сама по себе. Она нуждается в людях, чтобы говорили о ней».
Поступки Теодора Инницера ярко говорят сами за себя и учат нас важности права человека, а также любви к ближнему. Кроме того, профессор Снайдер подчеркнул, что мы имеем немало историй массовых убийств, но мы должны создать историю людей, которые пытались предотвратить это. Очень тяжело писать историю, когда погибло такое необъятное количество людей. И современному поколению трудно представить это осознанно. Но мы можем думать и анализировать историю одного человека, чтобы проектировать, что подобное случилось с миллионами. И ещё с миллионами не произошло благодаря одному человеку – Теодору Инницеру, который был первым и единственным на то время и достаточно смелым, чтобы призвать бороться. «Потому что люди могут видеть разницу. И разница между единицей и нулем – значительная и неоценимая», – завершил свой доклад профессор Снайдер.
После доклада состоялось открытие памятной доски о помощи Теодора Инницера жертвам Голодомора. По личному решению кардинала Шёнборна, доску разместили у парадного входа в Архиепископском дворце. Именно в этом дворце осенью 1933 года на весь мир прозвучало обращение о помощи украинцам и другим национальностям на территории бывшего СССР, которые умирали от голода. В призыве кардинала Инницера миллионы невинных жертв получили возможность услышать. «Этот знак солидарности в прошлом должен усилить наше убеждение и веру сегодня в том, что совместные усилия и голос могут изменить судьбу миллионов», – высказался кардинал Шёнборн.
Памятная доска в честь кардинала Инницера сделана из камня и имеет круглую форму, напоминающую жернова. Шершавость поверхности ассоциируется с грубостью тех времён. Текст на доске – призыв кардинала Теодора Инницера от 16 октября 1933 года о помощи жертвам Голодомора 1932-1933 годов и основание по его инициативе «межконфессионального и международного Комитета помощи территориям Советского Союза, пострадавшим от голода». В текстовой части проходит линия, и сбоку большим цифрами размещены «163». Во время своей речи на церемонии открытия доски кардинал Кристоф Шёнборн объяснил символизм и значение этих трёх цифр «В то время действовал "Закон о пяти колосках". В пяти колосках находится примерно 163 зерна. То есть небольшой пакет зерна, за сокрытие или наличие которого в 1932-1933 гг. могли отправить в лагерь на север России с конфискацией имущества или расстрелять на месте».
Автор памятной доски – украинский архитектор Ростислав Бортник. Для него очень важным стало участие в данном событии по двум причинам: «Эта мемориальная таблица расположена в самом центре Вены, всего в пяти метрах от собора Святого Стефана. И что самое важное – на этой таблице высечено слово Hungermord (с нем. «убийство голодом»), то есть Голодомор, как непосредственное определение этого убийства (геноцида) украинского народа».
Вечером, в 20:30, в архиепископской соборе Святого Стефана состоялся концерт-реквием в память о жертвах Голодомора с участием мужской хоровой капеллы «Дударик», которая приехала из Украины, и солистки Венской государственной оперы Зоряны Кушплер.
Перед концертом кардиналу Кристофу Шёнборну вручили орден митрополита Андрея Шептицкого. «Для меня это большая честь. Я принимаю орден с мыслью о кардинале Инницере. Этот орден принадлежит ему, ведь именно он ответил на просьбу Андрея Шептицкого о помощи жертвам Голодомора», – отметил он.
Лидия Акришора
для Викариата верных Восточных Католических Церквей в Австрии
«УГКЦ, как добрая мама, провожает своих верных из Украины и встречает там, куда их забрасывает судьба», – владыка Степан Сус 29 июня
С начала полномасштабного вторжения миллионы людей в Украине получают тяжёлый опыт – что такое быть беженцем, оставить родной город или...